Словарь основных понятий
А
Абстрагирование – одна из умственных операций; процесс мышления, в результате которого человек, отвлекаясь от несущественного, образует понятия, восходя от конкретного к абстрактному.
Автоматизированная обучающая система – взаимосвязанный комплекс технического, учебно-методического, лингвистического, программного и организационного обеспечения на базе ЭВМ, предназначенный для индивидуализации обучения.
Автономность – способность к независимости от внешних воздействий.
Авторитарный – 1) основанный на слепом подчинении власти; 2) навязывающий другим свои взгляды.
Авторская школа (в образ.) – экспериментальное учебно-воспитательное учреждение, деятельность которого основана на ведущей психолого-педагогической концепции, разработанной определенным автором или авторским коллективом.
Адаптивность (в образ.) – приспособленность, способность образования к гибкой переориентации содержания, форм и методов обучения и воспитания в зависимости от конкретных условий.
Аккредитация – получение права образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа об образовании государственного образца, на включение в систему централизованного государственного финансирования и пользование гербовой печатью.
Акмеология (греч. akme – «вершина» и лат. logos – «наука», «учение») – наука о более полном индивидуальном развитии взрослого человека, достижении им высокого уровня социальной зрелости как гражданина, специалиста, профессионала.
Активизация познавательной деятельности – такая организация познавательного процесса, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого обучаемого.
Актуализация – действие, заключающееся в извлечении усвоенного материала из долговременной или кратковременной памяти с целью последующего использования его при узнавании, припоминании, воспоминании или непосредственном воспроизведении.
Актуальность исследования – необходимость и своевременность изучения и решения какой-либо проблемы для дальнейшего развития научной теории и практики.
Алгоритм – последовательность выполнения задания; запись, определяющая ход действий по выполнению задания, т. е. план работы и ее выполнения на определенном этапе.
Алгоритмизированное обучение – обучение, при котором усвоение знаний идет путем последовательного выполнения одной за другой логически взаимосвязанных операций.
Альтернативные учебные заведения – образовательные учреждения, действующие параллельно или дополнительно к государственным и создающие альтернативу государственному образованию.
Ассоциация – отражение в сознании связей познаваемых феноменов, когда представление об одном вызывает появление мысли о другом.
Аттестация образовательного учреждения – установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов.
Б
Базовое образование – единый государственный муниципальный минимум образования (общего, профессионального), который является основой для дальнейшего, более высокого уровня образования.
Бакалавр – первая академическая степень в системе многоступенчатого высшего профессионального образования, присваиваемая по завершении четырехлетнего обучения, успешной сдачи экзаменов и защиты выпускной квалификационной работы.
В
Валеология – наука о здоровом образе жизни, имеющая целью исследования системы факторов и условий, способствующих укреплению здоровья людей
Воспитанник – человек, являющийся, с одной стороны, объектом целенаправленной деятельности воспитателя и социального окружения (семьи и коллектива), с другой стороны – субъектом самовоспитания и саморазвития.
Воспитанность – достигнутый уровень развития личности, проявляющийся в согласованности между знаниями и умениями, убеждениями, поведением и характеризующийся степенью сформированности общественно значимых качеств.
Воспитательная функция педагогического процесса – круг деятельности по формированию основ научного мировоззрения, профессиональных убеждений, уважения к труду, по воспитанию коллективизма, дружбы, трудовой дисциплины.
Д
Дескриптивная методология – это учение о структуре научного знания, закономерности научного познания, которое служит ориентиром в процессе исследования. Дескриптивный анализ имеет дело с ретроспективным описанием уже осуществленных процессов научного познания.
Децентрализация управления – процесс передачи функций управления местным органам власти, в образовании – самим образовательным учреждениям.
Деятельность – взаимодействие человека с миром, в процессе которого человек сознательно и целенаправленно изменяет мир и самого себя.
Диверсификация образования (лат. diversicatio – «изменение», «разнообразие») – переход от моноуровневой структуры образования к многообразию уровней и форм получения образования; призвана расширить возможности самореализации личности.
Дидактика (греч. didaktikos – «поучающий» и didasko – «изучающий») – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования (цели, содержание, методы, средства, организация, достигаемые результаты).
Дидактическая задача – конкретная цель деятельности педагога по обучению знаниям, умениям и навыкам, а также воспитанию и развитию учащихся.
Дидактическая система – способ осуществления алгоритма управления обучением («вручную» учителем или с помощью каких-то технических средств). Определяется тремя основными составляющими: видом управления, видом информационного процесса, типом средств передачи информации и управления познавательной деятельностью.
Дидактический материал – особый вид пособий для учебных занятий, использование которых способствует активизации познавательной деятельности обучаемых, экономии учебного времени.
Дидактический процесс – совокупность действий преподавателя и познавательной деятельности обучаемых.
Дистанционное обучение (англ, distance – «дистанционное», «на расстоянии») – форма обучения на расстоянии, когда «доставка» учебного материала и учебное взаимодействие педагога и обучающегося обеспечиваются с помощью современных технологических электронных средств.
Дифференциация обучения – форма организации учебной деятельности, при которой с помощью отбора содержания, форм, методов, темпов, объемов образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым учеником.
3
Закономерности воспитания – устойчивые, повторяющиеся, существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности.
Знания – результат познания человеком объективной реальности, верное ее отражение в виде понятий, законов, принципов, теорий, суждений; форма закрепления, обобщения и передачи от одного поколения людей другому опыта, полученного в процессе практической деятельности человека.
Зона ближайшего развития (в образ.) – расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно и под руководством взрослого.
И
Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.
Идеал – образец, высшая цель, определяющие способ мышления и деятельности личности.
