Тема 6. Приемы обработки бумаги. Резание бумаги и картона. Вытинанка
План изучения темы:
6.1 Резание как технологическая операция с бумагой и картоном.
6.2 Правила резания бумаги и картона по прямой линии ножницами.
6.3 Правила резания бумаги и тонкого картона по криволинейному контуру.
6.4 Приемы симметричного; одновременного вырезания.
6.5 Вытинанка как вид декоративно-прикладного искусства. Виды вытинанок. Методика обучения технике вытинанки в 1-4 классах.
Вопросы для самоконтроля:
Дайте определение операции «резание». Какими инструментами младшие школьники выполняют эту операцию? Как работать с фальцлинейкой?
Какие разновидности ножниц существуют? Какими ножницами могут работать младшие школьники? Назовите правила техники безопасности при работе с ножницами.
Перечислите правила резания бумаги и картона по прямой линии ножницами [1].
Перечислите правила резания бумаги и картона по криволинейному контуру. Как вырезать внутренний контур [1]?
Назовите приемы симметричного вырезания.
Назовите приемы одновременного вырезания.
Что такое «вытинанка»? Назовите виды вытинанки. Опишите приемы изготовления каждого вида.
Какие узоры характерны для вытинанки? Какие требования предъявляются к узорам вытинанки? От чего зависит форма готового изделия, выполненного в технике вытинанки? В какой последовательности младшие школьники анализируют вытинанки [12]? Как лучше приклеивать вытинанку?
В какой последовательности младшие школьники знакомятся с видами вытинанки?
При ответе используйте данные таблица 6.
Что такое «симметрия», «ось симметрии»? Как познакомить первоклассников с правилом симметрии [6]?
Какие виды снежинок учатся вырезать младшие школьники? В какой последовательности происходит овладение навыками вырезания розетковых вытинанок? Какие тренировочные упражнения помогают учащимся научиться предсказывать, что получится из вырезанных элементов розетковой вытинанки [3, 6]?
Что такое «раппорт»? Как изготовить раппортную вытинанку, состоящую из трех раппортов; из шести? Какие правила надо соблюдать, чтобы получилась раппортная вытинанка? Как происходит знакомство младших школьников с технологией изготовления раппортных вытинанок по классам?
В каком классе учащиеся знакомятся с вытинанкой, совмещающей несколько видов симметрии?
Задания:
Подберите информацию об истории вытинанки. Как ее можно использовать при проведении бесед с младшими школьниками в 1, 2, 3, 4 классах? Какие усложнения и дополнения можно внести в содержание бесед в каждом классе [2, 3, 8, 9, 10, 13]?
Проанализируйте содержание учебников для 1-4 классов [3, 8, 9, 10] и заполните таблицу 6 «Вытинанка в 1-4 классах»:
Таблица 6
- Тема 1. Раздел «работа с бумагой и картоном» как программный компонент трудового обучения младших школьников
- Работа с бумагой и картоном в 1-4 классах
- Тема 2. Общие сведения о технологии иготовления и видах бумаги и картона
- Тема 3. Свойства бумаги и картона
- Методика проведения опытов и наблюдений с бумагой и картоном в 1-4 классах
- Опыты и наблюдения по выявлению свойств бумаги и картона в 1-4 классах
- Тема 4. Приемы обработки бумаги. Разметка бумаги и картона
- Виды разметки в 1-4 классах
- Тема 5. Приемы обработки бумаги. Сгибание и складывание бумаги и картона. Оригами
- Оригами в 1-4 классах
- Тема 6. Приемы обработки бумаги. Резание бумаги и картона. Вытинанка
- Вытинанка в 1-4 классах
- Тема 7. Приемы обработки бумаги. Наклеивание бумаги и картона. Аппликация из бумаги
- Тема 8. Виды аппликации из бумаги и картона
- Виды аппликации из бумаги и картона в 1-4 классах
- Тема 9. Картонаж. Окантовка. Переплетные работы
- Конспект урока в 4 классе
- Ход урока
- I. Организационный момент.
- II. Вступительная беседа.
- III. Сообщение темы и целей урока.
- IV. Демонстрация и анализ образца изделия.
- V. Планирование предстоящей работы.
- VI. Физкультминутка.
- VII. Сообщение критериев оценивания.
- VIII. Практическая работа.
- IX. Подведение итогов работы. Оценивание работ.
- X. Рефлексия.
- XI. Уборка рабочих мест.
- Актуальные вопросы преподавания трудового обучения в начальных классах
- Безотметочное обучение. Особенности обучения на содержательно-оценочной основе по трудовому обучению
- Ошибки, допущенные при осуществлении учебной деятельности на уроке трудового обучения (по некоторым показателям)
- 1.Теоретического усвоения содержания учебной программы.
- 2. Культура труда.
- 3. Качество выполненной работы.
- 4. Самостоятельность.
- Безотметочное обучение. Оценочные таблицы для учащихсяIv класса при работе с бумагой и картоном
- Словарь по трудовому обучению (Работа с бумагой и картоном)
- Зачет по разделу «работа с бумагой и картоном»
- Содержание