§ 7. Педагогический коллектив, его формирование и развитие
Понятие о коллективе
Педагогический коллектив – важнейший фактор успешности учебно-воспитательного процесса. Результативность образовательного процесса определяется профессиональной культурой и талантом педагога, его стремлением добиться высоких результатов в работе. Эти качества в полной мере раскрываются в дружном, сплоченном творческом коллективе.
Педагогический коллектив выполняет две главные функции – учебно-воспитательную и социальную. Учебно-воспитательная функция выражает потребность общества, а социальная – личные интересы самих работников. При этом педагогический коллектив удовлетворяет различные потребности педагога – в труде, в определенном материальном вознаграждении, в общественном признании, в общении и дружбе, в социальной защите. Педагогический коллектив – jto организованная и сплоченная на основе общей образовательной деятельности группа.
Социально-психологическая структура коллектива складывается из психологических «нитей», связывающих его членов, из симпатий и антипатий, взаимного уважения и пренебрежения, доверия-недоверия, а также других эмоционально-оценочных отношений. Организованность характеризует деловую структуру коллектива и способствует четкому взаимодействию людей в процессе совместной деятельности. Сплоченность как свойство социально-психологической структуры характеризует степень психологического единства членов коллектива. Если организованность складывается из внешнего поведения работников, их действий и поступков, то сплоченность – из внутренних отношений1.
Функции межличностных отношений в педагогическом коллективе
Межличностные отношения представляют собой психологические связи между людьми, носящие эмоционально-оценочный характер. Отсутствие отношений проявляется в равнодушии. В общем виде отношения выражаются в симпатии и антипатии. Межличностные отношения выполняют различные функции, главной из которых является ценностная.
Неблагоприятные отношения с людьми вызывают серьезные дисфункции человеческого организма на всех уровнях – и на соматическом, и на нервно-физиологическом, и на психическом. С ними тесно связаны многие заболевания: сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные, нервно-психические, нарушения в опорно-двигательной системе.
Человеческие отношения выступают как «катализаторы» взаимодействия людей. Типы взаимодействия – доминирование, соперничество, сотрудничество – основаны на определенном типе межличностных отношений, которые создают у участников специфическую мотивацию общения.
Во многих видах деятельности, связанных с воздействием на людей, большое значение имеет психологический контакт между участниками. Психологический контакт – это духовная связь между людьми, которая определяет возможность передачи от человека к человеку психологической информации – мыслей, чувств, убеждений, воли. Это проводник, по которому энергия психологического воздействия передается от одной личности к другой.
В основе психологического контакта лежат межличностные отношения, где особая роль принадлежит доверию. Доверие – это такое эмоционально-оценочное состояние, благодаря которому слова, оценки и действия другого лица воспринимаются как правильные без всякого объективного подтверждения. Ошибки и недостатки лица, облеченного доверием, обычно не замечаются или кажутся незначительными. И напротив, при отсутствии доверия все слова и действия берутся под сомнение. Не вызывающие доверия руководители не способны эффективно влиять на педагогических работников и сотрудничать с ними.
Эмоционально-оценочные отношения в коллективе – важнейший фактор морального становления личности. Одобрение и осуждение, похвала и порицание, восхищение и пренебрежение, ирония и насмешка, любовь и ненависть – эти состояния влияют на действия и поступки членов коллектива, их чувства и самооценку. Чем гордится человек, что он считает делом чести, чего он стыдится – все это, в конечном счете, определяется тем, какие действия и поступки, какие качества одобряются или осуждаются другими людьми, общественным мнением коллектива.
Сплочение педагогического коллектива
Сплоченность педагогического коллектива – одно из главных условий продуктивности учебно-воспитательного процесса. Под сплоченностью следует понимать внутреннее психологическое единство группы, ее привлекательность для
всех членов. Объединяет людей тот коллектив, который помогает им удовлетворить разнообразные потребности, интересы и влечения, представляет для них определенную ценность, привлекая, привязывает к себе своих членов.
Сплоченность имеет сложную структуру. В зависимости от того, где локализованы привлекательные, объединяющие ценности, можно выделить два ее главных компонента - функциональную и межличностную сплоченность.
Стремление педагога работать в данном учебном заведении или уйти из него существенно зависит от функциональных факторов. Если преподавателю нравится работа, если он разделяет цели и задачи общей деятельности, находит радость в общении с педагогами, учащимися, то это вызывает положительное отношение его к учебному заведению. Существенно влияют и условия труда: заработная плата, учебно-материальная база, санитарно-гигиенические условия, разумная организация труда, отсутствие формализма, режим работы, отпуск, перспективы профессионального и должностного роста.
