Понятие о группах. Классификация условия образования групп. Динамика и уровни развития группы.
Группа – объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.
Группообразование – процесс превращения случайной общности людей в трудоспособную малую группу.
Условия образования групп:
наличие общей территории
непосредственный контакт
время взаимодействия
численность группы
Идеальная численность группы – 5 человек.
целеполагание
совместная деятельность
совместно-индивидуальная
совместно-последовательная
совместно-взаимосвязанная
Динамика группы – социально-психологические процессы, приводящие группу в определенные состояния посредством различных групповых механизмов, особенностей развития и функционирования группы.
Групповой процесс – совокупность целенаправленных действий членов группы, направленных на достижение определенного результата деятельности.
процессы развития – переход группы на качественно новый уровень
процессы функционирования – стабильность группы
Основные процессы:
общение (коммуникация)
лидерство (управление)
адаптация
конкуренция
консолидация
эмоциональная идентификация
принятие решений
Групповое состояние – относительно статический момент динамики группы, который характеризуется устойчивостью и т.д.
Компоненты:
подготовленность группы к совместной деятельности
направленность на решение задачи
организованность
активность
сплоченность
интегративность
референтность
Уровни развития групп:
Кузьмин выделяет:
номинальная группа
кооперация
коллектив
Апозов:
диффузная
ассоциация
корпорация
коллектив
Уманский:
конгломерат (собранный, скопившийся) – незнакомые люди, оказавшиеся в одном месте в одно время, не объединены общей деятельностью
номинальная (именной, существующий только по названию) – собравшиеся вместе люди и получившие общее название
ассоциация (соединение) – люди, объединенные совместной деятельностью, формируется групповая структура, развивается групповая динамика, общие интересы и выработка определенных норм поведения, формируется неформальная структура отношений
кооперация (сотрудничество) – активно взаимодействующие люди, характерны процессы лидерства и конкуренции, внутригрупповая мораль, групповые ценности, каждый занимает свою статусную позицию, играет свою роль
автономия – целостная, обособленная группа, работающая для достижения общих целей, закрытость от других групп, сплоченность
корпорация – объединение, сообщество, замкнутость, закрытость, противопоставление другим группам, жесткая групповая мораль (промежуточный уровень)
коллектив – пик развития группы, интегрированность, гармоничное сочетание индивидуальных и групповых интересов, на этом уровне группа долго держаться не может
- Понятие о темпераменте и его физиологической основе. Свойства темперамента.
- Мышление и воображение. Виды воображения, функции, классификация.
- Классификация потребностей. Пирамида человеческих потребностей (а. Маслоу).
- Виды памяти, объем, условия перехода квп в двп, индивидуальные различия памяти.
- 5. Деятельность. Основные составляющие деятельности человека. Индивидуальный стиль деятельности.
- 6. Внимание. Основные свойства и виды внимания.
- Общая характеристика психических процессов и психических состояний.
- Характер. Проблемы формирования и типологии характера.
- Понятие об ощущениях. Основные функции, виды, физиологический механизм ощущений.
- Закономерности ощущений. Чувствительность и пороги.
- Понятие о восприятии и представлении, основные свойства и закономерности восприятия.
- Проблема психологии способностей. Понятия: «одаренность», «талантливость», «гениальность».
- Понятие о группах. Классификация условия образования групп. Динамика и уровни развития группы.
- Понятие о «сознании», «самосознании» и их структура.
- Эмоции и чувства. Характеристика эмоциональных состояний.
- Понятие «личность». Признаки личности. Иерархическая структура личности (к.К. Платонов).
- Понятие о мышлении, функции, формы. Мыслительная деятельность и индивидуальные различия в мышлении.
- Компоненты, структура, динамика экономического сознания. Экономическая социализация личности (б. Стаей).
- Эффекты межличностного восприятия. Межличностные отношения в группах.
- 2. “Эффект ореола” по-другому называется “эффектом нимба”.
- Лидер группы, его функции, психологический климат и совместимость в группе.
- Структура психологии, ее место в ряду других наук.
- Предмет и задачи научной психологии. Понятие о психике. Структура и основные функции психики.
- Методы научной психологии.
- Понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «субъект деятельности». Механизмы психологической защиты.
- Теории эмоций. Уровни эмоциональной сферы.
- Сравнительный анализ психоаналитической модели личности (з. Фрейд, а. Адлер).
- Понятие «воля», основные функции и структура волевого акта.
- Сравнительная характеристика бихевиорального (Дж. Уотсон) и гуманистического подходов (а. Маслоу) в теориях развитиях личности.
- Вклад деятелей западноевропейской и отечественной педагогики в развитие педагогической теории.
- Объект, предмет, задачи, функции педагогики.
- Образование как общественное явление.
- Методы исследований в педагогике.
- Основные методологические положения научной педагогики.
- Управление педагогическими системами. (Педагогический анализ, целеполагание, планирование).
- Характеристика методов обучения.
- Педагогические средства и формы организации обучения.
- Педагогические формы организации педагогического процесса. (Простые, составные, комплексные формы).
- Урок – основная форма организации обучения в современной школе. Лекция и семинарские занятия в вузе.
- Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.
- Коллектив как объект и субъект воспитания. Задачи, признаки и виды коллективов.
- Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Стили родительского воспитания и функции семьи.
- Этапы формирования коллектива.
- Образовательные учреждения в России. (Дошкольные, общеобразовательные, специальные образовательные учреждения, вечерние и заочные школы).
- Система общего образования в России. Государственные общеобразовательные учреждения. Система негосударственных, альтернативных образовательных учреждений.
- Цель и содержание, тенденции современного образования.
- Государственный стандарт общего среднего образования (федеральный, национально-региональный и школьный компоненты).
- Общество и образование. Понятие образования с точки зрения отечественных авторов (ю.К. Бабанский, и.Ф. Харламов).
- Педагогическая деятельность. Концепция деятельности учителя (а.К. Маркова).
- Стили педагогического руководства.