§ 4. Повышение качества подготовки специалистов
Состояние, основные принципы и подходы
к повышению качества подготовки специалистов
Переход к рынку труда объективно требует коренного повышения качества профессионального образования, профессиональной подготовки, более высокого уровня квалификации, получаемого будущим рабочим или специалистом в начале своего жизненного пути. Особую остроту в задачу обеспечения высокого качества профессионального образования привносят, с одной стороны, ускоренное развитие международных экономических связей, более широкая вовлеченность российского промышленного и аграрного потенциала в мировое экономическое пространство, создание совместных предприятий и фирм, а с другой – конкуренция в сфере образования, на рынке образовательных услуг.
При аттестации рабочего или специалиста, присвоении им определенной квалификации должны быть соблюдены единые требования, обеспечен государственный стандарт профессионального образования, учитывающий требования международных сертификатов о профессиональной квалификации.
Происходящие в сфере профессионального образования положительные процессы дифференциации образования, создание образовательных учреждений принципиально нового типа и разных организационно-правовых форм, обозначившаяся в регионах вариативность учебных планов и программ, параллельных
учебников – все это даже в условиях введения государственного стандарта качества образования может иметь нежелательные последствия из-за отсутствия четко поставленной диагностики качества профессионального образования. Такие процессы могут привести к снижению качества профессионального образования на всей территории Российской Федерации. Требуется четкое и однозначное формулирование требований к содержанию профессионального образования, к выпускникам училища, техникума, вуза; столь же точно должны быть описаны параметры качества подготовки, подлежащие контролю.
Разработка и обновление стандартов, единых требований к уровню профессионального образования, создание систем диагностики и оценки качества профессионального образования осуществляются в их тесной взаимосвязи. Представляется исключительно важным наряду с формированием системы диагностики качества профессионального образования в Российской Федерации создание совместно с другими заинтересованными государствами совместных систем диагностики и оценки качества профессионального образования.
В этой связи актуальным представляется создание и налаживание службы диагностики и качества профессионального образования, обеспечивающей федеральные и территориальные органы управления образованием, Федеральную службу занятости России, отраслевые министерства и ведомства, предприятия и общественность систематической и объективной информацией в этой области.
Для начального и среднего профессионального образования управление качеством подготовки специалистов осуществляется через разработку государственных стандартов профессионального образования, научно-методического обеспечения их функционирования, рекомендаций по обеспечению преемственности содержания подготовки специалистов в системе непрерывного образования, требований к содержанию профессионального образования, а также уровню подготовки выпускников. На этой основе разрабатывается дифференцированная система критериальных (точно измеряемых) показателей качества, взаимосвязанных систем тестов – как способов измерения качества профессионального образования, в том числе для приема обучающихся на различные ступени обучения рабочим профессиям и специальностям, для итоговых аттестаций качества подготовки выпускников по всем ступеням образования.
Для этого на всех уровнях разрабатываются стандартизованные диагностические методики, используемые для оценки качества профессионального образования, отрабатывается организация диагностики качества профессионального образования. Создаются общие и частные методики текущего и итогового контроля успеваемости обучающихся, итоговой аттестации как заключительной проверки эффективности результатов обучения. При этом организуются банки данных, содержащих документы научно-методического обеспечения диагностики качества подготовки квалифицированных рабочих и специалистов, а также включающих иную информацию по этим вопросам.
Вся эта работа сопровождается повышением квалификации и переподготовкой инженерно-педагогических кадров учреждений профессионального образования по всему кругу вопросов, связанных со стандартизацией, диагностикой качества профессионального образования и управлением качеством подготовки специалистов.
Повышение качества подготовки рабочих и специалистов не решается на уровне частных методик лишь совершенствованием проверки знаний, умений и навыков. Диагностика качества профессионального образования является составной частью обширной и многозначной научно-практической проблемы – конкретизации целей обучения, научно обоснованных требований к обязательному минимуму содержания основных профессиональных образовательных программ, максимальному объему учебной нагрузки обучающихся и к уровню подготовки выпускников.
Параметры качества профессионального образования
Будущая трудовая деятельность выпускника определяет содержание обучения и требования к его качеству. Такой подход к отбору содержания обучения и требований к качеству его усвоения, когда будущая профессиональная деятельность выпускника образовательного учреждения выступает основным источником его формирования и критерием оценки, называется деятельностным и соответствует современным представлениям педагогики и психологии. Этот подход в профессиональном образовании учитывает целостность, системность педагогических структур, содержание образования, форм и методов, а также результативность – параметры, взаимосвязанные между собой при подготовке специалистов.