Межличностная сплоченность базируется на коммуникативных ценностях, заключенных в окружающих людях, в их взаимодействии и общении. Межличностный характер отношений ярко выражен в психологической ткани функциональной сплоченности. Во всех типах профессиональных образовательных учреждений для педагогов наиболее важны две ценности – любовь и уважение учащихся и добрые взаимоотношения с коллегами; хорошие отношения с администрацией, возможность реализовать себя в педагогической деятельности и др.
Чтобы сплотить коллектив, необходимо знать те внутренние механизмы, которые обеспечивают единение людей, их взаимное тяготение. Общая деятельность объединяет людей при условии, если между ними есть психологическая совместимость, если они способны удовлетворить различные потребности, интересы и ожидания партнеров, проявляющиеся в совместной деятельности. Эти потребности могут быть обращены к самым различным проявлениям взаимодействующих субъектов: к их целям и ценностям, профессиональным умениям, распределению функций и различных благ, доброжелательности и тактичности, честности и порядочности.
Для создания благоприятного климата в педагогическом коллективе учитываются следующие условия:
материальные и социальные;
согласованность общей работы, осознание каждым сотрудником общих целей, взаимная поддержка;
личная защищенность каждого педагога;
совершенствование квалификации и педагогического мастерства;
коллективная методическая творческая работа;
коллегиальность в принятии педагогических решений;
взаимное доверие и уважение, постоянная поддержка хороших отношениймежду сотрудниками со стороны руководства учебного заведения,
своевременное предупреждение конфликтов;
хорошие отношения с обучаемыми.
На жизнедеятельность коллектива влияет не только руководитель образовательного учреждения, но и его заместители, весь управленческий персонал, а также рядовые члены педагогического коллектива Задача администрации состоит в том, чтобы исключить хаос в этих воздействиях, организовать и направить их в полезное русло, отвечающее целям и задачам управления
Следует учитывать, что оптимальной является ситуация, когда руководитель выступает не только в качестве администратора, но и лидера
Вопросы и задания для самоконтроля
Какие принципы необходимо учитывать при организации управленческой деятельности7
Какие требования предъявляет к руководителю эффективное управление7
Почему управление рассматривается как целостная система7
Укажите специфические особенности в управлении профессиональными учебнымизаведениями
Какие требования необходимо учитывать при организации планирования работыпрофессионального образовательного учреждения?
Укажите основные разделы плана образовательного учреждения
В чем заключаются специфика планирования методической работы учрежденияи организация контроля за учебно-воспитательным процессом7
Каково значение управления качеством подготовки специалистов7
Каковы параметры качества профессионального образования?
10. Укажите значение мониторинга в работе профессионального образовательного учреждения
Литература для самостоятельной работы
Беспалъко В П, Татур Ю Г Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного
процесса подготовки специалистов – М Высшая школа, 1989 –С 78-112 Зеер Э Ф Психология личностно-ориентированного профессионального образования –
Екатеринбург Изд-во Уральского гос проф пед ун та 2000 –С 123-140 Матрос ДШ, ПолевДМ, Мельникова НН Управление качеством образования на основе
новых информационных технологий и образовательного мониторинга - 2-е шд,
испр и доп – М Пед о-во России, 2001 –С 27-42 Профессиональная педагогика / Под ред С Я Батышева – 2-е изд , иерераб и доп – М
Ассоц «Профессиональное образование», 1999 –С 505-576 Сшстепш В А и dp Педагогика Учеб пособ для студентов высш пед учеб заведении –
М Изд центр «Академия», 2002 - С 482-561
Смирнов И.П. Человек – образование – профессия – личность. – М.: УМИЦ «Граф-Пресс», 2002. - С. 225-288.
Титова О.В. Определение (назначение) показателей качества профобразования: Метод, рекомендации. - М.: ИРПО, 1996. - С. 18-31.
Третъяков П.И., Мартынов Е.Г. Профессиональное образовательное учреждение: Управление образованием по результатам. – М.: Новая школа, 2001. – С. 56-78.
Якуба ЮЛ., Скакун ВЛ. Диагностика качества практического (производственного) обучения: Метод, рекомендации. – М.: ИРПО, 1995. – С. 36-49.