Иерархия – определенная система соподчинения понятий, качеств, реальных объектов.
Избирательность – способ выделять объекты, значимые для личности.
Имитация (лат. imitation – «подражание», «идентичность») – воспроизведение, подражание кому-либо или чему-либо, подделка.
Имманентный (лат. immanens – «свойственный», «присущий») – присущий природе самого предмета, явления; внутренний.
Инвариантный – остающийся без изменения при определенных преобразованиях, при переходе к новым условиям.
Индивидуальный стиль деятельности – совокупность способов и приемов деятельности человека с учетом его индивидуальных особенностей и уровня профессионального развития.
Индукция – вид умозаключения, представляющий собой метод познания от частного к общему, когда на основании устойчивой повторяемости определенного признака у отдельных явлений приходят к выводу о его принадлежности всему классу явлений.
Инновация (лат. novus – «новый») – в образовании означает нововведение, новшество; процесс создания, освоения и практической реализации педагогических научно-технических достижений.
Интеграция (лат. integratio – «восстановление», «восполнение») – объединение в целое каких-либо частей; состояние связанности отдельных дифференцированных элементов в целом, а также процесс, ведущий к такому состоянию.
Интеграция образования – процесс сближения и объединения различных компонентов содержания образования, образовательных областей и учреждений, а также субъектов образовательного процесса.
Информатизация образования – массовое внедрение в педагогическую практику информационных технологий, основанных на широком использовании вычислительной и информационной техники, с целью создания условий для перестройки учебной деятельности и расширения познавательных возможностей обучающихся.
Информационная технология обучения – педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино-, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные средства) для работы с информацией.
Информационно-ноосферная цивилизация – уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры, при котором основным богатством и ресурсом служит информация, а разумная деятельность человека становится решающим фактором развития природы.
Исследовательский подход в обучении – совокупность методов и приемов, требующих от учащихся самостоятельного поиска истины, воспроизводящих в обучении научные методы познания.
К
Карьера – быстрое достижение известности, успехов в служебной или какой-либо другой деятельности, материальной выгоды, благополучия. Профессиональная карьера по вертикали означает продвижение в должности, по горизонтали – продвижение в мастерстве.
Качество образования – интегральная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру их соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть образовательный процесс и каким целям он должен служить. Качество образования определяется факторами, обусловливающими его социальную эффективность: содержание, высокая компетентность педагогических работников, новейшие педагогические технологии, материально-техническая оснащенность; гуманистическая направленность, полнота удовлетворения потребностей населения в знаниях.
Квалиметрия – в педагогике метод, позволяющий переводить качественные характеристики личности, ее развития и воспитания в количественные показатели,
Квалификационная характеристика – государственный нормативный документ, определяющий место специалиста в народном хозяйстве страны, основные требования к его мировоззренческим и профессиональным качествам, знаниям и умениям, необходимым для успешного выполнения трудовых и общественных обязанностей.
Квалификация – уровень подготовленности, степень пригодности к какому-либо виду труда; качество, уровень и вид профессиональной обученности, необходимые для выполнения трудовых функций по специальности на занимаемой должности.
Кибернетика – наука о процессах управления в сложных динамических системах.
Классификация методов – это выстроенная по определенному признаку система методов, которая помогает обнаружить в них общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению.
Коллектив – организованная и обладающая органами управления группа людей, объединенных общественно значимыми идеями, интересами, деятельностью.
Коллективизм – умение взаимодействовать с товарищами по работе в ходе трудовой деятельности, способность вступать с ними в гуманистические отношения, готовность подчинить собственные интересы общественным и коллективным.
Компетенция – круг вопросов, в которых человек обладает познанием и опытом; круг полномочий лица или учреждения.
Комплексный подход – исследовательский метод, рассматривающий профессиональное образование в единстве его социально-экономической, психологической и педагогической проблематики; важное требование комплексного подхода – учет взаимодействия разнохарактерных факторов, обусловливающих эффективность профессионального образования.
Конгруэнтность – равенство самому себе, степень совпадения объектов, процессов, явлений (например, совпадение содержания профессионального образования с содержанием будущей профессиональной деятельности).
Контроль (франц. controle – «проверка») – составная часть управления объектами и процессами, заключающаяся в наблюдении за объектом с целью проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходимому состоянию, предусмотренному законами, инструкциями, положениями, программами, планами, проектами и соглашениями.
Контроль качества профессионального образования – обеспечение соответствия результатов профессионального обучения стандарту профессионального образования. Контрольная процедура предусматривает три этапа контроля: входной, промежуточный и выходной.
Концепция – определенный способ понимания, трактовка группы явлений, ведущий принцип анализа деятельности.
Координация – согласование, соподчинение, установление взаимосвязи между какими-либо действиями, понятиями, явлениями.
Коррекционная педагогика – отрасль педагогики, изучающая особенности развития, обучения и воспитания детей, имеющих физические и психические отклонения в развитии.
Коэффициент полноты учебного предмета – отношение количества учебных элементов в изучаемом предмете к количеству объектов в соответствующей учебному предмету отрасли науки (для профессиональной школы – отношение к объекту соответствующего учебного предмета в вузе).
Креативность – способность к продуктивной творческой деятельности.
Культура (лат. cultura – «возделывание») – исторически определенный уровень развития общества, производства и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимодействиях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях; совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также результатов этой деятельности.
Культура поведения – характеристика поведения по критерию и мере соответствия нравственно-эстетическим принципам, социальным нормам и правилам этикета.
Л
Лицензирование – в образовании процедура проведения государственными органами экспертизы и принятия решения о выдаче (или отказе в выдаче) образовательному учреждению лицензии на право осуществления образовательной деятельности в соответствии с поданной заявкой.
