logo
ekzamen_po_psihologii_Otvety

30 Вопрос

Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, социализация.

Образование - это общественно организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи знаний и социально значимого опыта, в ходе которого происходит становление личности.

Воспитание.

В широком смысле воспитание обычно рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность.

В узком смысле воспитание характеризуется как специально организуемая деятельность по реализации целей образования в условиях педагогического процесса, где оба субъекта (педагог и воспитанник) проявляют активность в достижении этих целей.

Методы воспитания:

Обучение как целенаправленный процесс передачи и усвоения социально-культурного опыта, как специфическая форма отношений появилось давно, когда люди стали осознавать ценность знания, важность преемственности в его трансляции и передаче следующим поколениям, потребность и необходимость дальнейшего познания мира.

Кроме того, обучение, как воспитание, направлено на развитие личности.

Основная цель обучения – поддержание общественного прогресса.

Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

Социализация – это непрерывный процесс, протекающий в ходе всего онтогенеза. Условно этот процесс может быть разделен на этапы, где происходит решение определенных задач и выработка форм взаимоотношений с социумом. Личность, с одной стороны, имеет потребность в зависимости и аффилиации (стремление быть в обществе других людей, установление дружеских связей) и поэтому усваивает социальный опыт, необходимый для включения в систему существующих социальных связей; а с другой стороны, стремится к автономии, независимости, свободе и тем самым влияет на общество, вынуждая его удерживать границы его влияния на отдельного человека. То есть в процессе социализации происходит развитие и преобразование не только самой личности, но и общества.

Большое влияние на процесс социализации личности оказывают социальные группы. В раннем и дошкольном возрасте наибольшее влияние оказывает семья, в подростковом и юношеском – группа сверстников, в зрелом – трудовой коллектив. При этом степень влияния социальной группы на отдельную личность зависит от уровня организации и сплоченности самой группы.