Понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «субъект деятельности». Механизмы психологической защиты.
Индивид – единичное природное существо, закрепляющее в себе факт принадлежности к человеческому роду.
Индивидуальность – совокупность психических, физиологических и социальных потребностей человека с точки зрения его уникальности, неповторимости.
Субъект деятельности – человек, типичный носитель видов человеческой активности.
Личность – активный член общества, активный деятель, обладающий сознание, самосознанием и речью.
Личность – социализированный человек, рассматриваемый со стороны существенных, социально-значимых свойств.
Механизмы – автоматизированные способы последовательного искажения образа стимульной ситуации.
отрицание – механизм, когда отрицается некоторый причиняющий страдания опыт. Информация, противоречащая установкам, не принимается.
Особенности защитного поведения:
эгоцентризм
внушаемость и самовнушаемость
самопризнание и жалость
отсутствие самокритичности
уверенная манера держаться
вытеснение (подавление) – когда неприятные эмоции блокируются путем забывания реального стимула и всего с ним связанного
ОЗП:
избегание проблемных ситуаций
неспособность отстоять свою позицию в споре
покорность
забывчивость
регрессия – избегание тревоги путем возвращения к незрелым формам поведения и удовлетворения потребностей
ОЗП:
слабохарактерность
податливость чужому характеру
мобильность настроения
при напряжении – повышенная сонливость
непереносимость одиночества
потребность в утешении, контроле, подбадривании
компенсация – попытка исправления или замены объекта, вызывающего чувство неполноценности, утраты как реальной, так и мнимой
ОЗП:
нахождение и исправление своих недостатков
установка на серьезную работу над собой
преодоление трудностей
различные хобби
стремление к оригинальности
творчество
проекция – механизм приписывания окружающим различных негативных качеств, что формирует основу для непринятия других и принятие себя на этом фоне
ОЗП:
самолюбие
злопамятность
обидчивость
подозрительность
ревнивость
замкнутость
несговорчивость
стремление достичь высоких результатов
замещение (смещенная агрессия) – механизм снятия напряжения путем переноса агрессии с более сильного и значимого лица на более доступный объект или самого себя
ОЗП:
скандальность
вспыльчивость
отсутствие чувства вины
предпочтение фильмов, книг со сценами насилия
интеллектуализация – подмена чувств логикой
ОЗП:
ответственность
добросовестность
самоконтроль
любовь к порядку
индивидуализм
формирование реакции – трансформация неприемлемых импульсов и чувств в их противоположности
ОЗП:
неприятие всего неприличного, связанного с телом, его функциями
стремление соответствовать собственным установкам
респектабельность
вежливость
общительность
хорошее настроение
желание быть примером для других
- Понятие о темпераменте и его физиологической основе. Свойства темперамента.
- Мышление и воображение. Виды воображения, функции, классификация.
- Классификация потребностей. Пирамида человеческих потребностей (а. Маслоу).
- Виды памяти, объем, условия перехода квп в двп, индивидуальные различия памяти.
- 5. Деятельность. Основные составляющие деятельности человека. Индивидуальный стиль деятельности.
- 6. Внимание. Основные свойства и виды внимания.
- Общая характеристика психических процессов и психических состояний.
- Характер. Проблемы формирования и типологии характера.
- Понятие об ощущениях. Основные функции, виды, физиологический механизм ощущений.
- Закономерности ощущений. Чувствительность и пороги.
- Понятие о восприятии и представлении, основные свойства и закономерности восприятия.
- Проблема психологии способностей. Понятия: «одаренность», «талантливость», «гениальность».
- Понятие о группах. Классификация условия образования групп. Динамика и уровни развития группы.
- Понятие о «сознании», «самосознании» и их структура.
- Эмоции и чувства. Характеристика эмоциональных состояний.
- Понятие «личность». Признаки личности. Иерархическая структура личности (к.К. Платонов).
- Понятие о мышлении, функции, формы. Мыслительная деятельность и индивидуальные различия в мышлении.
- Компоненты, структура, динамика экономического сознания. Экономическая социализация личности (б. Стаей).
- Эффекты межличностного восприятия. Межличностные отношения в группах.
- 2. “Эффект ореола” по-другому называется “эффектом нимба”.
- Лидер группы, его функции, психологический климат и совместимость в группе.
- Структура психологии, ее место в ряду других наук.
- Предмет и задачи научной психологии. Понятие о психике. Структура и основные функции психики.
- Методы научной психологии.
- Понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «субъект деятельности». Механизмы психологической защиты.
- Теории эмоций. Уровни эмоциональной сферы.
- Сравнительный анализ психоаналитической модели личности (з. Фрейд, а. Адлер).
- Понятие «воля», основные функции и структура волевого акта.
- Сравнительная характеристика бихевиорального (Дж. Уотсон) и гуманистического подходов (а. Маслоу) в теориях развитиях личности.
- Вклад деятелей западноевропейской и отечественной педагогики в развитие педагогической теории.
- Объект, предмет, задачи, функции педагогики.
- Образование как общественное явление.
- Методы исследований в педагогике.
- Основные методологические положения научной педагогики.
- Управление педагогическими системами. (Педагогический анализ, целеполагание, планирование).
- Характеристика методов обучения.
- Педагогические средства и формы организации обучения.
- Педагогические формы организации педагогического процесса. (Простые, составные, комплексные формы).
- Урок – основная форма организации обучения в современной школе. Лекция и семинарские занятия в вузе.
- Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.
- Коллектив как объект и субъект воспитания. Задачи, признаки и виды коллективов.
- Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Стили родительского воспитания и функции семьи.
- Этапы формирования коллектива.
- Образовательные учреждения в России. (Дошкольные, общеобразовательные, специальные образовательные учреждения, вечерние и заочные школы).
- Система общего образования в России. Государственные общеобразовательные учреждения. Система негосударственных, альтернативных образовательных учреждений.
- Цель и содержание, тенденции современного образования.
- Государственный стандарт общего среднего образования (федеральный, национально-региональный и школьный компоненты).
- Общество и образование. Понятие образования с точки зрения отечественных авторов (ю.К. Бабанский, и.Ф. Харламов).
- Педагогическая деятельность. Концепция деятельности учителя (а.К. Маркова).
- Стили педагогического руководства.