Личностный подход – базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимоотношениях с каждым учащимся и коллективом; предполагает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлений, развитии его возможностей.
Личность – человек как общественное существо, носитель общественного сознания и самосознания.
Логика исследования – ход, последовательность, внутренняя закономерность этапов и методов исследования.
Локальный – местный, не выходящий за определенные пределы.
М
Магистр (magister – «начальник», «учитель») – академическая степень в структуре высшего образования, которая следует за степенью бакалавра и предшествует степени кандидата наук. Присваивается по завершении шестилетнего обучения, успешной сдачи экзаменов и защиты магистерской диссертации.
Мастерство – высший уровень профессионального развития, характеризующийся профессиональным творчеством и сформированностью индивидуального стиля профессиональной деятельности.
Метод (греч. methodos – «путь исследования, познания») – способ, с помощью которого обеспечивается достижение намеченной цели.
Метод «мозгового штурма» – метод группового обучения или воспитания, стимулирующий познавательную активность и основанный на процессе совместного разрешения поставленных в ходе организованной дискуссии проблем.
Метод обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий педагогов и обучающихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся и студентов, овладение средствами самообразования. Методы обучения обозначают цель обучения, способ усвоения и характер взаимоотношений субъектов обучения.
Методика (в образ.) – совокупность конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах.
Методология – учение о методах и принципах познания; учение о структуре, методах и средствах деятельности.
Методы воспитания – упорядоченные практические совместные действия педагога и воспитанника, которые способствуют передаче, усвоению и использованию содержания воспитания как общественного опыта.
Методы контроля (в образ.) – способы получения информации о результативности процесса обучения.
Методы организации коллектива – методы воспитания, способствующие формированию коллектива с высокой дисциплиной, заботой всех и каждого об улучшении условий обучения, труда, с соревновательным отношением к делу и самоуправлением.
Мировоззрение – система научных, философских, социально-политических, эстетических взглядов на мир.
Модальность – одно из основных свойств ощущений, их качественная характеристика (цвет, запах, тембр и т. п.).
Моделирование воспитания – метод познавательной и практической деятельности, позволяющий адекватно и целостно отразить в модельных представлениях сущность, важнейшие качества и компоненты воспитательного процесса.
Модель (фр. model – «мера») – образец какого-либо изделия, образцовый экземпляр, схема, макет чего-либо, обычно в уменьшенном виде.
Модель виртуальных миров в обучении – компьютерная технология, обладающая эффектом присутствия, основана на трехмерных объектах, являющихся усовершенствованной электронной моделью учебной аудитории.
Мониторинг (англ, monitor– «контролировать», «проверять») – 1) постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям; 2) в педагогике – планомерное диагностическое отслеживание профессионально-образовательного процесса.
Мониторинг профессионального развития – внешнее и внутреннее побуждение субъекта к профессиональной деятельности и способы его инициирования.
Мотивация – внешнее или внутреннее побуждение субъекта к деятельности во имя достижения каких-либо целей, наличие интереса к такой деятельности и способы его инициирования, побуждения. В педагогике мотивация формируется под влиянием всей системы педагогических воздействий, но воспитывается в процессе непосредственной деятельности.
Моторика (от лат. motor – «приводящий в движение») – совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку.
Мультимедиа – компьютерные системы с интегрированной поддержкой звукозаписи и видеозаписи.
Мышление – высшая форма активного отражения объективной реальности с помощью абстракций; один из высших компонентов сознания человека.
Н
Навыки – действия, доведенные до автоматизма, формируемые путем многократного повторения.
Направленность личности – это мотивационная обусловленность действий, поступков, всего поведения человека конкретными жизненными целями, источниками которых являются, с одной стороны, личные потребности, а с другой – общественные требования.
Народная педагогика – исторически сложившаяся совокупность педагогичес-' ких сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обрядах, традициях, играх и т. п.
Научение – процесс и результат приобретения индивидуального опыта; отличается от учения (как приобретения опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами) тем, что путем научения может приобретаться любой опыт (знания, умения, навыки), при этом и уяснение материала, и его закрепление протекают неосознанно.
Научная организация труда – осуществление на каждом рабочем месте комплекса научно обоснованных мероприятий, позволяющих повышать эффективность производства, сохранять здоровье человека, превращать труд в жизненную потребность. Она предусматривает целесообразное расчленение трудового процесса на операции, улучшение условий труда, оборудование и оснащение рабочих мест, укрепление дисциплины труда и др.
Научная проблема – противоречие, которое должно быть разрешено средствами науки.
Научное воспитание – воспитание, совершаемое в процессе реального познания, состоящее в развитии личности, формировании у воспитуемых творческого, аналитического отношения к явлениям природы и общества, умения прогнозировать, строить систему доказательств.
Нейротизм – психофизиологическое свойство человека, которое выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений, чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях и т. д.
Непрерывное образование – единая система образовательных учреждений, обеспечивающая базовое образование, послевузовское образование, повышение квалификации и переподготовку кадров; образование человека на протяжении всей жизни с учетом его индивидуальных способностей, мотивов и интересов, ценностных установок; осуществляется в форме организованного образования или самообразования.
Неформальная организационная структура педагогического коллектива – возникает на основе действительных, а не только предписанных функций, выполняемых членами конкретного профессионального объединения людей. Неформальная структура коллектива представляет собой сеть реально сложившихся отношений между его членами.
Нравственная культура – определенный уровень отношения к сложившейся в обществе системе ценностей и традиций морали, выражающейся в объеме знаний, интересе к ним и их выборе в качестве мотива своего поведения.
