Понятие о темпераменте и его физиологической основе. Свойства темперамента.
Темперамент – устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не с содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера. Вообще с физиологической точки зрения, темперамент – тип высшей нервной деятельности человека.
Павлов выделил 3 свойства нервной системы:
сильный – человек сохраняет высокий уровень работоспособности при длительном и напряженном труде. Даже потеряв силу на время, он быстро ее восстанавливает. В сложной неожиданной ситуации держит себя в руках, не теряет бодрости, эмоционального тонуса. Не реагирует на слабые воздействия.
уравновешенный – человек ведет себя спокойно и собранно в самой возбуждающей обстановке. Без труда подавляет ненужные и неадекватные желания, прогоняет посторонние мысли. Работает равномерно, без случайных взлетов и падений.
подвижный – человек обладает способностью быстро и адекватно реагировать на изменения в ситуации, легко отказывается от выбранных, но уже неугодных стереотипов и быстро приобретает новые навыки, привычки к новым условиями людям. Без труда переходит от покоя к деятельности и от одной деятельности к другой. У него быстро возникают и ярко проявляются эмоции.
сильные - слабые
уравновешенный неуравновешенный
подвижный инертный
При первом типе нервной системе (сильный, уравновешенный, подвижный) – человек обладает всеми перечисленными качествами – это человек с оптимально сбалансированными волевыми и коммуникативными свойствами.
При втором (сильный, неуравновешенный) – он работоспособен, готов к быстрой реакции, но ему трудно бороться с собой. Люди неуравновешенного типа взрывчаты, вспыльчивы, не умеют терпеть, сдерживать свои желания, ждать. У них легко возникают раздражительность и агрессивность.
Человек с третьим типом (сильный, уравновешенный, инертный) – обладает высокой работоспособностью, внутренне стабилен, но «тяжел на подъем» и не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, для него затруднено включение в новые ситуации. Он с трудом входит в работу и выходит из нее, его эмоции проявляются замедленно и несильно. Не любят менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей и трудно приспосабливаются к новым условиям.
Для человека четвертого типа (слабый) – характерно быстрое падение работоспособности, потребность в более длительном отдыхе, зависимость от мелких, несущественных воздействий, излишне эмоциональная реакция на трудности. Такие люди не умеют переносить длительных или резких напряжений, теряются на публике, обычно легко плачут, легко внушаемы.
По Айзенку, выделяют 4 типа темперамента.
Флегматик – неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.
Холерик – быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.
Сангвиник – живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примеряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа ему неинтересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.
Меланхолик – легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, резко реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.
Выделяются экстравертный и интровертный типы. Экстравертам свойственна импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, социальная адаптированность. Для интровертов характерна необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, затруднение к социальной адаптации.
У каждого темперамента можно найти как отрицательные, так и положительные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль дает возможность проявиться меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку; холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.
Отрицательные свойства темперамента могут проявиться у меланхолика - замкнутость и застенчивость, у флегматика – чрезмерная медлительность, у сангвиника - поверхностность, разбросанность, непостоянство, у холерика – поспешность решений.
Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и неспособным, тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие – другого.
От темперамента человека зависят:
скорость возникновения психических процессов (например, скорость восприятия, быстрота мышления и т.п.)
пластичность и устойчивость психических явлений, легкость их смены и переключения
темп и ритм деятельности
интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли)
направленность психической деятельности на определенные объекты (экстраверты, интроверты)
- Понятие о темпераменте и его физиологической основе. Свойства темперамента.
- Мышление и воображение. Виды воображения, функции, классификация.
- Классификация потребностей. Пирамида человеческих потребностей (а. Маслоу).
- Виды памяти, объем, условия перехода квп в двп, индивидуальные различия памяти.
- 5. Деятельность. Основные составляющие деятельности человека. Индивидуальный стиль деятельности.
- 6. Внимание. Основные свойства и виды внимания.
- Общая характеристика психических процессов и психических состояний.
- Характер. Проблемы формирования и типологии характера.
- Понятие об ощущениях. Основные функции, виды, физиологический механизм ощущений.
- Закономерности ощущений. Чувствительность и пороги.
- Понятие о восприятии и представлении, основные свойства и закономерности восприятия.
- Проблема психологии способностей. Понятия: «одаренность», «талантливость», «гениальность».
- Понятие о группах. Классификация условия образования групп. Динамика и уровни развития группы.
- Понятие о «сознании», «самосознании» и их структура.
- Эмоции и чувства. Характеристика эмоциональных состояний.
- Понятие «личность». Признаки личности. Иерархическая структура личности (к.К. Платонов).
- Понятие о мышлении, функции, формы. Мыслительная деятельность и индивидуальные различия в мышлении.
- Компоненты, структура, динамика экономического сознания. Экономическая социализация личности (б. Стаей).
- Эффекты межличностного восприятия. Межличностные отношения в группах.
- 2. “Эффект ореола” по-другому называется “эффектом нимба”.
- Лидер группы, его функции, психологический климат и совместимость в группе.
- Структура психологии, ее место в ряду других наук.
- Предмет и задачи научной психологии. Понятие о психике. Структура и основные функции психики.
- Методы научной психологии.
- Понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «субъект деятельности». Механизмы психологической защиты.
- Теории эмоций. Уровни эмоциональной сферы.
- Сравнительный анализ психоаналитической модели личности (з. Фрейд, а. Адлер).
- Понятие «воля», основные функции и структура волевого акта.
- Сравнительная характеристика бихевиорального (Дж. Уотсон) и гуманистического подходов (а. Маслоу) в теориях развитиях личности.
- Вклад деятелей западноевропейской и отечественной педагогики в развитие педагогической теории.
- Объект, предмет, задачи, функции педагогики.
- Образование как общественное явление.
- Методы исследований в педагогике.
- Основные методологические положения научной педагогики.
- Управление педагогическими системами. (Педагогический анализ, целеполагание, планирование).
- Характеристика методов обучения.
- Педагогические средства и формы организации обучения.
- Педагогические формы организации педагогического процесса. (Простые, составные, комплексные формы).
- Урок – основная форма организации обучения в современной школе. Лекция и семинарские занятия в вузе.
- Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.
- Коллектив как объект и субъект воспитания. Задачи, признаки и виды коллективов.
- Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Стили родительского воспитания и функции семьи.
- Этапы формирования коллектива.
- Образовательные учреждения в России. (Дошкольные, общеобразовательные, специальные образовательные учреждения, вечерние и заочные школы).
- Система общего образования в России. Государственные общеобразовательные учреждения. Система негосударственных, альтернативных образовательных учреждений.
- Цель и содержание, тенденции современного образования.
- Государственный стандарт общего среднего образования (федеральный, национально-региональный и школьный компоненты).
- Общество и образование. Понятие образования с точки зрения отечественных авторов (ю.К. Бабанский, и.Ф. Харламов).
- Педагогическая деятельность. Концепция деятельности учителя (а.К. Маркова).
- Стили педагогического руководства.