2.1 Понятие и виды связной речи. Развитие форм связной речи
Характеристика качеств связной речи.
Виды связной речи (диалог, монолог).
Возрастные особенности развития форм связной речи у дошкольников. Особенности ситуативной и контекстной речи.
1. Понятие «связная речь» употребляется в методике развития речи в нескольких значениях. Связная речь как комплекс речевых умений и навыков, необходимых для общения и взаимопонимания, представляет собой смысловое развернутое высказывание. Связной речью называют также одно из сложных качеств, характеризующееся рядом признаков. Критерии связности речи для дошкольников разработаны О.С. Ушаковой. К ним относятся:
- содержательность (полнота передачи содержания текста и мысли);
- логическая последовательность (умение самостоятельно начать и закончить изложение, перейти от одной части к другой без повторов);
- грамматическая и фонетическая правильность;
- точность (подбор слов и словосочетаний в соответствии с текстом или мыслями);
- выразительность (богатство языковых средств).
Связность речи отражает связность мыслей, в ней проявляется логика мышления, умение осознать окружающую действительность. Развитие связной речи тесно связано с совершенствованием психических процессов: восприятия (умение наблюдать, замечать особенности окружающего мира), памяти (сохранение образов), мышления (умственные операции сравнения, обобщения) и внимания к форме и содержанию высказывания. Именно в процессе развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление.
Связная речь – наивысшее достижение речевого развития детей дошкольного возраста. Это результат развития всех сторон речи: словаря, грамматического строя, звуковой культуры.
Большую роль в развитии связной речи играет и ознакомление детей с художественной литературой. Литературное произведение является для дошкольников образцом связного высказывания, по которому дети сначала учатся пересказывать, а затем и самостоятельно составлять тексты.
Таким образом, все задачи развития речи детей дошкольного возраста находят свое завершение в развитии связной речи, которая организована по законам логики и грамматики и представляет собой единое целое, обладает законченностью, самостоятельностью и расчленяется на части, связанные между собой.
Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития связной речи, что способствует становлению интеллектуальных функций речи (рассуждения, объяснения, обдумывания плана высказывания, поиск способов выражения мыслей и т.д.). Развитие умения рассказывать необходимо для подготовки к обучению в школе, так как устная связная речь является основой для обучения детей письменной речи.
2. К основным видам связной речи относятся диалог и монолог.
Диалогическая речь рассматривается учеными как первичная форма языкового общения, которая строится на обмене высказываниями. Для нее характерны такие формы, как вопрос, ответ, комментарий, добавление, пояснение, распространение, возражение, формулы речевого этикета.
Монологическая речь – это развернутый вид речи, который отличается произвольностью и организованностью. Монолог представляет собой законченное высказывание в форме текста, объединенное смысловой, грамматической связью.
Сопоставляя диалог и монолог по различным признакам и характеристикам, можно выявить ряд различий:
Характеристика | Диалог | Монолог |
Стиль общения | Общение двух и более людей, сопровождается спонтанной реакцией, определяемой ситуацией | Односторонний характер высказываний, не рассчитанный на немедленную реакцию, но отличающийся преднамеренным воздействием на слушателей |
Структура | Неполные предложения, фонетические сокращения, непривычные словообразования, нарушение синтаксических норм | Полные развернутые предложения, больше сложных и распространенных предложений, четко выделены структурные части (начало, основная часть, конец) |
Цель | Спросить, ответить, получить ответ, побудить к действиям, договориться о совместной деятельности | Сообщить факты, аргументировать мнение, привести доказательства, сформулировать выводы |
Литератур-ные нормы | Часто используется разговорная речь, допустимы диалекты, жаргон, профессиональный сленг | Сознательное использование литературных норм, объяснение специальных терминов и слов |
Вырази-тельность | Неравномерный темп, сила голоса, повышенная эмоциональность, ярко выраженные интонации, активно используется мимика, жесты | Умеренный темп, обдуманность интонаций, выразительность мимики и жестов подчеркивает смысл слов |
Развитие связной речи детей дошкольного возраста идет от диалога к монологу. Диалог имеет первостепенное значение для ребенка в социологизации личности. При правильном обучении диалогической речи в младшем дошкольном возрасте у ребенка формируется важное умение следить за логикой своего повествования, именно тогда происходит зарождение и развитие монологической речи.
