logo search
краткая версия педагогики

12. Советский период развития отечественной педагогики

Особое место в истории отечественного образования и педагогики занимает XX в. В советский период (после Октябрьской революции 1917 г. до начала 1990-х гг.) были достигнуты заметные успехи в развитии образования (введение нормы бесплатного общего для всех, качественный и количественный рост среднего, профессионального и высшего образования), произошло существенное приращение педагогических знаний.

Сформировалась система воспитания, жестко подчинявшая личность и ее интересы обществу. Однако идеи и система коммунистического воспитания оказались мощными и эффективными для своего времени.

Крупным педагогом советского периода был Антон Семенович Макаренко (1888–1939). А. С. Макаренко подверг критике буржуазную и мелкобуржуазную педагогику; развивал социалистический гуманизм и оптимизм; обобщал практический опыт воспитания для развития педагогической теории; придавал огромное значение воспитанию в труде.

Великий гуманист, мыслитель, педагог Василий Александрович Сухомлинский (1918–1970) был директором средней школы.

Основные педагогические взгляды В. А. Сухомлинского выражались в том, что необходимо воспитывать разносторонние материальные и духовные потребности и добиваться их гармоничного развития.

вопросы воспитания и образования стали в 20-е гг. предметом дискуссий, сферой ожесточенной, политической борьбы. Шли дискуссии о цели воспитания, о социальной функции школы, о связи школы с политикой, о новой педагогике, о биологическом и социальном в воспитании, о системе образования и структуре школы, о детских и молодежных организациях, о школьном самоуправлении.

М.В. Крупенина и В.Н. Шульгин выдвинули задачу объединения воспитательной функции школы и социальной среды, включение социальной среды в воспитание детей.

В.Н. Шульгин выделял в педагогике нового общества три главных задачи. Во-первых, изучение среды, в которой живет ребенок и которая влияет на него. Во-вторых, обучение и воспитание человека, который сможет изменить среду. В-третьих, школа должна стать центром преобразования окружающей среды, что означает - влияние на родителей, жителей села в ходе ликвидации неграмотности, педагогического просвещения, помощи родителям в воспитании детей.

Идея М.В. Крупениной состояла в том, что воспитание - это не только влияние одного человека на другого, но и стихийное влияние среды на личность, поэтому педагогика должна изучать среду, вносить "организованный педагогический процесс" в неорганизованный быт.