О
Образовательная область – набор соответствующих учебных дисциплин и курсов, которые включены в базисный учебный план общеобразовательной школы.
Образовательная программа – документы, определяющие содержание образования определенного уровня и направленности, включающие общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные) программы.
Образовательные учреждения – учреждения, осуществляющие образовательный процесс, т. е. реализующие одну или несколько образовательных программ. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, а также принадлежащими общественным и религиозным организациям).
Образовательный ценз – определенный уровень образования, достижение которого удостоверяется соответствующим документом.
Обучаемость – индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения; способность к обучению.
Обученность – результат обучения, включающий как наличный запас знаний, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения (умение учиться).
Общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности образования и разрабатывающая основы учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях всех типов.
Общение – живой постоянный процесс взаимодействия людей, человека с самим собой и миром. Обеспечивает все многообразие жизнедеятельности, отношений, самопроявление и самоутверждение индивидов; обмен информацией, взаимопонимание, деловое сотрудничество, творчество.
Общественное мнение – метод самоорганизации педагогического стимулирования, обеспечивающий поддержку и развитие общественно полезной деятельности и проявление нравственных качеств воспитанников посредством выполнения требований морали, постановки и реализации общественно значимых перспектив, социально-нравственной оценки поведения членов коллектива.
Объект исследования – то, на что направлен процесс познания. В педагогике им могут быть: педагогические системы, формы и методы воспитания и обучения и т. д.
Объект проектирования – то, на что направлена проектная деятельность. Оксидентальные способности – умение предвидеть опасности.
Опережающее образование – образование, содержание которого сформировано на основе предвидения перспективных требований к человеку как субъекту различных видов социальной деятельности.
Оптимальность – достижение наилучшего результата в данных условиях при минимальных затратах времени и усилий участников.
П
Парадигма – совокупность теоретико-методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которыми руководствуются в качестве образца в научной практике на определенном этапе.
Педагогика высшей школы – область профессиональной педагогики, изучающая систему и процесс обучения, воспитания и развития специалистов с высшим профессиональным образованием.
Педагогика начального профессионального образования – область профессиональной педагогики, изучающая систему и процесс обучения, воспитания и развития специалиста с начальным профессиональным образованием.
Педагогика послевузовского профессионального образования – область профессиональной педагогики, изучающая систему и процесс обучения, воспитания и развития специалистов с высшим профессиональным образованием.
Педагогика среднего профессионального образования – область профессиональной педагогики, изучающая систему и процесс обучения, воспитания и развития специалистов со средним профессиональным образованием.
Педагогическая задача – осмысленная педагогическая ситуация с привнесенной в нее целью, связанной с необходимостью познания и преобразования действительности.
Педагогическая квалификация – уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса педагогических задач.
Педагогическая компетентность – знания и опыт, дающие возможность профессионального, грамотного решения вопросов обучения и воспитания.
Педагогическая специализация – определенный вид деятельности в рамках педагогической специальности.
Педагогическая специальность – вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присвоенной квалификацией.
Педагогическая технология – последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач или на планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.
Педагогическая цель – предполагаемый результат взаимодействия педагога и воспитанников, формируемый в сознании педагога, в соответствии с кото-
рым отбираются и соотносятся между собой все компоненты педагогического процесса.
Педагогические средства – материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса; предметная поддержка педагогического процесса; разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники.
Педагогический процесс – целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников с целью их развития, обучения и воспитания.
Педагогический такт – соблюдение общечеловеческих норм общения и взаимодействия с учащимися с учетом их возрастных и индивидуальных психологических особенностей.
Педагогическое мастерство – высокий уровень овладения педагогической деятельностью, обеспечивающий ее положительные результаты.
Педагогическое призвание – склонность, вырастающая из осознания способности к педагогическому делу.
Педагогическое управление – перевод педагогической системы на более высокий уровень развития с помощью педагогических методов и средств.
Педология (от греч. pais – «дитя», logos – «учение») – течение в педагогике и психологии конца XIX – середины XX в. (С. Холл, П.П. Блонский и др.)> пытавшееся обобщенно использовать психологические, анатомо-физиологи-ческие, биологические подходы в изучении, обучении и воспитании детей. Преувеличивала роль наследственного фактора в развитии личности, хотя и накопила ценный эмпирический материал. В 1936 г. вышло постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса», согласно которому эта наука была признана ошибочной и запрещена, что задержало естественный процесс развития психологии и психодиагностики в нашей стране.
Перцептивность – качество преподавателя, позволяющее объективно понять и оценить внутреннее состояние обучающегося.
Планирование работы образовательного учреждения – принятие управленческого решения, выступающего во множестве форм, различающихся по степени обязательности, продолжительности охватываемых периодов, по тематике и персональной принадлежности. Наиболее сложной формой управленческого решения является план.
Познание – процесс психического отражения, обеспечивающий приобретение и усвоение знаний; один из атрибутов сознания.
Полипрофессиональное обучение – ступенчатое обучение по основной и смежным профессиям со сдачей экзамена по каждой ступени.
Право на образование - закрепленное конституцией право гражданина на получение определенной суммы знаний, культурных навыков, необходимых для нормальной жизнедеятельности в условиях современного общества.
Предмет исследования – часть, сторона объекта; наиболее значимые свойства, особенности объекта, которые подлежат изучению.
Преемственность в воспитании – многоступенчатое вое питательно-образовательное пространство, в котором конкретная ступень охватывает определенный жизненный рубеж человека, формируя у него необходимые личностные и профессиональные качества.
Прескриптивная методология – направлена на регуляцию деятельности и носит нормативный характер; предполагает разработку рекомендаций и правил осуществления научной деятельности.
