Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.
Воспитание одна из основных категорий педагогики. В педагогической науке воспитание (В.) рассматривается в широком и узком смысле его понимания. В. имеет ряд этапов и осуществляется через преодоление противоречий.
В понятии воспитания в классической педагогике принято выделять два основных аспекта социальный и педагогический:
-Социальный (в широком смысле):
Воспитание – это общественное явление воздействия общества на личность, влияние на человека всех формирующих его факторов (В. отождествляется с социализацией)
-Педагогический (в узком смысле):
Воспитание - это целенаправленная деятельность педагога (воспитательная работа) по созданию условий для развития ребенка и формированию у него определенных личностных качеств, которая происходит через включение его в различные виды социальных отношений (в учебе, в общении, игре, практической деятельности).
Можно выделить следующие особенности и характеристики воспитания. Все они взаимосвязаны, нет приоритетных:
1) Целенаправленность
2) Многофакторность (на рез-т В. влияет множ-во макро и микрофакторов)
3) Длительность и непрерывность (любое кач-во, свойство Л. Не может быть сформировано мгновенно)
4) Неравномерность В. (скачок при преодолении противоречий)
5) Двухсторонность (изменяются и учитель и ученик)
6) Деятельностный характер В. (ребенок воспитывается только в деятельности)
7) Диалектичность В. (происходят постоянные изменения и развитие воспитательного процесса под влиянием среды, обществ. целей, развития)
8) Динамичность позиций воспитателя, использование им разных методов
9) В. это индивидуально творческий процесс
10) Целостность и системность В.( в В. д.б. взаимосвязаны цель, содержание, методы и формы, результат, а так же влияние субьектов, деятельности и среды)
11) Управляемость (В. можно управлять)
Сущность В. отражает внутренние связи и отношения характерные для процесса В. и проявляющиеся в определенных закономерностях и тенденциях.
Закономерности В. – это наиболее существенные, необходимые, стабильные и объективные связи м/д различными факторами, которые определяют процесс воспитания и характеризуют его развитие.
Гл. хар – кой зак-тей явл. их объективный характер.
Назовем осн. закономерности воспитания (пед. процесса)
1) Формирование личности социально обусловлено и соотв-но воспитание зависит от совокупности объективных и субъективных факторов социальной среды.
2) Формирование Л. происходит на основе важнейших социальных форм жизни человека – деятельности и общения.
3) Воспитательн. проц. представляет собой постоянную трансформацию внешних влияний во внутренние процессы Л., её мотивы, установки, ценности, отношения. В проц. воспит. происходит интериоризация ценностей жизни и общества.
4) Неравномерность развития ребенка и формирования его Л.
5) Единство и взаимосвязь воспитания, обучения и развития Л.
6) Воспит. проц. осуществляется при условии единства влияния на сознание, чувства и поведение Л.
Из закономерностей В. следуют принципы. Они носят субъективный характер. Определяются учеными из целей и задач воспитания, а так же возникают из обобщения пед. опыта.
Совокупность принципов обеспечивает успешное содержание методов и форм воспитания.
Цель воспитания понимается:
во-первых как некий идеал, к которому стремиться и общество и отдельный воспитатель;
во-вторых цель – это осознанное представление о конечном результате пед. деятельности, ожидаемый образ результата.
Цель современного воспитания – это личность, способная строить жизнь, достойную Человека.
Конкретные цели зависят от ряда оснований, подходов. Мы рассмотрим основные:
1) Личностный
2) Аксиологический
3) Деятельностный
4) Культурологический
Рассматривают и другие – диалогический, антропологический и т.п.
Личностный подход
Проявляется в отношении к учащемуся как уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей. Ребенок воспринимает себя как уникальную личность и учится видеть во всех окружающих такие же личности. При построении воспитательного проц. Педагог признает ребенка как данность, учитывая привычки, здоровье, ценности, достоинства. Уважение к ребенку не зависит от его успехов или неуспехов, признается право на самобытность ребенка.
Аксиологический подход
Ценностные ориентации являются одной из главных характеристик личности, а их развитие основной задачей гуманистической педагогики и важнейшим путем развития общества. Ценностный подход предполагает развитие и изменение ценностей ребенка.
Под ценностью понимаются такие идеи и убеждения человека которые приняты в качестве нормы и идеала.
Воспитание – специально организованный процесс интериоризации (присвоения) человеком общечеловеческих ценностей.
Ценности (основные из них) остаются постоянными на различных этапах развития общества. Такие как жизнь, здоровье, любовь, знания, труд, мир, красота, творчество и т.п. значимы для людей во все времена.
