Вопрос 11. Адаптация к школе
Очень сложным для первоклассников является период адаптации к школе. Обычно он составляет от 4 до 7 недель. В адаптационный период многие дети очень шумны, кричат, без остановки носятся по коридорам и лестницам, на уроках часто отвлекаются, с учителем ведут себя довольно развязно. Другие, напротив, зажаты, скованы, излишне робки, стараются держаться незаметно, смущаются, когда к ним обращается учитель, при малейшей неудаче или замечании плачут. В период школьной адаптации у некоторых детей нарушается сон, аппетит, он становятся очень капризными, ни с того, ни с сего у них возрастает интерес к играм, игрушкам и книжкам для маленьких детей, увеличивается количество заболеваний. Все эти нарушения или так называемые функциональные отклонения, вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка и его организм в связи с резким изменением образа жизни, значительным увеличением и качественным усложнением тех требований, которым ребенок должен соответствовать. Естественно, что не у всех детей адаптация сопровождается подобными отклонениями. Однако есть первоклассники, у которых наблюдаются множественные функциональные отклонения.
Принято считать, что труднее всего адаптируются к школе дети, не посещавшие детский сад и мало общавшиеся со сверстниками. Однако, практика показывает, что это не соответствует действительности. Значительные трудности в адаптации могут испытывать и дети, посещавшие детский сад.
Ранее, особые трудности отмечались у детей, обучавшихся по программе трехлетней начальной школы, так как они сразу должны были включаться в интенсивное изучение учебного материала, проходящее в относительно быстром темпе.
Существуют разные точки зрения относительно того, каковы задачи учителя при работе с первым классов в адаптационный период.
Согласно одной из них, учитель должен быть максимально активен и найти правильный подход к каждому ребенку. Особое внимание стоит уделять тем детям, у которых наблюдаются ярко выраженные функциональные отклонения. Согласно другой – педагог должен вести наблюдение за всем классом и в крайних случаях обращаться за помощью к школьному психологу.
В отечественной возрастной психологии считается, что в адаптационный период учитель должен оставаться наедине с классом и обращаться к специалистам лишь в крайнем случае, поскольку при нормальном протекании процесса адаптации, в большинстве случаев функциональные отклонения проходят как бы сами собой. Поэтому никакой специальной работы не требуется. Целесообразным при этом считается выступление психолога на родительском собрании об особенностях возраста, периода адаптации и о том, что могут сделать родители, чтоб облегчить адаптацию к школе.
Иногда в первом классе встречаются ученики, у которых процесс адаптации сильно затягивается, а у некоторых полноценной адаптации к школе на первом году обучения так и не происходит. Такие дети часто и долго болеют и именно они составляют группу риска с точки зрения возникновения школьного невроза.
При изучении процессов адаптации было выяснено, что трудности в привыкании к школе могут быть связаны с отношением родителей к школьной жизни и школьным успехам. Это, с одной стороны, страх родителей перед школой, боязнь, что ребенку там будет плохо, опасения, что ребенок будет простужаться и болеть. С другой стороны, это ожидание от ребенка только очень высоких достижений и активное демонстрирование ему своего недовольства тем, что он с чем-то не справляется, чего-то не умеет.
- Тема 10. Младший школьный возраст
- Вопрос 1. Особенности общения
- Вопрос 2. Развитие устной и письменной речи
- Вопрос 3. Сенсорное развитие
- Вопрос 4. Развитие мышления
- Вопрос 5. Развитие внимания, памяти, воображения
- Развитие внимания
- Развитие памяти
- Развитие воображения
- Вопрос 6. Телесное развитие
- Вопрос 7. Половая идентификация
- Вопрос 8. Психологичекое время личности
- Вопрос 9. Развитие чувств
- Вопрос 10. Психологичекая готовность
- Вопрос 11. Адаптация к школе
- Вопрос 12. Общая характерисика