54. Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях.
Сценарий – это литературная основа досугового мероприятия, художественная программа педагогического воздействия, решающая конкретные практические задачи.
Сценарий досугового мероприятия имеет 2 аспекта: художественный и психологический, которые программируются не только выстраиваемый материал по законам драматургии, но и воздействие на участников, их предполагаемую реакцию и поведение.
Анализ опыта позволяет выделить основные отличительные особенности сценарно-досугового мероприятия.
Документальный характер: В реальности основного героя (настоящие люди); В реальности основного места действия; В реальности основного фактического материала; В реальности коллективного действия аудитории (подписи, подарки, неповторимая реакция, эмоциональное воздействие)
В сценарии идет соединение 2 линий: эмоционально-образной и информационно-логической (факты жизни + факты искусства)
Факты жизни – это реальные факты и события, происходящие в жизни, не относящиеся к сфере искусства, зафиксированы в документах, фотографиях, письмах, статистике, архивной кинохроники
Факты искусства – это все жанровое разнообразие произведения искусства, а также их фрагменты (музыкальные отрывки из фильма).
Работа над сценарием начинается с определения темы, идеи, цели.
Тема – область общественной жизни, круг интересов современной или исторической информации, на которые направлена авторская мысль (о чем?).
Идея – основная мысль, умозаключение главный вывод содержания замысла сценария (что я хочу сказать?).
Цель – носит педагогический характер, побудить зрителя к совершению какого-либо действия (пробудить гуманизм у современного человека).
Разрабатывается сюжет на основе конфликта. (Сюжет – представляет собой главное содержание произведения, которое анализируется через действия и взаимоотношения персонажей).
Конфликт в сценарно-досуговом мероприятии решается на уровне борьбы идей, столкновении идеологии, образов жизни, преодоление препятствий, борьбы с природой.
Составляющими конфликта являются:
Конфликтная ситуация – наметилась основная расстановка сил, основное противоречие.
Коллизия – это не получившее достаточно полного разрешения противоречие, которое явилось следствием конкретной ситуации
Препятствия – неожиданный перелом в ходе событий
Контраст – составление противоположных явлений
Интрига – сложное противоречиво-развивающееся сочетание событий.
Каждый сценарий должен иметь композиционное решение: экспозиция, завязка, кульминация, эпилог. Это развитие связано с развитием действия.
Помочь в развитии действия должен сценарный ход, цементирующий действие в его логическом развитии. Сценарно-режиссерский ход должен быть придуман или найден на этапе рождения замысла.
Сценарный ход – это условный прием, который дает обоснованную возможность изложить аудитории основные события сюжета (это метод ведения рассказа). Наиболее типичные часто используемые сценарные ходы: 1. Хроникально-исторический (хроника событий) 2.Персонифицированный – отвлеченное понятие предстоит в человеческом образе. Персонифицированным могут быть: песня, музыкальное произведение, звук (звук струны, стук сердца и т.п.) 3. Использование таких форм как диспут, собрание, суд 4. Могут быть использованы жанры публицистики 5. Через построение игрового действия 6. Через событийный ряд сюжетной линии 7. Через столкновение положительного и отрицательного материалов или персонажей (знайка и незнайка) 8. Через трансформацию деталей
Связать материал в сценарии помогает монтаж (сборка, соединение).
Монтаж (от фр. – сборка, соединение) соединение различных элементов выразительных средств, в такой последовательности, которая: а) усиливает; б) передает новое умозаключение или эмоцию.
Монтаж подразделяют на следующие виды:
Параллельный (когда 2 ряда действия происходят в разное время и в разным местах); Последовательный – одно средство выразительности следует за другим, сохраняя единство времени, места и действия.
Звуко-зрительный монтаж – монтаж элементов звукоряда с элементами видеоряда, как правило, монтируются по принципу контраста, неся особый заряд некоторой иронии. Ирония возникает на контрасте и может быть сильным средством воздействия.
Монтаж по Эйзенштейну. («Броненосец Потемкин») – монтаж столкновений.
Чередование фактов, событий, явлений и их сопоставление неизбежно требует монтажной организации материала. Такая организация как художественный методы, во-первых, выражает мысль сценариста, его идею, его видение мира, а во-вторых, требует художественной подготовки специалиста.
В сценарии факты жизни и факты искусства должны быть выстроены в такой ряд, в котором возникли бы между ними определенные взаимоотношения.
1. Экспозиция - ввод в действие. Это короткий рассказ о событиях предшествующих конфликту. Экспозиция перерастает в завязку т. е. непосредственное начало действия. Появляется конфликт - столкновение жизненных противоречий, противоположных позиций, идей мировоззрения, идеологий.
2. Основное развитие действия(конфликта) проходит в нескольких эпизодах, нарастая, входит в кульминацию высшую точку представления.
3. Развязка -как разрешение конфликта, затем - главное событие, где сформулирована основная мысль автора, т. е. идея.
- Ответы к госам
- 1. Культурология в системе научного знания.
- 2. Возможности педагогического воздействия в стимулировании творческих способностей подростков в любительском коллективе.
- 3. Сущность прикладной культурологи как области научного знания и социальной практики.
- 4. Дифференцированный подход в организации культурно-воспитательной работы с детьми.
- 5. Сущность, основные понятия и категории социально-культурной деятельности и сферы их реализации.
