Виды сценариев
Условно сценарии можно разделить на три вида: простейшие, иллюстрированные, театрализованные.
Простейшие сценарии или сценарные планы представляют собой:
· логическую последовательность материла,
·организационные моменты подготовки мероприятия,
· предполагаемый отбор выразительных средств.
Сценарные планы пишутся к следующим мероприятиям: дискотеки, концерты, презентации и другие малые формы.
В иллюстративном сценарии соединяется информационный материал и искусством. Тема является основным стержнем. Театрализованный сценарий предполагает идейно-тематическое, сюжетное, композиционное единство.
25. Менеджмент: общее понятие, виды и особенности проявления в сфере культуры. Менеджмент (от англ. – управлять). По сути, менеджмент является синонимом управления, но не в полной мере. Термин «управление» намного шире, так как применяется к разным видам человеческой деятельности.
Менеджмент – это эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, лидерства (руководства) и контроля за организационными ресурсами.
Если немного раскрыть определение «менеджмента», то в него входит:
изучение рынка (спроса, потребления), т. е. маркетинг и прогнозирование;
производство продукции с минимальными затратами и реализация ее с максимальной прибылью;
управление персоналом, следовательно, знание социологии, психологии, а также анализ информации и разработка программ для достижения поставленной цели.
Основная функция менеджмента – это умение достигать поставленных целей. В мелких фирмах эту роль выполняет сам директор, а в крупных – менеджер (организатор, управляющий, руководитель).
Под социально-культурной сферой мы будем понимать совокупность отраслей, предприятия которых производят товары и услуги, необходимые для удовлетворения социально-культурных потребностей человека.
Деятельность в социально-культурной сфере осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественными организациями) и формы собственности, а также частными лицами. Далее, фирма – любое учреждение социально-культурной сферы.
Сфера культуры — сфера преимущественно некоммерческой деятельности. Главная особенность менеджмента в сфере культуры заключается в том, что деньги в этой сфере появляются преимущественно не на основе коммерции, а на основе привлечения средств, вовлечения интересов самых различных сил и инстанций: органов власти, ведающих бюджетными средствами, спонсоров, благотворительных организаций и прочих доноров.
Обычно специфику менеджмента в сфере культуры связывают с особенностями «духовного производства». «Продукты» такой деятельности носят не столько вещественный характер, сколько связаны с феноменами сознания (восприятия, понимания, мышления, переживания и т. д.), не поддаются непосредственному прямому счету, складированию.
Поэтому менеджмент в сфере культуры может заключаться исключительно в создании организационных и экономических условий саморазвития культурной. И в этом заключается подлинное содержание специфики менеджмента в сфере культуры.
Менеджмент в социально-культурной сфере представляет особый интерес.
1. в сфере культуры действуют самые различные фирмы.
2. главная особенность менеджмента в социально-культурной сфере заключается в том, что деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности.
3. переход от сугубо административно-распределительной технологии управления сферой к все более широкому использованию экономических методов, от чисто дотационного бюджетного финансирования структур к финансированию программ, к конкуренции за бюджетные средства, необходимости широкого привлечения внебюджетных средств, идеологический и политический плюрализм, хозяйственная самостоятельность – все это радикально меняет требования к профессионализму менеджера в социально-культурной сфере.
4. Социально-культурная сфера включает в себя деятельность как сугубо некоммерческую (нонпрофитную), так и коммерческую (платные услуги), как местного, так и (в том числе – применительно к тому же виду деятельности) международного масштаба.
Учет и отчетностьявляются частью информационного механизма менеджмента, связанного с характеристиками реальных результатов деятельности фирмы. Учет – это характеристика итогов деятельности учреждения в утвержденной системе показателей.
В социально-культурной сфере действуют четыре вида учета и отчетности:
текущий (первичный, оперативный),
статистический,
бухгалтерский учет (и соответствующая отчетность)
творческие отчеты.
- Ответы к госам
- 1. Культурология в системе научного знания.
- 2. Возможности педагогического воздействия в стимулировании творческих способностей подростков в любительском коллективе.
- 3. Сущность прикладной культурологи как области научного знания и социальной практики.
- 4. Дифференцированный подход в организации культурно-воспитательной работы с детьми.
- 5. Сущность, основные понятия и категории социально-культурной деятельности и сферы их реализации.
- Сферы реализации социально-культурной деятельности:
- 7. Средства культурно-досуговой деятельности и педагогические требования к их эффективному использованию.
- 1. Художественно - выразительные средства: живое слово, музыка.
- 8. Культурно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста.
- 9. Современные концепции досуга.
- 10. Культурно-воспитательная работа с детьми младшего школьного возраста.
- 11.Сущность и структура социально-культурной деятельности.
- 12. Культурно-воспитательная работа с подростками.
- 13. Принципы, средства, формы социально-культурной деятельности.
- 14. Культурно-воспитательная работа с трудными подростками.
