V. Подростковый возраст, пубертат (11 - 20 л.)
Жизненное самоопределение: развитие временной перспективы, самоопределение “ каким быть”, экспериментирование себя в разных ролях учения, чёткая половая поляризация, формирование личности и мировоззрения, способность быть лидером и подчинённым, формир эго-идент. Позитивн новообр – верность.
Путаница ролей: смешение и смещение временных перспектив (мысли не только о будущем, но и о прошлом), стремление разобраться в себе, отношениях с миром, поло-ролевая фиксация (смешение форм поло-ролевого общения), путаница в мировоззрении, неумение сочетать лидерство и подчинение. Деструктивн новообр – отказ от роли и смешение ролей, принятие негативной идентичности.
Критическая стадия для формирования идентичности. Выбор между эгоидент и смешением идент. Радиус значимых отношений сверстники. Ритуализация – идеологическая.
Это все в условиях психосоциального моратория. Специфические особенности подр возраста: размытое чувство времени (ночь как одна минута), частичная утрата продуктивности, уход от близких отношений, стремление к одиночеству, примерка негативной идентичности.
4 статуса идентичности:
1. предрешение – кризиса не было, выбор сделан
2. мораторий – кризис актуален, выбор не сделан
3. достигнутая идентичность – кризис пройден ,выбор сделан
4. диффузная идентичность – кризис не состоялся или не было, и выбор не сделан.
VI. Ранняя зрелость, молодость (20 - 25 л.) Близость к людям: стремление к контакту с людьми, желание и способность посвятить себя другим людям, рождение и воспитание детей, любовь и работа, удовлетворённость личной жизнью. + новообр – любовь как способ вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям. Взаимн забота, самоотречение..
Изоляция от людей: избежание людей, особенно близких интимных отношений, трудность характера, неразборчивость в отношениях, непредсказуемость общения, первые симптомы психических расстройств. - новообр – исключительность, враждебность ко всему, что не мое.
Эпоха | периоды | Социальная ситуация | Ведущая деятельность | Кризисы | Новообразование кризиса | Сфера развития |
РАННЕЕ ДЕТСТВО | Младенчество (2-12 месяцев)
| «Мы» - ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологичеки | Непосредственное эмоциональное общение и близким взрослым | 0-2 мес. кризис новорожденности (переход от пренатального к постнатальному развитию, изменение типа жизни) | Возникновение индивидуальной психичесой жизни, перестройка физиологических механизмов существования. | Мотивационоо-потребностная |
|
|
|
| 1 год – кризис первого года жизни ( распад Пра-Мы) | Ходьба, возикновение мотивированный представлений |
|
| Ранний возраст (1-3 года) | Распад «Пра-Мы», приобретение относительной самостоятельности, свобода перемещения и автономия намерений | Предметно-орудийная. Использование предмета как орудия. Речевое развитие – центральная линия развития | Кризис «я сам» (3 года). Симптоматика: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, стремление к деспотизму. Суть кризиса: перестройка отношений между ребенком и взрослым, в пользу возрастания самостоятельности ребенка | Ребенок называет себя, используя местоимение «я» - становление самосознания, гордость за достижения. Рождение автономной личности с намерениями и желаниями, тенденция к самостоятельной деятельности, похожей на деятельность взрослого. | Познавательно-умственная |
Д Е Т С Т В О
| Дошкольный (3-7 лет) | Распад совместной деятельности с взрослым | Сюжетно-ролевая игра. Развитие мотивационно-потребностной сферы, преодоление эгоцентризма, развитие идеального плана, развитие произвольности Новообразование - наглядно-образное мышление. | Кризис 6-7 лет. Симптоматика: потеря непосредственности, манерничание, симптом горькой конфеты. Суть кризиса:формирование мира внутренних переживаний, опосредующих отношение ребенка к миру | Вступление в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно-полезную деятельность. | Мотивационно-потребностная |
| Младший школьный (7-11 лет) | «Ребенок-близкий взрослый» и «ребенок- социальный взрослый» | Учебная (предполагает овладение обобщенными способами действий в системе научных понятий). Центральная линия – интеллектуализация. | Кризис 12 лет. Перестройка отношений со взрослым. Рождение чувства взрослости | Возникновене представления о себе как «не о ребенке, подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть взрослым, нет подлиннной взрослости, но есть потребность в признании взрослости окружающими. | Познавательная сфера, интеллект |
ПОДРОСТНИЧЕСТВО | Младший подростковый возраст (12-15 лет) | Господство детского общества над взрослым | Интимно-личностное общение со сверстниками. Осваиваются нормы социального поведения. | Кризис 15 лет. Формирование эго-идентичности, рождение индивидуального самосознания | Открытие «Я», возникновение рефлексии – на ее основе самосознания, осознание своей индивидуальности. | Мотивационно-потребностная, усвоение моральных норм |
| Старший подростковый возраст (15-17 лет) | Подросток находится в ситуации моратория – нужно самоопределиться | Учебно-профессиональная | Кризис 17 лет. Завершение эпохи подростничества, начало вступления во взрослость | Ценностные ориентации в сфере идеологии и мировоззрения, построение жизненных планов во временной перспективе. | Познавательная деятельность. Становится более специфичной, появляется самообразование |
- Ответы к госам
- 1. Культурология в системе научного знания.
- 2. Возможности педагогического воздействия в стимулировании творческих способностей подростков в любительском коллективе.
- 3. Сущность прикладной культурологи как области научного знания и социальной практики.
- 4. Дифференцированный подход в организации культурно-воспитательной работы с детьми.