Системный подход в педагогике предполагает вычленение элементов педагогической системы и исследование их во взаимосвязи и взаимовлиянии. Педагогическая система (образовательное учреждение) состоит из ряда элементов, которые группируются вокруг дидактической задачи и технологии ее достижения. Любая, в том числе и педагогическая, система является частью более широкой системы, в данном случае социальной. Социальная система формирует социальный заказ на подготовку специалистов различных профессий и специальностей с определенным качеством подготовки. Нормативным выражением такого заказа является перечень профессий и специальностей, а также профессиональные характеристики по ним. Реальное отражение социального заказа можно увидеть в конъюнктуре рынка рабочей силы, в должностных инструкциях и требованиях предприятий, фирм, учреждений к своим специалистам.
Усвоение учебной информации будущим специалистом можно соотнести с алгоритмом его конкретных действий и поведения (схема 4). Описание будущей деятельности специалиста является исходным материалом для назначения параметров качества его образования, а также служит главным критерием при решении всех спорных вопросов в этом отношении.
Схема 4
Схема оценки степени усвоения учебной информации будущим специалистом
Повышение качества подготовки профессионально-педагогических работников
Анализ профессиональной деятельности работников профессиональной школы и соответствующих этой деятельности квалификационных требований образовательных стандартов к выпускнику показывает, что наиболее востребованными системой профессионального образования оказываются специалисты – педагоги профессионального обучения. Учитывая наибольшую потребность профессиональной школы в педагогах профессионального обучения и других специалистах, а также интерес к данному виду подготовки со стороны вузов и населения, при пятилетнем сроке обучения компоненты образовательной программы выстраиваются в четкой взаимосвязанной последовательности с соответствующим количеством учебных часов, согласно их значимости (схема 5).
Содержание образовательной программы в профессионально-педагогическом вузе объединено в четыре цикла, которые, в свою очередь, делятся на блоки. Содержание гуманитарной, математической и естественно-научной подготовки унифицировано для всех специальностей. Цикл дисциплин профессиональной подготовки является вариативным и состоит из двух блоков – общих и специальных дисциплин. Каждый блок включает по два модуля.
Модуль психолого-педагогических дисциплин представляет собой один из компонентов интегрированной подготовки специалиста. Модуль отраслевых дисциплин (второй компонент) формирует знания, умения и навыки работы в определенной сфере производства. Модульный подход к структурированию содержания позволяет выделить из дисциплин циклов и блоков такие, которые являются инвариантными частями содержания подготовки специалистов с различными специализациями и аналогичны для всех образовательных программ специальности 030500 – «профессиональное обучение». Другие (вариативные) модули строятся в зависимости от специфики отрасли.
В Российской Федерации сформировались условия стандартизации высшего профессионально-педагогического образования как современного многоуровневого вида образования. В Государственном образовательном стандарте высшего профессионально-педагогического образования реализован принцип единообразия общей структуры стандартов профессионального образования, обеспечен преемственный переход от одного уровня профессионального образования к другому.
