4 Вопрос Основные этапы развития психики в процессе филогенеза (видового созревания); в процессе онтогенеза.
Этапы развития психики в процессе филогенеза.
Развитие сенсорных процессов у животных (сенсорика – ощущения). На этом этапе находятся простейшие – амебы, инфузории, черви, рыбы, насекомые. У большинства из них поведение достаточно простое, а психическая жизнь ограничивается только ощущениями, т.е. отражением отдельных качеств или свойств предметов.
Развитие перцептивных процессов у животных (перцепция – восприятие). Поведение значительно усложняется, кроме ощущения, развивается восприятие, т.е. способность к отражению целостного образа предмета.
Развитие интеллектуальных действий у животных. Млекопитающие, находящиеся на этом этапе развития психики, обладают не только ощущениями, восприятием, памятью, но и мышлением. Возникающее здесь мышление – наглядно-действенное, связанное с необходимостью манипуляции с предметами. Поэтому высшие животные могут выстраивать сложные системы поведения, решать простейшие задачи.
Этап сознания. Развитие психики человека определяется не только биологическими, но и социокультурными факторами. Изменяется и характер деятельности, которая направлена теперь на производство новых предметов и орудий. Эта новая, трудовая деятельность и является причиной формирования сознания, появление которого знаменует переход к последнему, четвертому этапу развития психики.
Этапы развития психики в процессе онтогенеза.
Э. Мейман, Э. Клапаред и Ж. Пиаже разработали периодизации, критерием в которых являются этапы интеллектуального развития.
0 – 2 года – стадия сенсомоторного интеллекта
2 – 11 лет – стадия конкретных операций (2 – 7 – дооперациональный этап)
С 12 лет – стадия формальных операций.
- 1 Вопрос Этапы развития психологии:
- 2 Вопрос Характеристика методов исследования в психологии.
- 3 Вопрос Психика и ее основные функции.
- 4 Вопрос Основные этапы развития психики в процессе филогенеза (видового созревания); в процессе онтогенеза.
- 5 Вопрос.
- Вопрос 6 Модель психики человека, состав и характеристики компонентов по б, г. Ананьеву («индивид», «субъект», «личность», «индивидуальность»).
- 7 Вопрос Умственное развитие и интеллект человека. Методы изучения интеллекта.
- 8 Вопрос Мышление, его психологическая сущность и физиологическая основа, особенности мышления.
- 9 Вопрос Память, ее основные функции и механизмы.
- 10 Вопрос Восприятие. Определение, механизмы и особенности восприятия.
- Особенности восприятия.
- 11 Вопрос. Воображение. Определение процесса, назначение, основные виды.
- Виды воображения:
- Функции воображения.
- 12 Вопрос. Внимание. Определение процессов внимания, виды, свойства и характеристика.
- 13 Вопрос. Эмоции и чувства. Основные фундаментальные эмоции по Изарду. Эмоционально – волевая сфера человека.
- 14 Вопрос Личность и подходы к ее определению.
- 15 Вопрос Основные теории личности
- 16 Вопрос Психологические характеристики личности: направленность, темперамент, характер, жизненный сценарий.
- 17 Вопрос Мотивационно-потребностная сфера человека. Теория потребностей по Мюррею.
- Виды потребностей:
- Мюррей выделил виды потребностей у человека:
- 18 Вопрос Теории мотивации поведения человека в организации.
- 19 Вопрос Акцентуация характера по Леонгарду
- Циклоидный
- Психостеники (тревожники)
- 20 Вопрос Общение как обмен информацией и способ принятия управленческих решений.
- 21 Вопрос Виды общения и основные барьеры в общении.
- 22 Вопрос Конфликт. Сущность и структура конфликтного взаимодействия. Типология и классификация конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
- Структура конфликта.
- Типы конфликтов:
- Способы разрешения конфликтов.
- 23 Вопрос Образование и жизнь малых групп, принципы и стили внутригруппового общения. Лидерство.
- 24 Вопрос Творчество и творческая деятельность.
- 25 Вопрос Педагогика: объект и предмет педагогической науки, ее задачи и функции.
- 26 Вопрос Цели и идеалы образования и воспитания.
- 27 Вопрос Образование как общечеловеческая ценность и социокультурный феномен.
- 28 Вопрос Кризис образования в современном мире. Основные составляющие кризиса и пути его разрешения.
- 29 Вопрос Основные парадигмы развития образования. Характеристика методов педагогики.
- 30 Вопрос
- 31 Вопрос Цели и содержание образования. Ценности образования. Теория ценностей Рокича. Принцип непрерывности образования и особенности его реализации.
- 32 Вопрос Образовательная система России. Структура, ступени образования, их назначение и особенности.
- 33 Вопрос. Управление образовательными системами. Типы и виды образовательных учреждений и их организационная структура. Основные механизмы и уровни управления образовательными системами.
- 34 Вопрос Основные принципы дидактики. Методы и формы организации учебной деятельности.
- Принцип опережающего обучения.
- 35 Вопрос Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения
- 36 Вопрос Обучение и развития. Соотношение обучения и развития в педагогическом процессе.
- 37 Вопрос
- 38 Вопрос Общие методы и формы организации учебной деятельности.
- 39 Вопрос Управление педагогическим процессом. Применение механизмов межличностного взаимодействия и взаимопонимания.
- 40 Вопрос Педагогическое общение, его особенности и содержание. Мастерство педагогического общения.
- 41 Вопрос Личность педагога. Требования к современному педагогу.
- 42 Вопрос. Коллектив как объект и субъект воспитания. Особенности группового взаимодействия и общения в учебной группе.
- 43 Вопрос Семья и социокультурная среда в воспитании и образовании личности. Стили семейного воспитания. Влияние образа жизни семьи на личность. Межличностные конфликты в семье.