Мышление и воображение. Виды воображения, функции, классификация.
Мышление – высшая форма познавательной деятельности, которая позволяет отображать окружающую действительность обобщенно, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира.
Функции мышления:
установление всеобщих связей
понимание сущность конкретного явления как разновидности окружающего класса явлений
обобщение свойств однородной группы явлений
Результаты:
сформированные понятия
суждения – отражения связей между предметами и явлениями окружающего мира
умозаключения – вывод, сделанный на основе двух или более суждений
Виды мышления:
по форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое
по степени новизны, оригинальности: репродуктивное, продуктивное
по характеру решаемых задач: теоретическое, практическое
Операции:
обобщение – мысленное соотношение и выделение общего в двух или более различных явлений
анализ – разделение предмета на части
синтез – соединение частей в целое
абстракция – отвлечение существенных свойств предмета от несущественных
сравнение
Воображение – способность воссоздания образов прошлого, настоящего, будущего.
Функции:
представление действительности в образах и составление возможности пользоваться ими, решая задачи
регулирование эмоциональных состояний
произвольная регуляция познавательных процессов
планирование и программирование деятельности
Формы выражения:
построение образа и конечного результата предметной деятельности
создание программы поведения, когда проблемная ситуация не определена
Виды воображения:
по предмету, материалу деятельности: эмоциональное, образное, словесно-логическое
по виду деятельности, по содержанию труда: художественное, техническое, музыкальное
по способам активности: активное, пассивное
по результатам деятельности: воссоздающее (репродуктивное), творческое (продуктивное)
Особенности воображения:
мечта – образ будущего
грезы – отрыв от реальности
фантазия – представления
Приёмы создания новых образов:
агглютинация – соединение несоединяемых частей предмета в реальности
гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей
типизация – выделение существенных признаков, повторяющихся в однородных явлениях и воплощение в конкретном образе
схематизация – отражение предметов окружающего мира в знаках
заострение – подчеркивание каких-либо признаков
Нарушение воображения:
зрительная галлюцинация
слуховые
тактильные
висцеральные (соматические) – пространство заполняется предметами, живыми существами, находящимися во внутренних органах человека
-
Содержание
- Понятие о темпераменте и его физиологической основе. Свойства темперамента.
- Мышление и воображение. Виды воображения, функции, классификация.
- Классификация потребностей. Пирамида человеческих потребностей (а. Маслоу).
- Виды памяти, объем, условия перехода квп в двп, индивидуальные различия памяти.
- 5. Деятельность. Основные составляющие деятельности человека. Индивидуальный стиль деятельности.
- 6. Внимание. Основные свойства и виды внимания.
- Общая характеристика психических процессов и психических состояний.
- Характер. Проблемы формирования и типологии характера.
- Понятие об ощущениях. Основные функции, виды, физиологический механизм ощущений.
- Закономерности ощущений. Чувствительность и пороги.
- Понятие о восприятии и представлении, основные свойства и закономерности восприятия.
- Проблема психологии способностей. Понятия: «одаренность», «талантливость», «гениальность».
- Понятие о группах. Классификация условия образования групп. Динамика и уровни развития группы.
- Понятие о «сознании», «самосознании» и их структура.
- Эмоции и чувства. Характеристика эмоциональных состояний.
- Понятие «личность». Признаки личности. Иерархическая структура личности (к.К. Платонов).
- Понятие о мышлении, функции, формы. Мыслительная деятельность и индивидуальные различия в мышлении.
- Компоненты, структура, динамика экономического сознания. Экономическая социализация личности (б. Стаей).
- Эффекты межличностного восприятия. Межличностные отношения в группах.
- 2. “Эффект ореола” по-другому называется “эффектом нимба”.
- Лидер группы, его функции, психологический климат и совместимость в группе.
- Структура психологии, ее место в ряду других наук.
- Предмет и задачи научной психологии. Понятие о психике. Структура и основные функции психики.
- Методы научной психологии.
- Понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «субъект деятельности». Механизмы психологической защиты.
- Теории эмоций. Уровни эмоциональной сферы.
- Сравнительный анализ психоаналитической модели личности (з. Фрейд, а. Адлер).
- Понятие «воля», основные функции и структура волевого акта.
- Сравнительная характеристика бихевиорального (Дж. Уотсон) и гуманистического подходов (а. Маслоу) в теориях развитиях личности.
- Вклад деятелей западноевропейской и отечественной педагогики в развитие педагогической теории.
- Объект, предмет, задачи, функции педагогики.
- Образование как общественное явление.
- Методы исследований в педагогике.
- Основные методологические положения научной педагогики.
- Управление педагогическими системами. (Педагогический анализ, целеполагание, планирование).
- Характеристика методов обучения.
- Педагогические средства и формы организации обучения.
- Педагогические формы организации педагогического процесса. (Простые, составные, комплексные формы).
- Урок – основная форма организации обучения в современной школе. Лекция и семинарские занятия в вузе.
- Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.
- Коллектив как объект и субъект воспитания. Задачи, признаки и виды коллективов.
- Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Стили родительского воспитания и функции семьи.
- Этапы формирования коллектива.
- Образовательные учреждения в России. (Дошкольные, общеобразовательные, специальные образовательные учреждения, вечерние и заочные школы).
- Система общего образования в России. Государственные общеобразовательные учреждения. Система негосударственных, альтернативных образовательных учреждений.
- Цель и содержание, тенденции современного образования.
- Государственный стандарт общего среднего образования (федеральный, национально-региональный и школьный компоненты).
- Общество и образование. Понятие образования с точки зрения отечественных авторов (ю.К. Бабанский, и.Ф. Харламов).
- Педагогическая деятельность. Концепция деятельности учителя (а.К. Маркова).
- Стили педагогического руководства.