Призвание – свойство личности, формирующееся на основе интереса к определенной деятельности, стремление выполнять ее и проявление способностей к ней. Деятельность по призванию помимо внешнего результата дает чувство удовлетворения результатом и самим процессом деятельности.
Принцип культуросообразности – максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, нации, общества, страны, региона, в которых находится конкретное учебное заведение.
Принцип природосообразности – обязательный учет половозрастных особенностей учащихся, определяющих их возможности, уровень развития личностных свойств; опора на мотивы и потребности учащихся конкретного пола и возраста.
Принципы воспитания – исходные положения, требования, которыми нужно руководствоваться в воспитательной работе.
Провайдер – поставщик услуг Интернета.
Прогноз в образовании – мысленное конструирование будущего состояния образовательной практики на основе предвидения характера и темпов технологического и социально-экономического развития.
Проект (лат:.projection – «бросание вперед») – прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния; самостоятельно разработанное и изготовленное изделие (услуга) от идеи до ее полного воплощения.
Проектирование – процесс разработки реальных или условных проектов преобразований в обучении; выступает в качестве одного из активных методов.
Проектная деятельность – интегративный творческий вид деятельности по созданию товаров и услуг, обладающих объективной или субъективной новизной и имеющих личную или общественную значимость.
Проектное обучение – обучение, в котором знания и умения у школьников формируются в процессе выполнения творческих проектов.
Производственная педагогика – область профессиональной педагогики, изучающая систему и процесс подготовки работников на производстве.
Производственное обучение – обучение в условиях производства, составной компонент профессионального образования.
Профессиограмма – документ, регламентирующий технологию построения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим особенностям, психофизическим возможностям человека.
Профессиология – наука, объектами которой являются различные профессии, изучаемые методами психологии, физиологии, гигиены, медицины, педагогики.
Профессионал – лицо, избравшее какое-либо постоянно оплачиваемое занятие в качестве своей профессии и обладающее необходимыми для этого знаниями и умениями.
Профессионализация – термин, введенный для обозначения педагогически регулируемого процесса профессионального становления личности, формирования рабочего-профессионала в условиях профессионального образования.
Профессионализм – приобретенная в ходе учебной и практической деятельности способность к конкретному выполнению оплачиваемых функциональных обязанностей; уровень мастерства и искусности в определенном занятии, соответствующий уровню сложности выполняемых задач.
Профессиональная адаптация – приспособление работающих к условиям профессиональной среды и деятельности.
Профессиональная готовность – субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению определенной профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнить.
Профессиональная группа специальностей – совокупность специальностей, объединенных по наиболее устойчивому виду социально-полезной деятельности, отличающейся характером своего конечного продукта, специфическими предметами и средствами труда.
Профессиональная компетентность – интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая уровень знаний, умений, опыта, достаточных для осуществления цели данного рода деятельности, а также нравственную позицию специалиста.
Профессиональная мобильность – способность и готовность человека к смене трудовой деятельности в связи с изменениями жизненных и производственных обстоятельств.
Профессиональная модель специалиста – конкретизация государственного образовательного стандарта по подготовке специалистов в виде документа, в котором содержатся научно обоснованные данные о наиболее вероятных тенденциях развития соответствующей отрасли науки, а также перечень требований к личностным и профессиональным качествам специалиста.
Профессиональная направленность – направленность личности на определенный вид профессиональной деятельности и на конкретную профессию.
Профессиональная подготовка – система организационных и педагогических мероприятий, обеспечивающих формирование профессиональной направленности, знаний, умений, навыков и профессиональной готовности.
Профессиональная пригодность – психодиагностическая и психопрогностическая оценка личности и организма человека по взаимодействию его профессиональных способностей и условий профессиональной деятельности.
Профессиональная проба – непосредственное участие в деятельности по той или иной профессии с целью получения опыта работы по профессии и попытка определить, соответствует ли характер данной работы склонностям, способностям и умениям человека.
Профессиональное развитие – процесс развития личности как субъекта профессионального самоопределения и профессиональной деятельности.
Профессиональное становление – процесс изменения личности под влиянием социально-профессиональной ситуации, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самореализацию в труде.
Профессиональное творчество – деятельность личности по созданию субъективно или объективно новых способов и приемов профессиональной деятельности и ее результатов.
Профессионально-педагогическая культура – мера и способ творческой самореализации личности преподавателя профессиональной школы в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, направленных на освоение, передачу и создание педагогических ценностей и технологий.
Профессионально-педагогическое образование – процесс и результат целенаправленной подготовки профессионально-педагогических кадров в специальных учебных заведениях.
Профессиональные образовательные учреждения – государственные или негосударственные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы соответствующего уровня с целью подготовки работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) и специалистов согласно утвержденным перечням профессий и специальностей.
Профессиональный педагогический долг – ориентация на безусловное уважение человеческого достоинства каждого участника педагогического про-
цесеа, утверждение гуманности, реализация принципа единства уважения к личности воспитанника и требовательности к нему.
Профессия – устойчивый род трудовой деятельности, требующей определенной профессиональной подготовки.
Процесс – последовательная смена одного состояния другими; ход развития чего-либо; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.
Психические процессы – процессы, отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях: ощущениях, восприятии, воображении, памяти, мышлении, речи и др.
Р
Рабочая учебно-программная документация – учебный план для обучения по определенной профессии, разработанный для конкретного учреждения начального профессионального образования, и соответствующие ему учебные программы.
Развитие (в образов.) – процесс и результат количественных и качественных изменений унаследованных и приобретенных свойств личности.
