logo
ekzamen_po_psihologii_Otvety

36 Вопрос Обучение и развития. Соотношение обучения и развития в педагогическом процессе.

Обучение как целенаправленный процесс передачи и усвоения социально-культурного опыта, как специфическая форма отношений появилось давно, когда люди стали осознавать ценность знания, важность преемственности в его трансляции и передаче следующим поколениям, потребность и необходимость дальнейшего познания мира.

Кроме того, обучение, как воспитание, направлено на развитие личности.

Основная цель обучения – поддержание общественного прогресса.

Развитие — процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования. Изменение материи и сознания, их универсальное свойство, всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания.

Отрасль педагогики, разрабатывающая научные основы обучения, называется дидактикой. Одним из актуальных для современной дидактики является вопрос о соотношении обучения и развития. На сегодняшний день можно выделить 3 условные группы научных представлений по этому вопросу.

  1. Обучение и есть развитие (Э. Торндайк, Дж. Уотсон)

  2. Обучение следует за развитием и должно приспосабливаться к нему (В. Штерн)

  3. Обучение идет впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования (Л. С. Выготский). Обосновывая тезис о ведущей роли обучения в развитии личности, Выготский выделял 2 уровня умственного развития ребенка: уровень актуального развития, позволяющий самостоятельно выполнять задания, и «зону ближайшего развития» (то, что ребенок сегодня делает с помощью взрослого, а завтра будет делать самостоятельно).