- Сферы реализации социально-культурной деятельности:
- 7. Средства культурно-досуговой деятельности и педагогические требования к их эффективному использованию.
- 1. Художественно - выразительные средства: живое слово, музыка.
- 8. Культурно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста.
- 9. Современные концепции досуга.
- 10. Культурно-воспитательная работа с детьми младшего школьного возраста.
- 11.Сущность и структура социально-культурной деятельности.
- 12. Культурно-воспитательная работа с подростками.
- 13. Принципы, средства, формы социально-культурной деятельности.
- 14. Культурно-воспитательная работа с трудными подростками.
- 16. Диагностика и развитие творческих способностей у детей.
- 17. Профессиональные требования к организатору социально-культурной деятельности.
- 18. Принципы организации культурно-воспитательной работы с детьми.
- 19. Инфраструктура социально-культурной сферы.
- 20. Психолого-педагогические основы детского художественного творчества.
- В творческой деятельности ребёнка выделяют три основных этапа:
- 22. Характеристика и отличительные особенности детского досуга
- Функции детского досуга:
- Можно вывести следующие основные характеристики досуга детей, подростков и юношества:
- 23. Сущность и специфика педагогики сотворчества.
- В процессе общения следует раскрывать механизмы воздействия на окружающих:
- Можно выделить основные модели реализации метода педагогического сотворчества:
- 24. Методика разработки сюжетно-композиционного решения театрализованных мероприятий.
- Основные этапы работы над сценарием
- Методические требования при разработке сценария
- Виды сценариев
- 26. Детское творчество, его сущность и специфика.
- Показатели творчества, характеризующие отношения, интересы, способности детей:
- 27. Психология общения. Общение как фактор развития личности. Виды общения. Стратегия успешного общения в социально-культурной деятельности.
- Виды общения бывают: материальные, символические, речевые и ролевые.
- 28. Особенности развития творческих способностей в дошкольном возрасте.
- Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.
- 29. Учет возрастных особенностей детей, подростков и юношества в процессе их вовлечения в социально-культурную деятельность. (почитать косякову)
- I. Младенчество, орально – сенсорная стадия. (0 - 1 г.)
- II. Ранний возраст, мышечно – анальная стадия (1 - 3 г.)
- III. Дошкольный возраст, локомоторно – генитальная стадия (3 - 5 л.)
- IV. Школьный возраст, латентная стадия (5 - 11 л.)
- V. Подростковый возраст, пубертат (11 - 20 л.)
- 30. Социально-педагогические функции детского художественного (самодеятельного) творчества.
- Различные авторы в разных контекстах называют следующие функции самодеятельного творчества
- 33. Понятие «игра» и «игровая деятельность». Основные признаки игровой деятельности.
- 34. Художественно-эстетическое воспитание детей в семье.
- 1. Процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного.
- 2. Формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.
- 3. Задача художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса.
- 4. Развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие умения творчески создавать продукты ручного творчества.
- 35. Современные тенденции развития социально-культурной деятельности.
- 37. Ресурсная база социально-культурной деятельности.
- 38. Студия как форма организации художественно-творческого развития детей младшего школьного возраста.
- Основные задачи региональной политики в сфере культуры формируются как:
- Повышение эффективности расходования бюджетных средств в сфере культуры предполагает:
- 40. Любительское детское объединение как форма организации художественно-творческого процесса подростков и юношества.
- 41. Менеджмент как система управления и специальный вид деятельности.
- Игровые технологии в социально-культурной и социально-педагогической деятельности.
- Большинству игр присущи четыре главные черты (по с.А.Шмакову):
- 43. Сущность маркетинга и маркетинговая среда.
- 44. Особенности и типология игровых программ. Современные подходы к их организации.
- 45. Формирование маркетинговой стратегии и тактики.
- 46. Особенности организации досуга различных групп населения по месту жительства.
- 47. Формирование коммуникативной культуры личности как задача специалиста социально-культурной сферы.
- 48. Социально-культурные функции самодеятельного творчества.
- 2. Функция — побуждение, формирование и развитие художественных потребностей подрастающего поколения.
- 3. Социально-педагогическая (мировоззренческая) функция.
- 4. Художественно-просветительная функция.
- 5. Профориентационная функция
- 6. Рекреационная функция.
- 7. Прокреативная (порождающая) функция.
- 49. Сущность рекреативных технологий и их использование в процессе социально-культурной деятельности.
- III. Принцип коллективности в формировании здорового образа жизни и организации активного, духовно-обогащающего отдыха.
- IV. Принцип технологического подхода к управлению оздоровительно-досуговым процессом.
- 51. Технологии социально-культурной реабилитации.
- 52. Типология самодеятельных объединений
- Виды самодеятельного творчества
- 53. Технологии социально-культурного проектирования. Этапы проектирования.
- 54. Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях.
- 55. Этнонаправленные технологии как инструмент межнационального обмена и сотрудничества.
- Специфика этнонаправленных технологий
- 56. Основные этапы работы над программой досугового мероприятия. Характеристика выразительных средств каждого из них.
- 58. Особенности сюжетно-композиционного построения игровых программ. Реализация сценарного хода в процессе игры.
- 59. Сценарий как идейно-художественная основа культурно-досуговых программ.
- 60. Особенности педагогического общения. Основные факторы эффективности педагогического общения в детском объединении
- Три основные стороны общения
- Качества личности педагога, важные для общения
- Стиль педагогического общения