Лидер группы, его функции, психологический климат и совместимость в группе.
Лидер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия.
Функции:
Планирование. В каждой организации должен существовать план, желательно согласованный, чтобы лучше стимулировать выполнение поставленной задачи. Лидер должен не только знать как добраться из точки, в которой он находится в данный момент туда, куда нужно, но и знать какие усилия надо приложить чтобы это осуществить, добиться прогресса.
Определение целей. Хоть это и звучит довольно просто, но справиться с этой функцией достаточно тяжело, так как цели должны быть четко согласованы с теми, кто их будет добиваться, а не просто поставлены перед каждым работником.
Общение. Лидер должен уметь максимально четко разъяснять планы и цели, знать ответ на вопрос: «Почему мы делаем так, а не иначе?»
Организация. Лидер должен не только определить и согласовать задачи, но и распределить их между участниками группы, Наблюдение и оценка. Если лидер не станет наблюдать за работой и оценивать ее, то у него не будет материала для обеспечения группы и ее отдельных членов полезной и точной информацией. А главной целью оценки производимой работы является стремление улучшить результаты.
Психологический климат – это неофициальные отношения, которые складываются между людьми в семье или на работе.
Наибольшее влияние на психологический климат оказывает степень совместимости людей. Когда говорят о совместимости людей друг с другом, то прежде всего имеют в виду определенную созвучность ценностей, интересов, эмоциональных установок, общего стиля жизни. Совместимость предполагает определенное сочетание идеала и реальности. Совместимость проявляется также в том, что у членов семьи происходит сближение мнений, оценочных суждений.
-
Содержание
- Понятие о темпераменте и его физиологической основе. Свойства темперамента.
- Мышление и воображение. Виды воображения, функции, классификация.
- Классификация потребностей. Пирамида человеческих потребностей (а. Маслоу).
- Виды памяти, объем, условия перехода квп в двп, индивидуальные различия памяти.
- 5. Деятельность. Основные составляющие деятельности человека. Индивидуальный стиль деятельности.
- 6. Внимание. Основные свойства и виды внимания.
- Общая характеристика психических процессов и психических состояний.
- Характер. Проблемы формирования и типологии характера.
- Понятие об ощущениях. Основные функции, виды, физиологический механизм ощущений.
- Закономерности ощущений. Чувствительность и пороги.
- Понятие о восприятии и представлении, основные свойства и закономерности восприятия.
- Проблема психологии способностей. Понятия: «одаренность», «талантливость», «гениальность».
- Понятие о группах. Классификация условия образования групп. Динамика и уровни развития группы.
- Понятие о «сознании», «самосознании» и их структура.
- Эмоции и чувства. Характеристика эмоциональных состояний.
- Понятие «личность». Признаки личности. Иерархическая структура личности (к.К. Платонов).
- Понятие о мышлении, функции, формы. Мыслительная деятельность и индивидуальные различия в мышлении.
- Компоненты, структура, динамика экономического сознания. Экономическая социализация личности (б. Стаей).
- Эффекты межличностного восприятия. Межличностные отношения в группах.
- 2. “Эффект ореола” по-другому называется “эффектом нимба”.
- Лидер группы, его функции, психологический климат и совместимость в группе.
- Структура психологии, ее место в ряду других наук.
- Предмет и задачи научной психологии. Понятие о психике. Структура и основные функции психики.
- Методы научной психологии.
- Понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «субъект деятельности». Механизмы психологической защиты.
- Теории эмоций. Уровни эмоциональной сферы.
- Сравнительный анализ психоаналитической модели личности (з. Фрейд, а. Адлер).
- Понятие «воля», основные функции и структура волевого акта.
- Сравнительная характеристика бихевиорального (Дж. Уотсон) и гуманистического подходов (а. Маслоу) в теориях развитиях личности.
- Вклад деятелей западноевропейской и отечественной педагогики в развитие педагогической теории.
- Объект, предмет, задачи, функции педагогики.
- Образование как общественное явление.
- Методы исследований в педагогике.
- Основные методологические положения научной педагогики.
- Управление педагогическими системами. (Педагогический анализ, целеполагание, планирование).
- Характеристика методов обучения.
- Педагогические средства и формы организации обучения.
- Педагогические формы организации педагогического процесса. (Простые, составные, комплексные формы).
- Урок – основная форма организации обучения в современной школе. Лекция и семинарские занятия в вузе.
- Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.
- Коллектив как объект и субъект воспитания. Задачи, признаки и виды коллективов.
- Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Стили родительского воспитания и функции семьи.
- Этапы формирования коллектива.
- Образовательные учреждения в России. (Дошкольные, общеобразовательные, специальные образовательные учреждения, вечерние и заочные школы).
- Система общего образования в России. Государственные общеобразовательные учреждения. Система негосударственных, альтернативных образовательных учреждений.
- Цель и содержание, тенденции современного образования.
- Государственный стандарт общего среднего образования (федеральный, национально-региональный и школьный компоненты).
- Общество и образование. Понятие образования с точки зрения отечественных авторов (ю.К. Бабанский, и.Ф. Харламов).
- Педагогическая деятельность. Концепция деятельности учителя (а.К. Маркова).
- Стили педагогического руководства.