16 Вопрос Психологические характеристики личности: направленность, темперамент, характер, жизненный сценарий.
Направленность личности - это совокупность устойчивых мотивов, взглядов,
убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенные
поведение и деятельность, достижение относительно сложных жизненных целей.
Направленность всегда социально обусловлена и формируется в онтогенезе в
процессе обучения и воспитания, выступает как свойство личности,
проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в
деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное от
основной деятельности время (например, изобразительным творчеством,
физическими упражнениями, рыбалкой, спортом и др.).
Во всех этих видах человеческой активности направленность проявляется в
особенностях интересов личности: целях, которые ставит перед собой человек,
потребностях, пристрастиях и установках, осуществляемых во влечениях,
желаниях, склонностях, идеалах и др..
Выделяют три основных вида направленности личности: личная,
коллективистическая и деловая.
Темперамент – это совокупность врожденных индивидуальных особенностей человека, характеризующих его динамическую сторону, эмоциональную сторону поведения, деятельность и общение.
Психологическая характеристика темперамента:
Сензитивность (чувствительность)
Реактивность: повышенная и пониженная
Активность: пониженная и повышенная
По темпу реакции: быстрый темп и вялый.
Свойства темперамента:
Сензитивность
Темп протекания внутренних процессов
Реактивность.
Характер – совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, которые складываются и проявляются в течение всей жизни.
Характер отличается:
Целостностью
Глубиной
Силой и твердостью
Самобытностью и оригинальностью
Устойчивостью.
Черты характера:
По отношению к себе:
Требовательность
Самокритичность
Самолюбие
Скромность
Самоуверенность
По отношению к другим людям:
Индивидуализм
Коллективизм
Эгоизм
Альтруизм
Жестокость и доброта
Безразличие и чуткость
Грубость и вежливость.
По отношению к труду:
Организованность и неорганизованность
Лень и трудолюбие
Аккуратность и неряшливость
Инициативность и пассивность
Ответственность и безответственность
К общественной собственности:
Аккуратность
Бережливость
Экономность
Неряшливость
Скупость.
Жизненный сценарий:
Впервые теория сценария была разработана Эриком Берном и его коллегами, особенно Клодом Стайнером.
Сценарий – это «план жизни, составленный в детстве», следовательно, ребёнок сам принимает решение о своём сценарии. На решение о выборе жизненного сценария оказывают влияние не только внешние факторы, но и воля ребёнка.
Даже тогда, когда разные дети воспитываются в одних и тех же условиях, они могут составить совершенно разные планы своей жизни.
Жизненный сценарий лежит вне пределов осознания, поэтому во взрослой жизни человек ближе всего может подойти к воспоминаниям о детстве с помощью снов и фантазий. Проживая свои сценарные решения в поведении, человек, тем не менее, не осознаёт их.
Изучая вопросы происхождения сценария, Стэн Вуллэмс выделил две важнейшие особенности формирования жизненного сценария:
1. Сценарные решения представляют собой наилучшую стратегию ребёнка с целью выживания в мире, который часто кажется ему враждебным и даже угрожающим его жизни.
2. Сценарные решения принимаются в соответствии с эмоциями ребёнка и его способом тестирования реальности.
- 1 Вопрос Этапы развития психологии:
- 2 Вопрос Характеристика методов исследования в психологии.
- 3 Вопрос Психика и ее основные функции.
- 4 Вопрос Основные этапы развития психики в процессе филогенеза (видового созревания); в процессе онтогенеза.
- 5 Вопрос.
- Вопрос 6 Модель психики человека, состав и характеристики компонентов по б, г. Ананьеву («индивид», «субъект», «личность», «индивидуальность»).
- 7 Вопрос Умственное развитие и интеллект человека. Методы изучения интеллекта.
- 8 Вопрос Мышление, его психологическая сущность и физиологическая основа, особенности мышления.
- 9 Вопрос Память, ее основные функции и механизмы.
- 10 Вопрос Восприятие. Определение, механизмы и особенности восприятия.
- Особенности восприятия.
- 11 Вопрос. Воображение. Определение процесса, назначение, основные виды.
- Виды воображения:
- Функции воображения.
- 12 Вопрос. Внимание. Определение процессов внимания, виды, свойства и характеристика.
- 13 Вопрос. Эмоции и чувства. Основные фундаментальные эмоции по Изарду. Эмоционально – волевая сфера человека.
- 14 Вопрос Личность и подходы к ее определению.
- 15 Вопрос Основные теории личности
- 16 Вопрос Психологические характеристики личности: направленность, темперамент, характер, жизненный сценарий.
- 17 Вопрос Мотивационно-потребностная сфера человека. Теория потребностей по Мюррею.
- Виды потребностей:
- Мюррей выделил виды потребностей у человека:
- 18 Вопрос Теории мотивации поведения человека в организации.
- 19 Вопрос Акцентуация характера по Леонгарду
- Циклоидный
- Психостеники (тревожники)
- 20 Вопрос Общение как обмен информацией и способ принятия управленческих решений.
- 21 Вопрос Виды общения и основные барьеры в общении.
- 22 Вопрос Конфликт. Сущность и структура конфликтного взаимодействия. Типология и классификация конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
- Структура конфликта.
- Типы конфликтов:
- Способы разрешения конфликтов.
- 23 Вопрос Образование и жизнь малых групп, принципы и стили внутригруппового общения. Лидерство.
- 24 Вопрос Творчество и творческая деятельность.
- 25 Вопрос Педагогика: объект и предмет педагогической науки, ее задачи и функции.
- 26 Вопрос Цели и идеалы образования и воспитания.
- 27 Вопрос Образование как общечеловеческая ценность и социокультурный феномен.
- 28 Вопрос Кризис образования в современном мире. Основные составляющие кризиса и пути его разрешения.
- 29 Вопрос Основные парадигмы развития образования. Характеристика методов педагогики.
- 30 Вопрос
- 31 Вопрос Цели и содержание образования. Ценности образования. Теория ценностей Рокича. Принцип непрерывности образования и особенности его реализации.
- 32 Вопрос Образовательная система России. Структура, ступени образования, их назначение и особенности.
- 33 Вопрос. Управление образовательными системами. Типы и виды образовательных учреждений и их организационная структура. Основные механизмы и уровни управления образовательными системами.
- 34 Вопрос Основные принципы дидактики. Методы и формы организации учебной деятельности.
- Принцип опережающего обучения.
- 35 Вопрос Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения
- 36 Вопрос Обучение и развития. Соотношение обучения и развития в педагогическом процессе.
- 37 Вопрос
- 38 Вопрос Общие методы и формы организации учебной деятельности.
- 39 Вопрос Управление педагогическим процессом. Применение механизмов межличностного взаимодействия и взаимопонимания.
- 40 Вопрос Педагогическое общение, его особенности и содержание. Мастерство педагогического общения.
- 41 Вопрос Личность педагога. Требования к современному педагогу.
- 42 Вопрос. Коллектив как объект и субъект воспитания. Особенности группового взаимодействия и общения в учебной группе.
- 43 Вопрос Семья и социокультурная среда в воспитании и образовании личности. Стили семейного воспитания. Влияние образа жизни семьи на личность. Межличностные конфликты в семье.