Деятельностный подход
Это такая организация учебно-воспитательного процесса, в котором ребенок является активным субъектом деятельности (А.Н. Леонтьев). Только деятельность значимая для личности (разнообразная и продуктивная) способствует овладению общечеловеческой и профессиональной культурой. Деятельность это тот механизм, который помогает преобразовать совокупность внешних влияний в собственно развивающие изменения, в новообразования Л.
Культурологический подход
Это организация обучения и воспитания, в ходе которой личность формируется как субъект культуры, исторического процесса, собственного развития и жизнетворчества (Е.В. Бондаревская)
Целью воспитания является формирование базовой культуры личности.
Базовая культура – это оптимальный минимум качеств, свойств, способностей, действий личности, которые помогают развиваться ей в гармонии с общечеловеческой культурой.
Развитие, воспитание обучение Л. идет в гармонии с общечеловеческой культурой, через оказание помощи ребенку в самоопределении, формирование у него культуры отношений к обществу, к себе, своим талантам, здоровью и т.д. Культ.подход предполагает взаимодействие, диалог субкультур, диалог поколений.
Понятие базовой культуры включает в себя следующие компоненты и позволяет выделить в содержании воспитания духовно-нравственную, познавательную, физическую, эстетическую, экологическую, экономическую и др. культуру.
- Понятие о темпераменте и его физиологической основе. Свойства темперамента.
- Мышление и воображение. Виды воображения, функции, классификация.
- Классификация потребностей. Пирамида человеческих потребностей (а. Маслоу).
- Виды памяти, объем, условия перехода квп в двп, индивидуальные различия памяти.
- 5. Деятельность. Основные составляющие деятельности человека. Индивидуальный стиль деятельности.
- 6. Внимание. Основные свойства и виды внимания.
- Общая характеристика психических процессов и психических состояний.
- Характер. Проблемы формирования и типологии характера.
- Понятие об ощущениях. Основные функции, виды, физиологический механизм ощущений.
- Закономерности ощущений. Чувствительность и пороги.
- Понятие о восприятии и представлении, основные свойства и закономерности восприятия.
- Проблема психологии способностей. Понятия: «одаренность», «талантливость», «гениальность».
- Понятие о группах. Классификация условия образования групп. Динамика и уровни развития группы.
- Понятие о «сознании», «самосознании» и их структура.
- Эмоции и чувства. Характеристика эмоциональных состояний.
- Понятие «личность». Признаки личности. Иерархическая структура личности (к.К. Платонов).
- Понятие о мышлении, функции, формы. Мыслительная деятельность и индивидуальные различия в мышлении.
- Компоненты, структура, динамика экономического сознания. Экономическая социализация личности (б. Стаей).
- Эффекты межличностного восприятия. Межличностные отношения в группах.
- 2. “Эффект ореола” по-другому называется “эффектом нимба”.
- Лидер группы, его функции, психологический климат и совместимость в группе.
- Структура психологии, ее место в ряду других наук.
- Предмет и задачи научной психологии. Понятие о психике. Структура и основные функции психики.
- Методы научной психологии.
- Понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «субъект деятельности». Механизмы психологической защиты.
- Теории эмоций. Уровни эмоциональной сферы.
- Сравнительный анализ психоаналитической модели личности (з. Фрейд, а. Адлер).
- Понятие «воля», основные функции и структура волевого акта.
- Сравнительная характеристика бихевиорального (Дж. Уотсон) и гуманистического подходов (а. Маслоу) в теориях развитиях личности.
- Вклад деятелей западноевропейской и отечественной педагогики в развитие педагогической теории.
- Объект, предмет, задачи, функции педагогики.
- Образование как общественное явление.
- Методы исследований в педагогике.
- Основные методологические положения научной педагогики.
- Управление педагогическими системами. (Педагогический анализ, целеполагание, планирование).
- Характеристика методов обучения.
- Педагогические средства и формы организации обучения.
- Педагогические формы организации педагогического процесса. (Простые, составные, комплексные формы).
- Урок – основная форма организации обучения в современной школе. Лекция и семинарские занятия в вузе.
- Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.
- Коллектив как объект и субъект воспитания. Задачи, признаки и виды коллективов.
- Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Стили родительского воспитания и функции семьи.
- Этапы формирования коллектива.
- Образовательные учреждения в России. (Дошкольные, общеобразовательные, специальные образовательные учреждения, вечерние и заочные школы).
- Система общего образования в России. Государственные общеобразовательные учреждения. Система негосударственных, альтернативных образовательных учреждений.
- Цель и содержание, тенденции современного образования.
- Государственный стандарт общего среднего образования (федеральный, национально-региональный и школьный компоненты).
- Общество и образование. Понятие образования с точки зрения отечественных авторов (ю.К. Бабанский, и.Ф. Харламов).
- Педагогическая деятельность. Концепция деятельности учителя (а.К. Маркова).
- Стили педагогического руководства.