27 Вопрос Образование как общечеловеческая ценность и социокультурный феномен.
Целенаправленно организованный процесс управления социализацией и называется образованием, которое представляет собой сложнейший социально-исторический феномен с множеством сторон и аспектов, исследованием которых занимается ряд наук. Под образованием понимается единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. В современных условиях на первый план выходят требования гармонично развитой личности, которые вытекают из логики социального и технического прогресса. Сегодня мировое сообщество неотвратимо идет к реализации гуманистических идеалов в образовании путем повышения социальной, педагогической и экономической эффективности его функционирования. Социальная эффективность выражается в многообразных формах утверждения гуманизма, как в обществе, так и в самом содержании и технологиях образования как педагогического процесса. Итак, образование как социальное явление -это, прежде всего объективная общественная ценность. Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы. Однако образование, имея общественную природу и исторический характер, в свою очередь, обусловлено историческим типом общества, которое реализует эту социальную функцию. Оно отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических и идеологических установок, так как и педагоги, и воспитанники являются субъектами общественных отношений. Образование как социальное явление -это относительно самостоятельная система, функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированная на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых, в конечном счете, определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития. Образование как социальное явление - это и система, для которой характерно наличие инвариантных качеств, присущих как ей в целом, так и каждому компоненту. К числу таких качеств относятся: гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, стабильность, прогностичность, преемственность, целостность (Б.Г. Гершунский). Система образования намного сложнее любых других, более жестко детерминированных --технических, кибернетических, экономических и т.п. Система образования - это не замкнутая, жестко централизованная и упорядоченная система. Она - открытая система, способная к самопознанию (рефлексии), количественному и качественному обогащению, перманентному преобразованию в силу тех изменений, которые непрерывно происходят как в макросоциуме, так и внутри самой системы. Гуманистическая, личностно-ориентированная направленность современного образования усиливает такие его характеристики, как гибкость и динамичность. Образование как социальная система превращается в дифференцированную и открытую для изменений сферу образовательных услуг. Не система образования со своими учреждениями навязывается человеку, ограничивая его свободу выбора, а человек сознательно выбирает индивидуальную образовательную траекторию в соответствии со своими образовательными потребностями и способностями. Педагогические ценности, как и любые другие духовные ценности, утверждаются в жизни не спонтанно. Они зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики и образовательной практики. Причем эта зависимость не механическая, так как желаемое и необходимое на уровне общества часто вступают в противоречие, разрешает которое конкретный человек, педагог в силу своего мировоззрения, идеалов, выбирая способы воспроизводства и развития культуры. Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Широкий диапазон педагогических ценностей требует их классификации и упорядочивания, что позволит представить их статус в общей системе педагогического знания. Однако их классификация, как и проблема ценностей в целом, до настоящего времени в педагогике не разработана. Правда, имеются попытки определить совокупность общих и профессионально-педагогических ценностей. Среди последних выделяют такие, как содержание педагогической деятельности и обусловленные им возможности саморазвития личности; общественная значимость педагогического труда и его гуманистическая сущность и др. Аксиологическое Я как система ценностных ориентации содержит не только когнитивные, но и эмоционально-волевые компоненты, играющие роль ее внутреннего ориентира. В нем ассимилированы как социально-педагогические, так и профессионально-групповые ценности, служащие основанием индивидуально-личностной системы педагогических ценностей. Эта система включает:
* ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде (общественная значимость труда педагога, престижность педагогической деятельности, признание профессии ближайшим личным окружением и др.);
* ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг (общение с детьми, коллегами, референтными людьми, переживание детской любви и привязанности, обмен духовными ценностями и др.);
* ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности (возможности развития профессионально-творческих способностей, приобщение к мировой культуре, занятие любимым предметом, постоянное самосовершенствование и др.);
* ценности, позволяющие осуществить самореализацию (творческий, вариативный характер труда педагога, романтичность и увлекательность педагогической профессии, возможность помощи социально неблагополучным детям и др.);
* ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности (возможности получения гарантированной государственной службы, оплата труда и длительность отпуска, служебный рост и др.).