- Введение
- Глава 1. Введение в профессионально-педагогическую специальность
- § 1. Общая характеристика профессионально-педагогической специальности
- § 2. Профессионально-педагогическая деятельность
- Виды и содержание профессионально-педагогической деятельности
- § 3. Личность педагога профессионального обучения
- Профессионально-педагогические умения
- § 4. Профессиональная культура педагога профессионального обучения
- § 5. Подготовка педагогов профессионального обучения
- § 6. Профессионализация деятельности и личности педагога профессионального обучения
- Глава 2. Общие основы педагогики
- Отрасли педагогики и их основные задачи
- Связь педагогики с другими научными дисциплинами
- § 2. Основные категории педагогики
- Технология педагогического взаимодействия
- Взаимосвязь обучения и воспитания в педагогическом процессе
- Факторы развития личности
- § 3. Методология педагогики и методика педагогических исследований
- Виды исследований в педагогической науке
- § 4. Целостный педагогический процесс
- Последовательность решения педагогической задачи
- Отдельные аспекты целостного педагогического процесса
- Целостная педагогическая деятельность
- Целостная педагогическая деятельность и компоненты содержания образования
- § 5. Педагогические инновации
- Классификация педагогических инноваций
- Сравнительные характеристики традиционного и инновационного образовательных учреждений
- Основные факторы творческого саморазвития педагога-новатора
- § 6. Профессиональная педагогика как отрасль научных знаний
- Структура профессиональной педагогики
- Объекты и предметы различных областей педагогики
- Основные категории профессиональной педагогики
- Глава 3. Образование как социокультурный феномен
- § 1. Сущность, аспекты и функции образования
- Многоаспектность образования
- § 2. Ведущие парадигмы образования
- Отношение между учителем и учеником в традиционной и личностно-ориентированной педагогике
- Взаимосвязь культуры и образования
- § 3. Исторически сложившиеся теории обучения
- Поэтапное формирование умственных действий
- § 4. Модели образования
- Сравнительная характеристика моделей образования
- § 5. Виды и уровни образования
- § 6. Нормативно-правовые основы образования
- Глава 4. Становление и развитие профессионального образования
- § 1. История зарубежного профессионального образования
- § 2. Становление и развитие профессионального образования в России
- Система народного образования в дореволюционной России
- § 3. Современное состояние профессионального образования за рубежом
- Система профессионального образования сша
- Система профессионального образования Франции
- § 4. Система профессиональной подготовки кадров в Российской Федерации
- Система профессиональной подготовки кадров в рф
- § 5. Исторически сложившиеся системы и концепции профессионального образования
- Монопрофессиональное обучение
- Система профессиональной подготовки
- § 6. Современные требования к профессионалу
- Предпосылки и современные требования к подготовке кадров
- Характеристики ключевых компетенций
- Профессиональное развитие
- § 7. Основные компетенции и направления профессионального образования в современном мире
- Глава 5. Образовательный процесс в профессиональном учебном заведении и его проектирование
- § 1. Теоретические основы педагогического проектирования
- § 2. Проектирование образовательного процесса в профессиональном учебном заведении
- Профессиональное образование
- Процесс проектирования модели личности профессионала
- § 3. Проектирование содержания профессионального образования
- § 4. Методы профессионального обучения и их проектирование
- § 5. Организационные формы профессионального обучения и их проектирование
- Формы организации образовательного процесса
- Этапы проектирования организационной формы обучения и воспитания
- § 6. Дидактические средства профессионального обучения
- Глава 6. Технологии профессионального обучения
- § 1. Сущность, функции и принципы профессионального обучения
- Процесс профессионального обучения
- Функции профессионального обучения
- Содержание принципов профессионального обучения
- § 2. Понятие «технология обучения»
- § 3. Модульное обучение в профессиональной школе
- Содержание этапов проектирования мтн-программы.
- § 4. Инновационные технологии в профессиональном образовании
- Сравнительная характеристика интерактивных технологий
- Функции действующих лиц на семинаре-диспуте
- Этапы дидактической игры
- Технология выполнения проекта
- § 5. Теория и методика стадийного профессионального обучения
- Стадии профессионального обучения
- § 6. Системы и периоды производственного обучения
- Характеристика периодов производственного обучения
- § 7. Технология дистанционного обучения
- Основные модели дистанционного обучения
- Структура курса дистанционного обучения
- Классификация программных продуктов, предназначенных для дистанционного обучения
- Модель передачи знаний в системе до
- § 8. Выбор технологии обучения
- Глава 7. Теория и методика воспитательной работы в профессиональном учебном заведении
- § 1. Сущность и содержание процесса воспитания
- § 2. Современные концепции и подходы к воспитанию
- § 3. Закономерности и принципы воспитания
- § 4. Методы, формы и технологии воспитания
- § 5. Формирование и развитие коллектива учащихся
- § 6. Организация воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении
- § 7. Воспитательная работа в общежитии
- § 8. Критерии и показатели воспитанности. Методы определения ее уровня
- Глава 8. Управление профессиональным образованием
- § 1. Сущность, функции и принципы управления образовательными системами
- Функции управления
- § 2. Система управления профессиональными учебными заведениями
- Линейно-функциональная структура управления
- Матричная структура управления
- § 3. Планирование работы профессионального учебного заведения
- § 4. Повышение качества подготовки специалистов
- Циклы, блоки и модули подготовки профессионально-педагогических работников
- § 5. Мониторинг профессионально-образовательного процесса и профессионального развития личности
- § 6. Контроль как функция управления
- Примерный анализ состояния учебно-воспитательного процесса и обоснование необходимых действий
- § 7. Педагогический коллектив, его формирование и развитие
- Словарь основных понятий