Исследуя проблему онтогенеза диалога и монолога, швейцарский психолог Жан Пиаже открыл и проанализировал феномен эгоцентрической речи. Он охарактеризовал ее как «речь для самого себя» и назвал признаком незрелости детского мышления. Поскольку такой речью ребенок сопровождает свои действия, Пиаже сделал вывод, что развитие речи идет от монолога (эго) к диалогу (социализированной речи). Оппонентом Пиаже по исследованию онтогенеза детской речи был Л.С.Выготский. Он доказал в ходе эксперимента, что эгоцентрическая речь ребенка является временным явлением.
Диалогическая речь развивается у детей в процессе общения со взрослыми и в коллективе сверстников. Монологическая речь предполагает умение избирательно пользоваться наиболее подходящими для данного высказывания языковыми средствами и поэтому требует специального обучения.
3. При анализе возрастных особенностей связной речи у детей дошкольного возраста необходимо рассмотреть соотношение ситуативной и контекстной речи. Эти два вида речи выделил С.Я. Рубинштейн в зависимости от характера связи с предметным внешним планом, ситуацией общения.
Ситуативная речь характерна для детей раннего возраста. Содержание ее понятно окружающим лишь в том случае, если им знакома ситуация, о которой высказывается ребенок. Такая речь несвязная, она лишена смысловой целостности. Вначале ситуативная речь ребенка отражает ближайшую действительность, ту ситуацию, в которой находится ребенок. Эта разговорная речь направлена на собеседника и выражает просьбу, желание, вопрос, то есть ситуативная форма соответствует основному содержанию и назначению.
Но по мере изменения содержания и функции речи, ребенок в процессе обучения овладевает контекстной речью, которую можно понять в определенном контексте общения. Когда у ребенка развивается контекстная речь, она не вытесняет ситуативную. Ребенок, как и взрослый, пользуется то одной, то другой, в зависимости от содержания и характера общения. К контекстной речи переходят тогда, когда требуется связное изложение темы, выходящей за пределы ситуации.
В развитии связной речи детей выделяют четыре этапа.
I этап – подготовительный (первый год жизни). Характеризуется дозреванием речевых центров коры головного мозга, совершенствованием функций речевых органов, развитием речевого слуха и артикуляционного аппарата.
II этап – развитие понимания речи (второй год жизни). Сначала ребенок соотносит слово и с эмоциональным переживанием, и с предметом, и с действием, и с местом, где находится предмет, и с ситуацией, связанной с ним. Затем происходит дифференциация значения слова и закрепление связи между звуковым и зрительным образом. К двум годам общение взрослого и ребенка строится на основе понимания речи. Ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь на бытовом уровне, знает названия многих предметов, выполняет простые и двухэтапные инструкции, активен в речевом общении. Часто в общении дети используют мимику, жесты, движения и различные звукоподражания. Формируется так называемая автономная речь, которая служит подготовительным этапом в развитии самостоятельной речи. Автономную речь составляют слова-звукоподражания, которыми ребенок заменяет трудные для произношения литературные слова (би-би, ляля, киса, ту-ту).
III этап – развитие фразовой речи. Это этап начала развития диалога. К концу второго года жизни речь становится основным средством общения. Диалог с детьми чаще всего осуществляется в вопросно-ответной форме. Дети учатся отвечать на простые вопросы: кто это? Что? Какой? Где? Куда? Что делает? Сначала одним словом, потом фразой из 2-3 слов. Диалоги с детьми непродолжительные во времени, часто ситуативны, связаны с конкретным предметом, игрушкой. Постепенно ребенок учится отвечать на обобщенные вопросы, когда нет прямого указания на предмет: что ты хочешь? Во что будешь играть? Какую книгу почитать? В процессе диалога у детей формируется функция выражения своих мыслей и элементарного взаимодействия с собеседником. Фразовой речью дети пользуются и в совместных играх, комментируя свои игровые действия (покормлю куклу; гараж для машины) или общаясь со сверстниками (давай строить вместе).
