logo search
МЕТОДИЧКА ПО РАБОТЕ С БУМАГОЙ

Тема 6. Приемы обработки бумаги. Резание бумаги и картона. Вытинанка

План изучения темы:

6.1 Резание как технологическая операция с бумагой и картоном.

6.2 Правила резания бумаги и картона по прямой линии ножницами.

6.3 Правила резания бумаги и тонкого картона по криволинейному контуру.

6.4 Приемы симметричного; одновременного вырезания.

6.5 Вытинанка как вид декоративно-прикладного искусства. Виды вытинанок. Методика обучения технике вытинанки в 1-4 классах.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Дайте определение операции «резание». Какими инструментами младшие школьники выполняют эту операцию? Как работать с фальцлинейкой?

  2. Какие разновидности ножниц существуют? Какими ножницами могут работать младшие школьники? Назовите правила техники безопасности при работе с ножницами.

  3. Перечислите правила резания бумаги и картона по прямой линии ножницами [1].

  4. Перечислите правила резания бумаги и картона по криволинейному контуру. Как вырезать внутренний контур [1]?

  5. Назовите приемы симметричного вырезания.

  6. Назовите приемы одновременного вырезания.

  7. Что такое «вытинанка»? Назовите виды вытинанки. Опишите приемы изготовления каждого вида.

  8. Какие узоры характерны для вытинанки? Какие требования предъявляются к узорам вытинанки? От чего зависит форма готового изделия, выполненного в технике вытинанки? В какой последовательности младшие школьники анализируют вытинанки [12]? Как лучше приклеивать вытинанку?

  9. В какой последовательности младшие школьники знакомятся с видами вытинанки?

При ответе используйте данные таблица 6.

  1. Что такое «симметрия», «ось симметрии»? Как познакомить первоклассников с правилом симметрии [6]?

  2. Какие виды снежинок учатся вырезать младшие школьники? В какой последовательности происходит овладение навыками вырезания розетковых вытинанок? Какие тренировочные упражнения помогают учащимся научиться предсказывать, что получится из вырезанных элементов розетковой вытинанки [3, 6]?

  3. Что такое «раппорт»? Как изготовить раппортную вытинанку, состоящую из трех раппортов; из шести? Какие правила надо соблюдать, чтобы получилась раппортная вытинанка? Как происходит знакомство младших школьников с технологией изготовления раппортных вытинанок по классам?

  4. В каком классе учащиеся знакомятся с вытинанкой, совмещающей несколько видов симметрии?

Задания:

  1. Подберите информацию об истории вытинанки. Как ее можно использовать при проведении бесед с младшими школьниками в 1, 2, 3, 4 классах? Какие усложнения и дополнения можно внести в содержание бесед в каждом классе [2, 3, 8, 9, 10, 13]?

  2. Проанализируйте содержание учебников для 1-4 классов [3, 8, 9, 10] и заполните таблицу 6 «Вытинанка в 1-4 классах»:

Таблица 6