Ремесло – древний узкоспециальный вид трудовой деятельности (наряду с земледелием и скотоводством), основанный на примитивных, как правило, ручных, способах обработки различных материалов. Ремесленным способом изготовлялись орудия труда, оружие, предметы быта и украшения.
Рефлексия (от лат. reflexio – «обращение назад») – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
Ригидность – затрудненность в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.
Рынок труда – сложившиеся текущие и перспективные потребности конкретного региона в кадрах.
С
Самоактуализация – стремление к полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, переход из состояния возможностей в состояние действительности.
Самовыражение – процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей.
Самодеятельность личности – это такая деятельность человека, которая обеспечивает ему свободу выбора решений, носит творческий характер, реализует его инициативу; вырабатывается на основе мастерства, приобретенного в процессе обучения.
Самообразование – образование, приобретаемое человеком в процессе самостоятельной работы, без прохождения систематического курса обучения в образовательном учреждении; активная целенаправленная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области.
Самоорганизация – это процесс или совокупность процессов, происходящих в системе, способствующих поддержанию ее оптимального функционирования.
Самореализация – претворение в жизнь собственных внутренних возможностей и способностей.
Самосознание – одно из проявлений сознания как выделение себя («я») из объективного мира (не «я»), осознание себя человеком.
Синектика – метод стимулирования творческой активности, при котором создаются особые условия, стимулирующие выдвижение неожиданных и нестереотипных аналогий и ассоциаций к поставленной задаче.
Синергетика – наука, исследующая процессы перехода сложных систем из неупорядоченного состояния в упорядоченное и вскрывающая такие связи между элементами системы, при которых их суммарное действие в рамках системы превышает по своему эффекту простое сложение эффектов действий каждого из элементов в отдельности.
Синергетический подход – междисциплинарное направление исследований открытых неравновесных и нелинейных систем с целью изучения процессов самоорганизации и саморазвития социальных и природных явлений.
Система профессионально-педагогического образования – совокупность образовательных стандартов, программ и учреждений по подготовке профессионально-педагогических кадров.
Система – целое, составленное из частей, находящихся во взаимосвязи и взаимообусловленности.
Системность – объективное свойство всех сложных объектов, которые имеют место в реальной действительности.
Системный подход в образовании – метод научного познания, в основе которого лежит рассмотрение образования как системы.
Системогенез – теория, в соответствии с которой развитие и становление человека как личности подчиняется системно-ролевой закономерности; человек становится личностью, выполняя объективную систему ролей.
Ситуационная производственная задача – метод обучения, используемый для подготовки к профессиональной деятельности. На основе анализа опи-
санной производственной ситуации учащиеся выбирают способы решения и выполняют действия (расчеты), обусловленные вопросом (заданием).
Ситуация – положение, обстановка, сложившиеся обстоятельства.
Содержание внутреннего контроля профессионального учебного заведения – включает следующие направления: решение организационно-педагогических вопросов, качество и ход выполнения образовательных программ и государственных образовательных стандартов; качество знаний, умений и навыков обучаемых; уровень воспитанности обучаемых; состояние преподавания учебных дисциплин, практик; состояние и качество организации внеурочной воспитательной работы; работа с педагогическими кадрами; эффективность совместной деятельности образовательного учреждения, семьи и общественности; исполнение нормативных документов и принятых решений.
Содержание образования – научно обоснованная система знаний, умений и навыков, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, опыта творческой деятельности, овладение которой обеспечивает разностороннее развитие личности.
Социализация – процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей, опыта (норм, установок, образцов поведения) и культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.
Социальная педагогика – отрасль педагогики, исследующая воздействие социальной среды на формирование личности.
Социальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.
Социальный заказ образованию – требование со стороны общества и государства к содержанию образования и качествам формирующейся в образовательной системе личности.
Социометрия – социально-психологический метод, позволяющий определять структуру межличностных отношений в группе по числу взаимных выборов ее членов применительно к различным видам их совместной деятельности.
Специальность – конкретная область труда, в рамках определенной профессии, требующая специальных знаний, умений и навыков.
Средства производства – совокупность средств труда и предметов труда, которые используются людьми в процессе производства товаров и услуг.
Стандарт образования – документ, в котором определены конечные результаты образования (по предмету и специальности); содержательное ядро образования; оптимальный минимум содержания образования.
Стандартизация образования – разработка и использование стандартов; объективно необходимая деятельность по упорядочению образовательной практики.
Стиль – совокупность приемов деятельности и поведения, характерных признаков художественного произведения, языковых приемов.
Субординация – система строгого соподчинения людей и их отношений.
Субъектность – качество отдельного человека, отражающее способность быть индивидуальным и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе деятельности.
Суггестивный (лат. zuggeztio – «внушение», «намек») – воздействующий на эмоциональную, бессознательную сферу психики человека или группы людей, нередко помимо, а иногда и против их воли.
Т
Творческое мышление (в образов.) – способность обучаемого самостоятельно открывать новые, ранее ему неизвестные знания и способы действий, которые составляют содержание учебного процесса.
Телекоммуникационная сеть – сеть обмена и обработки информации, образованная совокупностью взаимосвязанных компьютеров и средств связи и предназначенная для компьютерного использования технических и информационных ресурсов.
Тема (учеб.) – составная часть учебного курса. Тема занятия обычно определяется в соответствии с учебной программой, планом.
Теория – форма обобщенного отражения действительности в мышлении. Это наука, знание вообще, в отличие от практической деятельности людей. Теория выражается в понятиях, категориях, законах, закономерностях, концепциях, гипотезах, принципах и др.
Технологический процесс – совокупность связанных между собой процессов (технологических операций) для превращения заготовки в готовую деталь.