IV этап – переход к монологической речи. Первая форма монолога, которая появляется у детей, – это речь-сообщение. Она возникает в процессе развернутого ответа на какой-либо вопрос 2-3 фразами. При этом ребенок часто пользуется указательными местоимениями «этот», «там», заменяя ими существительные и прилагательные, встречаются ошибки в звуковом и грамматическом оформлении речи. По данным О.С. Ушаковой, построение предложений в 90 % случаев идет по схеме «подлежащее – сказуемое». Первые монологи детей чаще всего связаны с конкретной ситуацией.
Развитие монологической речи в старшем дошкольном возрасте является мощным резервом их умственного развития. Обучение детей составлению рассказов разного типа является ведущим направлением работы по развитию речи и в контексте подготовки детей к обучению в школе.
Дети шестого года жизни могут пересказывать знакомый литературный текст в соответствии с авторскими словами, составлять свой рассказ на основе образца. Уровень рассказывания по многим показателям (содержательность, словесное оформление, грамматическая правильность и точность) заметно повышается. Более разнообразными становятся типы связей между предложениями, внутри предложений и между словами. В рассказах детей появляется плавность, меньше остановок, пауз, запинок. Однако дети не всегда правильно передают структуру рассказов. Особые трудности вызывает у детей составление рассказов со сложным сюжетом. Чтобы связно рассказывать о чем-либо, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие), анализировать, отбирать основные факты, устанавливать причинно-следственные и временные отношения между предметами и явлениями. Поэтому содержательность, логичность, последовательность монологической речи тесно связана с интеллектуальным развитием детей.
Литература
Старжинская, Н.С. Учим детей рассказывать / Н.С. Старжинская, Д.М. Дубинина, Е.С. Белько. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2003. – 144 с.
2. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2001. – 240 с.
- Часть 1
- В.Н. Смаль
- Тема 2.3 Разговор и беседа как основные методы 53
- 1 Теоретические основы методики развития речи
- 1.1 Введение в курс «Теория и методика развития речи»
- 1.2 Место методики развития речи в системе психолого-педагогических наук
- 1.3 Особенности развития речетворческой системы дошкольников
- 1.4 Формирование речевой деятельности в онтогенезе
- 1.5 Становление методики развития речи как науки.
- 1.6 Вклад к.Д. Ушинского в основание методики первоначального обучения родному языку
- 1.7 Роль е.И. Тихеевой в создании методики развития речи детей в условиях детского сада
- 1.8 Основные направления современных исследований детской речи
- 1.9 Психолого-педагогические основы программы речевого развития дошкольников
- 1.10 Методы научного исследования развития речи
- 1.11 Общение как фактор овладения родным языком
- 2 Развитие связной речи дошкольников
- 2.1 Понятие и виды связной речи. Развитие форм связной речи
- 2.2 Виды детских рассказов и приемы обучения дошкольников рассказыванию
- Тема 2.3 Разговор и беседа как основные методы формирования связной речи детей
- 2.4 Обучение дошкольников рассказыванию на наглядной основе
- 2.5 Методика обучения детей составлению рассказов по картинам
- 2.6 Методика обучения дошкольников пересказу литературных произведений
- 2.7 Психолого-педагогические основы обучения дошкольников творческому рассказыванию
- 2.8 Методика обучения детей сочинению рассказов и сказок
- Психолого-лингвистические основы моделирования как метода развития связной речи дошкольников
- Методика использования схем и моделей в обучении детей связной речи
- 2.11 Диагностика уровня развития связной речи дошкольников
- 3 Развитие словаря дошкольников
- 3.1 Теоретические основы развития словаря детей
- Развитие словаря детей раннего возрастана основе ознакомления с предметами и явлениями
- 3.3 Развитие словаря дошкольников в процессе ознакомления со свойствами и качествами предметов
- 3.4 Формирование обобщающих понятий в словаре детей
- 3.5 Роль фольклора в обогащении словаря детей
- Развитие речи детей в процессе обучения разгадыванию и составлению загадок
- Методика словарной работы в процессе ознакомления детей с окружающим миром
- 3.8 Использование дидактических игр и упражнений в процессе развития словаря детей
- 3.9 Диагностика уровня развития словаря дошкольников
- СпИсок литературы