logo
Otvety_po_psihologii3333333

Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Стили родительского воспитания и функции семьи.

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого её члена. Недолог век семьи на фоне истории развития человечества – по мнению ученых, как устойчивое объединение она возникла с разложением родового строя. Первая историческая форма моногамии – патриархальная семья (все совместное хозяйство, управлялось отцом, включая его потомков с их женами и детьми, а также домашних рабов). У слова «семья» есть синоним -- «фамилия». Любопытна этимология этого понятия : Familia (лат.) – в Древнем Риме – это:

1) семейная хозяйственно-юридическая единица, в состав которой входили и рабы;  2) совокупность рабов, принадлежащих одному человеку.

Одной из основных функций патриархальной семьи являлось продолжение рода, связанное с воспитанием детей – передачей им накопленного опыта, формированием трудовых навыков, сообщение знаний о традициях, обычаях и принятых нормах поведения. Формирующее влияние изменяется по характеру (активную роль приобретает система общественного воспитания, пример родителей перестаёт быть главным фактором социализации личности, ребенок приобретает большую автономию в семье), но значения своего как основного института воспитания семья не утрачивает.

Выделяются следующие функции семьи: общение, организация быта и ведение хозяйства, поддержание физических и духовных сил, создание условий для профессиональной деятельности, для полноценного развития каждого члена семьи, организации досуга, создание гармонии интимных отношений супругов, продолжение рода. Семья активно воздействует на формирование личности ребенка. Особенности взаимоотношений в общении между членами семьи создают специфическую морально-психологическую атмосферу, которая играет важную роль в решении каждой семьёй ёе воспитательных задач. Высокий уровень взаимной информированности родителей и детей является одной из важных предпосылок их адекватного представления о личностных особенностях друг друга и обеспечивает их нормальное общение. Специфика общения родителей и детей не только формирует их межличностные отношения, но и оказывает огромное влияние формирование навыков общения детей с другими людьми. Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Семейное воспитание – сложное явление. На него влияют: наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи (место дома), отношение к ребенку.

Задачи семьи: 1. Создать максимальные условия для и развития ребенка. 2. Обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка. 3. Передать опыт создания и сохранения семьи, воспитание в ней детей и отношение к старшим. 4. Научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким. 5. Воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я». Принципы семейного воспитания: 1. Гуманность и милосердие к растущему человеку. 2. Вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников. 3. Открытость и доверительность отношений с детьми. 4. Оптимистичность взаимоотношений в семье. 5. Последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного). 6. Оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы.

Воспитательные функции семьи: 1. Влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью. 2. В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут. 3. Семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением её усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества: какая семья – такое и общество. 4. Семья обеспечивает преемственность традиций. 5. Важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества. 6. Существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.

Семейному воспитанию присущи свои методы, точнее приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, наказ, проявление любви, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т. д.. Отбор методов идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуативных условий.

Основные типы неправильного воспитания в семье. 1. Безнадзорность, бесконтрольность. 2. Гиперопека (жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором родителей; приказы, запреты). 3. Воспитание по типу «кумира» (разновидность гиперопеки). Желания и просьбы ребенка беспрекословно выполняются. 4. Воспитание по типу «Золушки» (эмоциональная отверженность, безразличие, холодность к ребенку).  5. «Жестокое воспитание» (за малейшую провинность ребенка сурово наказывают, он растет в постоянном страхе.) К. Д. Ушинский указывал, что страх – самый обильный источник пороков (жестокость, озлобленность, приспособленчество, угодничество). 6. Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности (с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы).

Одним из самых недопустимых методов воспитания используемых в семье, является метод физического наказания, когда на детей действуют с помощью страха. Физическое наказание вызывает физические, психические, нравственные травмы, которые в конечном итоге ведут к изменению поведения ребят. Так, у каждого второго наказуемого подростка возникают сложности в адаптации, приспособлении его к коллективу, почти у всех этих детей пропадает интерес к учебе.

Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, то есть типичные для родителей система приемов и характер взаимодействия с детьми.

Авторитарный (властный) стиль характеризуется стремлением родителей максимально подчинить своему влиянию детей, пресекать их инициативу, жестко добиваться своих требований, полностью контролировать их поведение, интересы и даже желания. Это достигается с помощью постоянного наблюдения за жизнью детей и наказаний. В ряде семей это проявляется в навязчивом стремлении полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желания детей, что может приводить к острым конфликтам.

Демократический стиль характеризуется стремлением родителей установить теплые отношения с ребенком, привлекая его к решению проблем, поощряя инициативу и самостоятельность. Родители, устанавливая правила и твердо проводя их в жизнь, не считают себя безупречными и объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение детьми; у ребенка ценится как послушание, так и независимость. Либеральный стиль воспитания - либеральные родители это полная противоположность авторитарным: они почти или совсем не ограничивают поведения детей. В такой ситуации дети практически лишены родительского руководства. Даже если поступки детей злят и выводят из равновесия, либеральные родители пытаются сдержать свои чувства.

Партнерский стиль (демократический, авторитетный, кооперация), сочетающие в себе высокий уровень контроля и теплые отношения между родителями и ребенком, а также принятие ребенка таким, какой он есть. Родители принимают растущую автономию детей. Они открыты к общению с ребенком, прислушиваются к его мыслям и пожеланиям в разумных пределах. Положительным является то, что в коллективе, такая личность стремится в любых видах деятельности занимать лидерские позиции, будет уверенной в себе.

Детскоцентрированный стиль (гиперопека, "кумир семьи", симбиоз,"отношения двух","ребенок, который заменяет мужа","гиперсоциализирующее воспитание") - чрезмерная опека, мелочный контроль, тщательное наблюдение за ребенком. Родители, которые так поступают в большинстве случаев имеют повышенный уровень тревожности и различные страхи, они постоянно имеют ощущения, что с ребенком должно что-то случиться. Хотя гиперопека базируется якобы на любви, такой тип общения имеет негативные последствия - личность растет несамостоятельной, нерешительной, часто в коллективах такую личность игнорируют, не замечают.

Жесткий стиль (авторитарный, "жестокое обращение к ребенку", "чрезмерная требовательность", "авторитарная гиперсоциализация", "сильная волевая мать"), в основе всех этих вариантов лежит элемент подчинения. Этот стиль включает в себя высокий уровень контроля и холодные отношения. Родители, отдавая приказы, ждут их беспрекословного исполнения, приказы обсуждению не подлежат. Когда же ребенок проявит неповиновение, то за это он может быть строго наказан, вид наказания выбирают родители, физическое в том числе. Такой стиль общения разрушает психику ребенка. Лишение любви, заботы и внимания, с другой стороны, постоянный контроль, упреки и насилия формируют агрессивно настроенную, апатичную, неуверенную личность.

Семья выполняет следующие функции:

- воспитательная функция;

- экономическая - заключается в желании членов семьи удовлетворить свои материальные потребности;

- эмоциональная функция - удовлетворение базовых психологических потребностей (потребность в признании, уважении, симпатии, эмоциональной поддержке)

- функция духoвнoгo общения - совместное проведение досуга (данная функция играет значительную роль в духовном развитии человека)

- функция первичного социального контроля - обеспечение выполнения социальных норм членaмы семьи и др..