Схема 5
- Введение
- Глава 1. Введение в профессионально-педагогическую специальность
- § 1. Общая характеристика профессионально-педагогической специальности
- § 2. Профессионально-педагогическая деятельность
- Виды и содержание профессионально-педагогической деятельности
- § 3. Личность педагога профессионального обучения
- Профессионально-педагогические умения
- § 4. Профессиональная культура педагога профессионального обучения
- § 5. Подготовка педагогов профессионального обучения
- § 6. Профессионализация деятельности и личности педагога профессионального обучения
- Глава 2. Общие основы педагогики
- Отрасли педагогики и их основные задачи
- Связь педагогики с другими научными дисциплинами
- § 2. Основные категории педагогики
- Технология педагогического взаимодействия
- Взаимосвязь обучения и воспитания в педагогическом процессе
- Факторы развития личности
- § 3. Методология педагогики и методика педагогических исследований
- Виды исследований в педагогической науке
- § 4. Целостный педагогический процесс
- Последовательность решения педагогической задачи
- Отдельные аспекты целостного педагогического процесса
- Целостная педагогическая деятельность
- Целостная педагогическая деятельность и компоненты содержания образования
- § 5. Педагогические инновации
- Классификация педагогических инноваций
- Сравнительные характеристики традиционного и инновационного образовательных учреждений
- Основные факторы творческого саморазвития педагога-новатора
- § 6. Профессиональная педагогика как отрасль научных знаний
- Структура профессиональной педагогики
- Объекты и предметы различных областей педагогики
- Основные категории профессиональной педагогики
- Глава 3. Образование как социокультурный феномен
- § 1. Сущность, аспекты и функции образования
- Многоаспектность образования
- § 2. Ведущие парадигмы образования
- Отношение между учителем и учеником в традиционной и личностно-ориентированной педагогике
- Взаимосвязь культуры и образования
- § 3. Исторически сложившиеся теории обучения
- Поэтапное формирование умственных действий
- § 4. Модели образования
- Сравнительная характеристика моделей образования
- § 5. Виды и уровни образования
- § 6. Нормативно-правовые основы образования
- Глава 4. Становление и развитие профессионального образования
- § 1. История зарубежного профессионального образования
- § 2. Становление и развитие профессионального образования в России
- Система народного образования в дореволюционной России
- § 3. Современное состояние профессионального образования за рубежом
- Система профессионального образования сша
- Система профессионального образования Франции
- § 4. Система профессиональной подготовки кадров в Российской Федерации
- Система профессиональной подготовки кадров в рф
- § 5. Исторически сложившиеся системы и концепции профессионального образования
- Монопрофессиональное обучение
- Система профессиональной подготовки
- § 6. Современные требования к профессионалу
- Предпосылки и современные требования к подготовке кадров
- Характеристики ключевых компетенций
- Профессиональное развитие
- § 7. Основные компетенции и направления профессионального образования в современном мире
- Глава 5. Образовательный процесс в профессиональном учебном заведении и его проектирование
- § 1. Теоретические основы педагогического проектирования
- § 2. Проектирование образовательного процесса в профессиональном учебном заведении
- Профессиональное образование
- Процесс проектирования модели личности профессионала
- § 3. Проектирование содержания профессионального образования
- § 4. Методы профессионального обучения и их проектирование
- § 5. Организационные формы профессионального обучения и их проектирование
- Формы организации образовательного процесса
- Этапы проектирования организационной формы обучения и воспитания
- § 6. Дидактические средства профессионального обучения
- Глава 6. Технологии профессионального обучения
- § 1. Сущность, функции и принципы профессионального обучения
- Процесс профессионального обучения
- Функции профессионального обучения
- Содержание принципов профессионального обучения
- § 2. Понятие «технология обучения»
- § 3. Модульное обучение в профессиональной школе
- Содержание этапов проектирования мтн-программы.
- § 4. Инновационные технологии в профессиональном образовании
- Сравнительная характеристика интерактивных технологий
- Функции действующих лиц на семинаре-диспуте
- Этапы дидактической игры
- Технология выполнения проекта
- § 5. Теория и методика стадийного профессионального обучения
- Стадии профессионального обучения
- § 6. Системы и периоды производственного обучения
- Характеристика периодов производственного обучения
- § 7. Технология дистанционного обучения
- Основные модели дистанционного обучения
- Структура курса дистанционного обучения
- Классификация программных продуктов, предназначенных для дистанционного обучения
- Модель передачи знаний в системе до
- § 8. Выбор технологии обучения
- Глава 7. Теория и методика воспитательной работы в профессиональном учебном заведении
- § 1. Сущность и содержание процесса воспитания
- § 2. Современные концепции и подходы к воспитанию
- § 3. Закономерности и принципы воспитания
- § 4. Методы, формы и технологии воспитания
- § 5. Формирование и развитие коллектива учащихся
- § 6. Организация воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении
- § 7. Воспитательная работа в общежитии
- § 8. Критерии и показатели воспитанности. Методы определения ее уровня
- Глава 8. Управление профессиональным образованием
- § 1. Сущность, функции и принципы управления образовательными системами
- Функции управления
- § 2. Система управления профессиональными учебными заведениями
- Линейно-функциональная структура управления
- Матричная структура управления
- § 3. Планирование работы профессионального учебного заведения
- § 4. Повышение качества подготовки специалистов
- Циклы, блоки и модули подготовки профессионально-педагогических работников
- § 5. Мониторинг профессионально-образовательного процесса и профессионального развития личности
- § 6. Контроль как функция управления
- Примерный анализ состояния учебно-воспитательного процесса и обоснование необходимых действий
- § 7. Педагогический коллектив, его формирование и развитие
- Словарь основных понятий