- 1 Вопрос Этапы развития психологии:
- 2 Вопрос Характеристика методов исследования в психологии.
- 3 Вопрос Психика и ее основные функции.
- 4 Вопрос Основные этапы развития психики в процессе филогенеза (видового созревания); в процессе онтогенеза.
- 5 Вопрос.
- Вопрос 6 Модель психики человека, состав и характеристики компонентов по б, г. Ананьеву («индивид», «субъект», «личность», «индивидуальность»).
- 7 Вопрос Умственное развитие и интеллект человека. Методы изучения интеллекта.
- 8 Вопрос Мышление, его психологическая сущность и физиологическая основа, особенности мышления.
- 9 Вопрос Память, ее основные функции и механизмы.
- 10 Вопрос Восприятие. Определение, механизмы и особенности восприятия.
- Особенности восприятия.
- 11 Вопрос. Воображение. Определение процесса, назначение, основные виды.
- Виды воображения:
- Функции воображения.
- 12 Вопрос. Внимание. Определение процессов внимания, виды, свойства и характеристика.
- 13 Вопрос. Эмоции и чувства. Основные фундаментальные эмоции по Изарду. Эмоционально – волевая сфера человека.
- 14 Вопрос Личность и подходы к ее определению.
- 15 Вопрос Основные теории личности
- 16 Вопрос Психологические характеристики личности: направленность, темперамент, характер, жизненный сценарий.
- 17 Вопрос Мотивационно-потребностная сфера человека. Теория потребностей по Мюррею.
- Виды потребностей:
- Мюррей выделил виды потребностей у человека:
- 18 Вопрос Теории мотивации поведения человека в организации.
- 19 Вопрос Акцентуация характера по Леонгарду
- Циклоидный
- Психостеники (тревожники)
- 20 Вопрос Общение как обмен информацией и способ принятия управленческих решений.
- 21 Вопрос Виды общения и основные барьеры в общении.
- 22 Вопрос Конфликт. Сущность и структура конфликтного взаимодействия. Типология и классификация конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
- Структура конфликта.
- Типы конфликтов:
- Способы разрешения конфликтов.
- 23 Вопрос Образование и жизнь малых групп, принципы и стили внутригруппового общения. Лидерство.
- 24 Вопрос Творчество и творческая деятельность.
- 25 Вопрос Педагогика: объект и предмет педагогической науки, ее задачи и функции.
- 26 Вопрос Цели и идеалы образования и воспитания.
- 27 Вопрос Образование как общечеловеческая ценность и социокультурный феномен.
- 28 Вопрос Кризис образования в современном мире. Основные составляющие кризиса и пути его разрешения.
- 29 Вопрос Основные парадигмы развития образования. Характеристика методов педагогики.
- 30 Вопрос
- 31 Вопрос Цели и содержание образования. Ценности образования. Теория ценностей Рокича. Принцип непрерывности образования и особенности его реализации.
- 32 Вопрос Образовательная система России. Структура, ступени образования, их назначение и особенности.
- 33 Вопрос. Управление образовательными системами. Типы и виды образовательных учреждений и их организационная структура. Основные механизмы и уровни управления образовательными системами.
- 34 Вопрос Основные принципы дидактики. Методы и формы организации учебной деятельности.
- Принцип опережающего обучения.
- 35 Вопрос Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения
- 36 Вопрос Обучение и развития. Соотношение обучения и развития в педагогическом процессе.
- 37 Вопрос
- 38 Вопрос Общие методы и формы организации учебной деятельности.
- 39 Вопрос Управление педагогическим процессом. Применение механизмов межличностного взаимодействия и взаимопонимания.
- 40 Вопрос Педагогическое общение, его особенности и содержание. Мастерство педагогического общения.
- 41 Вопрос Личность педагога. Требования к современному педагогу.
- 42 Вопрос. Коллектив как объект и субъект воспитания. Особенности группового взаимодействия и общения в учебной группе.
- 43 Вопрос Семья и социокультурная среда в воспитании и образовании личности. Стили семейного воспитания. Влияние образа жизни семьи на личность. Межличностные конфликты в семье.