Технология – наука о мастерстве, способах преобразовательной деятельности и конкретных технологических процессах; универсальный способ познания и жизнедеятельности человека; интегративная образовательная область.
Технология производства – строго определенная система производственных операций с использованием совокупности средств и приспособлений.
Типовое положение об образовательном учреждении – свод нормативно-правовых оснований, регламентирующих учебно-воспитательную, организационно-хозяйственную и управленческую деятельность субъектов образовательного процесса, их права и обязанности.
Толерантность (лат. tolerantia – «терпение») – терпимость к чужим мнениям и верованиям; снисходительное отношение.
Тренажер (в образов.) – техническое средство обучения, позволяющее имитировать трудовые (производственные) условия в учебно-производственном процессе.
Трудовые приемы – совокупность законченных трудовых операций, выполняемых без перерыва и имеющих частное целевое назначение для осуществления операции.
Тьютор – преподаватель-консультант, ведущий учебный процесс в дистанционной форме обучения и выполняющий одновременно функции преподавателя, консультанта и организатора (менеджера) учебного процесса.
У
Умение – освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умения формируются путем упражнений и создают возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.
Управление – целенаправленное воздействие, необходимое для согласования совместной деятельности людей.
Управление образовательным учреждением – сложный динамический процесс, включающий в себя постановку целей и задач, изучение и анализ существующего уровня учебно-воспитательной работы, поиск путей совершенствования системы работы учреждения, эффективного использования средств обучения и воспитания, координацию усилий всего педагогического коллектива.
Управленческое решение – творческое волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее функционировании, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы или изменению цели.
Упражнение – повторное выполнение действия с целью его усвоения.
Уровни трудового процесса – систематизированные степени сложности трудовых процессов.
Усвоение знаний – познавательная деятельность, направленная на прочное овладение знаниями, умениями и навыками. В результате анализа и синтеза изучаемых явлений, факторов, процессов формируются обобщения, составляющие основу научных понятий.
Устав – свод правил, устанавливающий порядок деятельности учреждения, организации, коллектива.
Учебная программа – нормативный документ, определяющий содержание образования по каждому учебному предмету и объем времени, выделяемого как на изучение предмета в целом, так и на каждые раздел и тему.
Учебно-методический комплекс – подсистема учебно-методического обеспечения, регламентирующая все виды учебной деятельности обучающихся, значительно облегчающая труд преподавателя и способствующая интенсификации обучения.
Учебный диалог – устное общение, разговор, обмен информацией педагога и учащихся или учащихся друг с другом.
Учебный план – нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в данном образовательном учреждении, их распределение по годам обучения, годовое и недельное количество времени, отводимое на каждый учебный предмет, и структуру учебного года.
Учебный цикл – совокупность определенных актов учебного процесса, итог последовательных этапов учения.
Учебный элемент – подлежащий изучению предмет, явление, процесс, свойства, связь, взаимосвязь, метод действия, способ выполнения работы, применения, использования чего-либо.
Учение – целенаправленный процесс усвоения учащимися знаний, приобретения навыков и умений для последующей практической деятельности. В широком понимании - овладение разнообразным общественным опытом в его обобщенном виде.
Учреждения дополнительного образования – образовательные учреждения, реализующие дополнительные учебные программы различной направленности, выходящие за пределы основных образовательных программ.
Ф
Фасилитационная функция профессионально-педагогического взаимодействия (англ, fasility – «благоприятные условия») – усиление эффективности взаимодействия за счет особых личностных качеств субъектов этого процесса, т. е. личностный стиль взаимодействия (использование мимики и пантомимики, элементов юмора, жестикуляции и т. д.).
Формальная структура коллектива – обусловлена официальным разделением труда, нравами и обязанностями его членов. В рамках формальной структуры каждый человек, выполняя те или иные профессиональные функции,
взаимодействует с другими членами трудового общества на основе определенных, предписанных ему правил.
Функции управления – законченный цикл действий, отражающих определенное содержание управленческих воздействий; операции, действия субъекта управления, соответствующие стадиям управленческого цикла.
Ц
Цель управленческой деятельности – воздействие на коллектив, которое определяет общее направление, содержание, формы и методы работы. При определении генеральной цели деятельности образовательного учреждения необходимо ее представить в виде ряда конкретных частных целей. Достижение генеральной цели осуществляется за счет выполнения составляющих ее частных целей.
Централизация управления – процесс передачи основных функций управления центральным органам.
Цикл обучения – совокупность специально организованных и управляемых процессов взаимодействия учителей и учеников, направленных на усвоение знаний, умений, навыков, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, осуществляемых в течение определенного промежутка времени.
Ч
Частная методика – система методов изучения отдельных предметов.
Э
Эгоцентризм – свойство личности, близкое к эгоизму, но отличающееся от него тем, что основной целью имеет не выгоду, а утверждение исключительности своего «я».
Экзистенциализм (от лат. exsistentia – «существование») – субъективно-идеалистическое направление в философии, центральное место в котором занимает проблема человека, особенно его бытие как индивидуального субъекта, смысл жизни, судьба.
Экстравертированность – склад личности, характеризующийся преимущественной направленностью активности, установок, стремлений и интересов на внешний мир и окружающих людей.
Электронная библиотека – средство информационной поддержки дистанционного образования, содержит фотографии, звукозапись, музыкальное сопровождение и видеофрагменты.
Электронная почта – передача данных с помощью электронных средств на конкретные адреса с соблюдением конфиденциальности.
Этап (фр. etape – «момент») – стадия развития какого-либо процесса; отдельная часть пути.
Я
Я-концепция – осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми.
