logo search
Андреева Л

13.3. Профессиональное образование лиц с нарушенным слухом за рубежом

В настоящее время профессиональная подготовка лиц со слу­ховой недостаточностью в зарубежных странах (Великобритании, Германии, Канаде, США, Франции) осуществляется в различ-

ных учебных заведениях — учреждениях общего назначения (шко­лах при университетах, лицеях, колледжах); специальных учеб­ных учреждениях для глухих; частных учебных заведениях. Она направлена на профессиональное обучение и последующее тру­доустройство и способствует повышению социального статуса и интеграции лиц со слуховыми дефектами.

В ряде стран существует государственная поддержка профессио­нального образования неслышащей молодежи, которая начина­ется со школы и продолжается до момента трудоустройства. Так, в Великобритании создана подобная система, включающая обуче­ние по программе карьеры с 13 лет, профессиональную подго­товку в старших классах, профессиональное обучение в коллед­жах (университетах, институтах).

Первые ступени профессионального образования функциони­руют в соответствии с программой, составленной согласно ди­рективам Национальной школьной программы (National curricu­lum). Она осуществляется силами штатных учителей школы, кото­рым помогают консультанты по карьере из службы органов влас­ти (LEAs). В обязанности преподавателей по вопросам карьеры вхо­дят следующие виды работ: организация посещений производ­ственных предприятий; составление программ, связанных с пос-лешкольным образованием (посещение учебных заведений, связь школы и профессиональных учебных заведений); подготовка ин­формационных листков о различных возможных местах трудоуст­ройства; связь с нанимателями; работа с родителями; организа­ция учебных занятий по вопросам карьеры; индивидуальные со­беседования с учащимися.

Среди профилей профессиональной подготовки предпочте­нием пользуются технический, сельскохозяйственный и соци­альный.

В 90-х гг. прошедшего столетия значительно возросло число кол­леджей, поддерживающих программы профессиональной подго­товки лиц с нарушенным слухом. Так, в США более 260 из них реализуют такие профессионально-образовательные программы, рассчитанные на 4 года, и 287 — на 2 года.

В Германии выпускники специальных школ поступают в про­фессионально-технические школы с 2- или 4-летним сроком об­учения, где они овладевают различными профессиями (швеи, сто­ляра, маляра, цветовода и т.д.).

В ряде стран профессиональное обучение лиц с нарушенным слухом осуществляется на организуемых для этого курсах по до­ступным для них современным специальностям: бухгалтерский учет, столярное дело, строительство, графика, дизайн, агроно­мия, промышленное производство, бизнес, обслуживание.

Наиболее распространенным вариантом получения профессио­нального образования для неслышащих людей является интегри-

рованное обучение в различных учреждениях высшего профессио­нального образования. Система его организации имеет достаточно сложную структуру; по завершении каждого этапа студенты дол­жны получить сертификат и определенную степень: специалиста (срок обучения — 2 года), бакалавра (продолжительность обуче­ния в среднем 4 года), магистра (до 5 лет), доктора (5 лет обуче­ния и год научной работы с защитой докторской диссертации).

К высшим учебным заведениям относятся учреждения, где можно продолжить обучение по окончании средней школы (postse-condary education): колледжи как самостоятельные учреждения, колледжи, входящие в состав университетов, высшие школы, не­зависимые профессиональные школы, институты определенного профиля (политехнические, технологические, сельскохозяйствен­ные и т.п.). Учебные программы этих учреждений ориентированы на общеобразовательную подготовку (срок обучения — 4 года), специальную подготовку (до 5 лет), научно-исследовательскую ра­боту (до 6 лет).

С увеличением числа студентов, обучающихся совместно со слы­шащей молодежью, решаются продиктованные современными потребностями вопросы: изменения в планировании деятельно­сти этих учреждений, укомплектование их соответствующими кад­рами, корректировка учебных планов в соответствии с необходи­мостью учета специальных образовательных услуг.

Несмотря на несомненные отличия в подходах к организации профессионального образования лиц с нарушенным слухом в на­шей стране и за рубежом, существует немало общего, что отража­ет особенности их профессиональной подготовки:

Современная молодежь со слуховой недостаточностью стремится получить профессии операторов ЭВМ и компьютерной техники, специалистов по ремонту автомашин, различные рабочие про­фессии в области автомобилестроения, дизайна, фармакологии, экологии, экономики. При выборе профессионально-образователь­ных программ отдается предпочтение таким сферам деятельно­сти, как бизнес, культура, производство, коммунальное обслу­живание и т.д.