- 5. Сущность, основные понятия и категории социально-культурной деятельности и сферы их реализации.
- Сферы реализации социально-культурной деятельности:
- 7. Средства культурно-досуговой деятельности и педагогические требования к их эффективному использованию.
- 1. Художественно - выразительные средства: живое слово, музыка.
- 8. Культурно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста.
- 9. Современные концепции досуга.
- 10. Культурно-воспитательная работа с детьми младшего школьного возраста.
- 11.Сущность и структура социально-культурной деятельности.
- 12. Культурно-воспитательная работа с подростками.
- 13. Принципы, средства, формы социально-культурной деятельности.
- 14. Культурно-воспитательная работа с трудными подростками.
- 16. Диагностика и развитие творческих способностей у детей.
- 17. Профессиональные требования к организатору социально-культурной деятельности.
- 18. Принципы организации культурно-воспитательной работы с детьми.
- 19. Инфраструктура социально-культурной сферы.
- 20. Психолого-педагогические основы детского художественного творчества.
- В творческой деятельности ребёнка выделяют три основных этапа:
- 22. Характеристика и отличительные особенности детского досуга
- Функции детского досуга:
- Можно вывести следующие основные характеристики досуга детей, подростков и юношества:
- 23. Сущность и специфика педагогики сотворчества.
- В процессе общения следует раскрывать механизмы воздействия на окружающих:
- Можно выделить основные модели реализации метода педагогического сотворчества:
- 24. Методика разработки сюжетно-композиционного решения театрализованных мероприятий.
- Основные этапы работы над сценарием
- Методические требования при разработке сценария
- Виды сценариев
- 26. Детское творчество, его сущность и специфика.
- Показатели творчества, характеризующие отношения, интересы, способности детей:
- 27. Психология общения. Общение как фактор развития личности. Виды общения. Стратегия успешного общения в социально-культурной деятельности.
- Виды общения бывают: материальные, символические, речевые и ролевые.
- 28. Особенности развития творческих способностей в дошкольном возрасте.
- Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.
- 29. Учет возрастных особенностей детей, подростков и юношества в процессе их вовлечения в социально-культурную деятельность. (почитать косякову)
- I. Младенчество, орально – сенсорная стадия. (0 - 1 г.)
- II. Ранний возраст, мышечно – анальная стадия (1 - 3 г.)
- III. Дошкольный возраст, локомоторно – генитальная стадия (3 - 5 л.)
- IV. Школьный возраст, латентная стадия (5 - 11 л.)
- V. Подростковый возраст, пубертат (11 - 20 л.)
- 30. Социально-педагогические функции детского художественного (самодеятельного) творчества.
- Различные авторы в разных контекстах называют следующие функции самодеятельного творчества
- 33. Понятие «игра» и «игровая деятельность». Основные признаки игровой деятельности.
- 34. Художественно-эстетическое воспитание детей в семье.
- 1. Процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного.
- 2. Формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.
- 3. Задача художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса.
- 4. Развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие умения творчески создавать продукты ручного творчества.
- 35. Современные тенденции развития социально-культурной деятельности.
- 37. Ресурсная база социально-культурной деятельности.
- 38. Студия как форма организации художественно-творческого развития детей младшего школьного возраста.
- Основные задачи региональной политики в сфере культуры формируются как:
- Повышение эффективности расходования бюджетных средств в сфере культуры предполагает:
- 40. Любительское детское объединение как форма организации художественно-творческого процесса подростков и юношества.
- 41. Менеджмент как система управления и специальный вид деятельности.
- Игровые технологии в социально-культурной и социально-педагогической деятельности.
- Большинству игр присущи четыре главные черты (по с.А.Шмакову):
- 43. Сущность маркетинга и маркетинговая среда.
- 44. Особенности и типология игровых программ. Современные подходы к их организации.
- 45. Формирование маркетинговой стратегии и тактики.
- 46. Особенности организации досуга различных групп населения по месту жительства.
- 47. Формирование коммуникативной культуры личности как задача специалиста социально-культурной сферы.
- 48. Социально-культурные функции самодеятельного творчества.
- 2. Функция — побуждение, формирование и развитие художественных потребностей подрастающего поколения.
- 3. Социально-педагогическая (мировоззренческая) функция.
- 4. Художественно-просветительная функция.
- 5. Профориентационная функция
- 6. Рекреационная функция.
- 7. Прокреативная (порождающая) функция.
- 49. Сущность рекреативных технологий и их использование в процессе социально-культурной деятельности.
- III. Принцип коллективности в формировании здорового образа жизни и организации активного, духовно-обогащающего отдыха.
- IV. Принцип технологического подхода к управлению оздоровительно-досуговым процессом.
- 51. Технологии социально-культурной реабилитации.
- 52. Типология самодеятельных объединений
- Виды самодеятельного творчества
- 53. Технологии социально-культурного проектирования. Этапы проектирования.
- 54. Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях.
- 55. Этнонаправленные технологии как инструмент межнационального обмена и сотрудничества.
- Специфика этнонаправленных технологий
- 56. Основные этапы работы над программой досугового мероприятия. Характеристика выразительных средств каждого из них.
- 58. Особенности сюжетно-композиционного построения игровых программ. Реализация сценарного хода в процессе игры.
- 59. Сценарий как идейно-художественная основа культурно-досуговых программ.
- 60. Особенности педагогического общения. Основные факторы эффективности педагогического общения в детском объединении
- Три основные стороны общения
- Качества личности педагога, важные для общения
- Стиль педагогического общения