logo
МОИ Ответы к госам

V. Подростковый возраст, пубертат (11 - 20 л.)

Жизненное самоопределение: развитие временной перспективы, самоопределение “ каким быть”, экспериментирование себя в разных ролях учения, чёткая половая поляризация, формирование личности и мировоззрения, способность быть лидером и подчинённым, формир эго-идент. Позитивн новообр – верность.

Путаница ролей: смешение и смещение временных перспектив (мысли не только о будущем, но и о прошлом), стремление разобраться в себе, отношениях с миром, поло-ролевая фиксация (смешение форм поло-ролевого общения), путаница в мировоззрении, неумение сочетать лидерство и подчинение. Деструктивн новообр – отказ от роли и смешение ролей, принятие негативной идентичности.

Критическая стадия для формирования идентичности. Выбор между эгоидент и смешением идент. Радиус значимых отношений сверстники. Ритуализация – идеологическая.

Это все в условиях психосоциального моратория. Специфические особенности подр возраста: размытое чувство времени (ночь как одна минута), частичная утрата продуктивности, уход от близких отношений, стремление к одиночеству, примерка негативной идентичности.

4 статуса идентичности:

1. предрешение – кризиса не было, выбор сделан

2. мораторий – кризис актуален, выбор не сделан

3. достигнутая идентичность – кризис пройден ,выбор сделан

4. диффузная идентичность – кризис не состоялся или не было, и выбор не сделан.

VI. Ранняя зрелость, молодость (20 - 25 л.) Близость к людям: стремление к контакту с людьми, желание и способность посвятить себя другим людям, рождение и воспитание детей, любовь и работа, удовлетворённость личной жизнью. + новообр – любовь как способ вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям. Взаимн забота, самоотречение..

Изоляция от людей: избежание людей, особенно близких интимных отношений, трудность характера, неразборчивость в отношениях, непредсказуемость общения, первые симптомы психических расстройств. - новообр – исключительность, враждебность ко всему, что не мое.

Эпоха

периоды

Социальная ситуация

Ведущая деятельность

Кризисы

Новообразование кризиса

Сфера

развития

РАННЕЕ ДЕТСТВО

Младенчество

(2-12 месяцев)

«Мы» - ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологичеки

Непосредственное эмоциональное общение и близким взрослым

0-2 мес. кризис новорожденности (переход от пренатального к постнатальному развитию, изменение типа жизни)

Возникновение индивидуальной психичесой жизни, перестройка физиологических механизмов существования.

Мотивационоо-потребностная

1 год – кризис первого года жизни ( распад Пра-Мы)

Ходьба, возикновение мотивированный представлений

Ранний возраст (1-3 года)

Распад «Пра-Мы», приобретение относительной самостоятельности, свобода перемещения и автономия намерений

Предметно-орудийная. Использование предмета как орудия. Речевое развитие – центральная линия развития

Кризис «я сам» (3 года).

Симптоматика: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, стремление к деспотизму. Суть кризиса: перестройка отношений между ребенком и взрослым, в пользу возрастания самостоятельности ребенка

Ребенок называет себя, используя местоимение «я» - становление самосознания, гордость за достижения. Рождение автономной личности с намерениями и желаниями, тенденция к самостоятельной деятельности, похожей на деятельность взрослого.

Познавательно-умственная

Д

Е

Т

С

Т

В

О

Дошкольный (3-7 лет)

Распад совместной деятельности с взрослым

Сюжетно-ролевая игра. Развитие мотивационно-потребностной сферы, преодоление эгоцентризма, развитие идеального плана, развитие произвольности Новообразование - наглядно-образное мышление.

Кризис 6-7 лет.

Симптоматика: потеря непосредственности, манерничание, симптом горькой конфеты.

Суть кризиса:формирование мира внутренних переживаний, опосредующих отношение ребенка к миру

Вступление в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно-полезную деятельность.

Мотивационно-потребностная

Младший школьный (7-11 лет)

«Ребенок-близкий взрослый» и «ребенок- социальный взрослый»

Учебная (предполагает овладение обобщенными способами действий в системе научных понятий). Центральная линия – интеллектуализация.

Кризис 12 лет. Перестройка отношений со взрослым. Рождение чувства взрослости

Возникновене представления о себе как «не о ребенке, подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть взрослым, нет подлиннной взрослости, но есть потребность в признании взрослости окружающими.

Познавательная

сфера, интеллект

ПОДРОСТНИЧЕСТВО

Младший подростковый возраст (12-15 лет)

Господство детского общества над взрослым

Интимно-личностное общение со сверстниками. Осваиваются нормы социального поведения.

Кризис 15 лет. Формирование эго-идентичности, рождение индивидуального самосознания

Открытие «Я», возникновение рефлексии – на ее основе самосознания, осознание своей индивидуальности.

Мотивационно-потребностная,

усвоение моральных норм

Старший подростковый возраст (15-17 лет)

Подросток находится в ситуации моратория – нужно самоопределиться

Учебно-профессиональная

Кризис 17 лет. Завершение эпохи подростничества, начало вступления во взрослость

Ценностные ориентации в сфере идеологии и мировоззрения, построение жизненных планов во временной перспективе.

Познавательная деятельность. Становится более специфичной, появляется самообразование