- 16. Диагностика и развитие творческих способностей у детей.
- 17. Профессиональные требования к организатору социально-культурной деятельности.
- 18. Принципы организации культурно-воспитательной работы с детьми.
- 19. Инфраструктура социально-культурной сферы.
- 20. Психолого-педагогические основы детского художественного творчества.
- В творческой деятельности ребёнка выделяют три основных этапа:
- 22. Характеристика и отличительные особенности детского досуга
- Функции детского досуга:
- Можно вывести следующие основные характеристики досуга детей, подростков и юношества:
- 23. Сущность и специфика педагогики сотворчества.
- В процессе общения следует раскрывать механизмы воздействия на окружающих:
- Можно выделить основные модели реализации метода педагогического сотворчества:
- 24. Методика разработки сюжетно-композиционного решения театрализованных мероприятий.
- Основные этапы работы над сценарием
- Методические требования при разработке сценария
- Виды сценариев
- 26. Детское творчество, его сущность и специфика.
- Показатели творчества, характеризующие отношения, интересы, способности детей:
- 27. Психология общения. Общение как фактор развития личности. Виды общения. Стратегия успешного общения в социально-культурной деятельности.
- Виды общения бывают: материальные, символические, речевые и ролевые.
- 28. Особенности развития творческих способностей в дошкольном возрасте.
- Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.
- 29. Учет возрастных особенностей детей, подростков и юношества в процессе их вовлечения в социально-культурную деятельность. (почитать косякову)
- I. Младенчество, орально – сенсорная стадия. (0 - 1 г.)
- II. Ранний возраст, мышечно – анальная стадия (1 - 3 г.)
- III. Дошкольный возраст, локомоторно – генитальная стадия (3 - 5 л.)
- IV. Школьный возраст, латентная стадия (5 - 11 л.)
- V. Подростковый возраст, пубертат (11 - 20 л.)
- 30. Социально-педагогические функции детского художественного (самодеятельного) творчества.
- Различные авторы в разных контекстах называют следующие функции самодеятельного творчества
- 33. Понятие «игра» и «игровая деятельность». Основные признаки игровой деятельности.
- 34. Художественно-эстетическое воспитание детей в семье.
- 1. Процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного.
- 2. Формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.
- 3. Задача художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса.
- 4. Развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие умения творчески создавать продукты ручного творчества.
- 35. Современные тенденции развития социально-культурной деятельности.
- 37. Ресурсная база социально-культурной деятельности.
- 38. Студия как форма организации художественно-творческого развития детей младшего школьного возраста.
- Основные задачи региональной политики в сфере культуры формируются как:
- Повышение эффективности расходования бюджетных средств в сфере культуры предполагает:
- 40. Любительское детское объединение как форма организации художественно-творческого процесса подростков и юношества.
- 41. Менеджмент как система управления и специальный вид деятельности.
- Игровые технологии в социально-культурной и социально-педагогической деятельности.
- Большинству игр присущи четыре главные черты (по с.А.Шмакову):
- 43. Сущность маркетинга и маркетинговая среда.
- 44. Особенности и типология игровых программ. Современные подходы к их организации.
- 45. Формирование маркетинговой стратегии и тактики.
- 46. Особенности организации досуга различных групп населения по месту жительства.
- 47. Формирование коммуникативной культуры личности как задача специалиста социально-культурной сферы.
- 48. Социально-культурные функции самодеятельного творчества.
- 2. Функция — побуждение, формирование и развитие художественных потребностей подрастающего поколения.
- 3. Социально-педагогическая (мировоззренческая) функция.
- 4. Художественно-просветительная функция.
- 5. Профориентационная функция
- 6. Рекреационная функция.
- 7. Прокреативная (порождающая) функция.
- 49. Сущность рекреативных технологий и их использование в процессе социально-культурной деятельности.
- III. Принцип коллективности в формировании здорового образа жизни и организации активного, духовно-обогащающего отдыха.
- IV. Принцип технологического подхода к управлению оздоровительно-досуговым процессом.
- 51. Технологии социально-культурной реабилитации.
- 52. Типология самодеятельных объединений
- Виды самодеятельного творчества
- 53. Технологии социально-культурного проектирования. Этапы проектирования.
- 54. Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях.
- 55. Этнонаправленные технологии как инструмент межнационального обмена и сотрудничества.
- Специфика этнонаправленных технологий
- 56. Основные этапы работы над программой досугового мероприятия. Характеристика выразительных средств каждого из них.
- 58. Особенности сюжетно-композиционного построения игровых программ. Реализация сценарного хода в процессе игры.
- 59. Сценарий как идейно-художественная основа культурно-досуговых программ.
- 60. Особенности педагогического общения. Основные факторы эффективности педагогического общения в детском объединении
- Три основные стороны общения
- Качества личности педагога, важные для общения
- Стиль педагогического общения