- Введение
- Глава 1. Введение в профессионально-педагогическую специальность
- § 1. Общая характеристика профессионально-педагогической специальности
- § 2. Профессионально-педагогическая деятельность
- Виды и содержание профессионально-педагогической деятельности
- § 3. Личность педагога профессионального обучения
- Профессионально-педагогические умения
- § 4. Профессиональная культура педагога профессионального обучения
- § 5. Подготовка педагогов профессионального обучения
- § 6. Профессионализация деятельности и личности педагога профессионального обучения
- Глава 2. Общие основы педагогики
- Отрасли педагогики и их основные задачи
- Связь педагогики с другими научными дисциплинами
- § 2. Основные категории педагогики
- Технология педагогического взаимодействия
- Взаимосвязь обучения и воспитания в педагогическом процессе
- Факторы развития личности
- § 3. Методология педагогики и методика педагогических исследований
- Виды исследований в педагогической науке
- § 4. Целостный педагогический процесс
- Последовательность решения педагогической задачи
- Отдельные аспекты целостного педагогического процесса
- Целостная педагогическая деятельность
- Целостная педагогическая деятельность и компоненты содержания образования
- § 5. Педагогические инновации
- Классификация педагогических инноваций
- Сравнительные характеристики традиционного и инновационного образовательных учреждений
- Основные факторы творческого саморазвития педагога-новатора
- § 6. Профессиональная педагогика как отрасль научных знаний
- Структура профессиональной педагогики
- Объекты и предметы различных областей педагогики
- Основные категории профессиональной педагогики
- Глава 3. Образование как социокультурный феномен
- § 1. Сущность, аспекты и функции образования
- Многоаспектность образования
- § 2. Ведущие парадигмы образования
- Отношение между учителем и учеником в традиционной и личностно-ориентированной педагогике
- Взаимосвязь культуры и образования
- § 3. Исторически сложившиеся теории обучения
- Поэтапное формирование умственных действий
- § 4. Модели образования
- Сравнительная характеристика моделей образования
- § 5. Виды и уровни образования
- § 6. Нормативно-правовые основы образования
- Глава 4. Становление и развитие профессионального образования
- § 1. История зарубежного профессионального образования
- § 2. Становление и развитие профессионального образования в России
- Система народного образования в дореволюционной России
- § 3. Современное состояние профессионального образования за рубежом
- Система профессионального образования сша
- Система профессионального образования Франции
- § 4. Система профессиональной подготовки кадров в Российской Федерации
- Система профессиональной подготовки кадров в рф
- § 5. Исторически сложившиеся системы и концепции профессионального образования
- Монопрофессиональное обучение
- Система профессиональной подготовки
- § 6. Современные требования к профессионалу
- Предпосылки и современные требования к подготовке кадров
- Характеристики ключевых компетенций
- Профессиональное развитие
- § 7. Основные компетенции и направления профессионального образования в современном мире
- Глава 5. Образовательный процесс в профессиональном учебном заведении и его проектирование
- § 1. Теоретические основы педагогического проектирования
- § 2. Проектирование образовательного процесса в профессиональном учебном заведении
- Профессиональное образование
- Процесс проектирования модели личности профессионала
- § 3. Проектирование содержания профессионального образования
- § 4. Методы профессионального обучения и их проектирование
- § 5. Организационные формы профессионального обучения и их проектирование
- Формы организации образовательного процесса
- Этапы проектирования организационной формы обучения и воспитания
- § 6. Дидактические средства профессионального обучения
- Глава 6. Технологии профессионального обучения
- § 1. Сущность, функции и принципы профессионального обучения
- Процесс профессионального обучения
- Функции профессионального обучения
- Содержание принципов профессионального обучения
- § 2. Понятие «технология обучения»
- § 3. Модульное обучение в профессиональной школе
- Содержание этапов проектирования мтн-программы.
- § 4. Инновационные технологии в профессиональном образовании
- Сравнительная характеристика интерактивных технологий
- Функции действующих лиц на семинаре-диспуте
- Этапы дидактической игры
- Технология выполнения проекта
- § 5. Теория и методика стадийного профессионального обучения
- Стадии профессионального обучения
- § 6. Системы и периоды производственного обучения
- Характеристика периодов производственного обучения
- § 7. Технология дистанционного обучения
- Основные модели дистанционного обучения
- Структура курса дистанционного обучения
- Классификация программных продуктов, предназначенных для дистанционного обучения
- Модель передачи знаний в системе до
- § 8. Выбор технологии обучения
- Глава 7. Теория и методика воспитательной работы в профессиональном учебном заведении
- § 1. Сущность и содержание процесса воспитания
- § 2. Современные концепции и подходы к воспитанию
- § 3. Закономерности и принципы воспитания
- § 4. Методы, формы и технологии воспитания
- § 5. Формирование и развитие коллектива учащихся
- § 6. Организация воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении
- § 7. Воспитательная работа в общежитии
- § 8. Критерии и показатели воспитанности. Методы определения ее уровня
- Глава 8. Управление профессиональным образованием
- § 1. Сущность, функции и принципы управления образовательными системами
- Функции управления
- § 2. Система управления профессиональными учебными заведениями
- Линейно-функциональная структура управления
- Матричная структура управления
- § 3. Планирование работы профессионального учебного заведения
- § 4. Повышение качества подготовки специалистов
- Циклы, блоки и модули подготовки профессионально-педагогических работников
- § 5. Мониторинг профессионально-образовательного процесса и профессионального развития личности
- § 6. Контроль как функция управления
- Примерный анализ состояния учебно-воспитательного процесса и обоснование необходимых действий
- § 7. Педагогический коллектив, его формирование и развитие
- Словарь основных понятий