52. Типология самодеятельных объединений
САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ - сообщества и группы, возникающие по инициативе детей и молодых людей на основе общих целей, интересов и стремлений.
В имеющемся на сегодняшний день арсенале научных знаний, отражающих особенности детского общественного бытия, детских социальных явлений, типология детских общественных организаций представлена самыми различными подходами и классификационными принципами.
Наиболее распространенной, по нашему мнению, типологией, имеющей междисциплинарный статус, является сущностно-ориентационная типологическая модель с явно выраженной идеологической, социально ценностной, целевой дифференциацией. По этой типологии детские и молодежные социальные инициативы, общественные движения и соответствующие им форы бытия классифицируются (дифференцируются) на:
демократические,
социалистические,
коммунистические,
националистические,
конфессиональные,
экологические,
миротворческие и т.д.
Не менее распространенной междисциплинарной типологией детских общественных организаций является их классификация по правовому статусу:
- формальные (официально признанные, институциированные) детские организации (класс, отряд, дружина и пр.)
- неформальные (неофициальные, не имеющие юридического статуса: дружеские компании, группировки, тусовки и пр.).
Типологические параметры детских групп дифференцируются по следующим характерологическим признакам:
- количественные показатели (большие, малые, микрогруппы, диады, триады и пр.);
- общественно-правовой статус (официальные, формальные, неофициальные, неформальные, асоциальные, антиобщественные, общественно полезные и т.д.);
- стиль, установившиеся нормы групповых взаимоотношений (реальные, условные, ответственные, диффузные, открытые, закрытые и пр.);
- уровень и специфика системной интеграции взаимоотношений членов группы (индивидуальных и групповых) внутреннего и внешнего социально ориентированного диапазона: группы, коллективы, группировки, ассоциации, федерации, союзы, организации, корпорации, классы, клубы, звенья, отряды, дружины и т.д.;
- показатели личностной ценности, социальной значимости групповых взаимоотношений, стиля, образа жизни группы: референтные группы, группы формального, неформального членства;
- специфика функциональной заданности (социального заказа): группы личностного роста (скаутские, пионерские звенья, патрули, отряды и пр.), социальной реабилитации, анимации, коррекции, направленной социальной активности, общественно полезной деятельности.
Рекреативно-оздоровительные технологии социально-культурной деятельности. Организация рекреативной, игровой, развлекательной, физкультурно-оздоровительной деятельности. Ориентация на оздоровление образа жизни. Опора на активное использование новейших достижении биологии, физиологии, психологии, медицины. Технологии организации досуга детей и подростков. Технологии организации молодежного досуга. Технологии организации семейного досуга. Технологии организации досуга людей среднего и пожилого возраста. Театральные технологии. Этнохудожественные технологии. Технологии менеджмента. Коммуникативные технологии. Технологии социальной работы.
- Ответы к госам
- 1. Культурология в системе научного знания.
- 2. Возможности педагогического воздействия в стимулировании творческих способностей подростков в любительском коллективе.
- 3. Сущность прикладной культурологи как области научного знания и социальной практики.
- 4. Дифференцированный подход в организации культурно-воспитательной работы с детьми.
- 5. Сущность, основные понятия и категории социально-культурной деятельности и сферы их реализации.
- Сферы реализации социально-культурной деятельности:
- 7. Средства культурно-досуговой деятельности и педагогические требования к их эффективному использованию.
- 1. Художественно - выразительные средства: живое слово, музыка.
- 8. Культурно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста.
- 9. Современные концепции досуга.
- 10. Культурно-воспитательная работа с детьми младшего школьного возраста.
- 11.Сущность и структура социально-культурной деятельности.
- 12. Культурно-воспитательная работа с подростками.
- 13. Принципы, средства, формы социально-культурной деятельности.
- 14. Культурно-воспитательная работа с трудными подростками.
- 16. Диагностика и развитие творческих способностей у детей.
- 17. Профессиональные требования к организатору социально-культурной деятельности.
- 18. Принципы организации культурно-воспитательной работы с детьми.
- 19. Инфраструктура социально-культурной сферы.
- 20. Психолого-педагогические основы детского художественного творчества.
- В творческой деятельности ребёнка выделяют три основных этапа:
- 22. Характеристика и отличительные особенности детского досуга
- Функции детского досуга:
- Можно вывести следующие основные характеристики досуга детей, подростков и юношества:
- 23. Сущность и специфика педагогики сотворчества.
- В процессе общения следует раскрывать механизмы воздействия на окружающих:
- Можно выделить основные модели реализации метода педагогического сотворчества:
- 24. Методика разработки сюжетно-композиционного решения театрализованных мероприятий.
- Основные этапы работы над сценарием
- Методические требования при разработке сценария
- Виды сценариев
- 26. Детское творчество, его сущность и специфика.
- Показатели творчества, характеризующие отношения, интересы, способности детей:
- 27. Психология общения. Общение как фактор развития личности. Виды общения. Стратегия успешного общения в социально-культурной деятельности.
- Виды общения бывают: материальные, символические, речевые и ролевые.
- 28. Особенности развития творческих способностей в дошкольном возрасте.
- Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.
- 29. Учет возрастных особенностей детей, подростков и юношества в процессе их вовлечения в социально-культурную деятельность. (почитать косякову)
- I. Младенчество, орально – сенсорная стадия. (0 - 1 г.)
- II. Ранний возраст, мышечно – анальная стадия (1 - 3 г.)
- III. Дошкольный возраст, локомоторно – генитальная стадия (3 - 5 л.)
- IV. Школьный возраст, латентная стадия (5 - 11 л.)
- V. Подростковый возраст, пубертат (11 - 20 л.)
- 30. Социально-педагогические функции детского художественного (самодеятельного) творчества.
- Различные авторы в разных контекстах называют следующие функции самодеятельного творчества
- 33. Понятие «игра» и «игровая деятельность». Основные признаки игровой деятельности.
- 34. Художественно-эстетическое воспитание детей в семье.
- 1. Процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного.
- 2. Формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.
- 3. Задача художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса.
- 4. Развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие умения творчески создавать продукты ручного творчества.
- 35. Современные тенденции развития социально-культурной деятельности.
- 37. Ресурсная база социально-культурной деятельности.
- 38. Студия как форма организации художественно-творческого развития детей младшего школьного возраста.
- Основные задачи региональной политики в сфере культуры формируются как:
- Повышение эффективности расходования бюджетных средств в сфере культуры предполагает:
- 40. Любительское детское объединение как форма организации художественно-творческого процесса подростков и юношества.
- 41. Менеджмент как система управления и специальный вид деятельности.
- Игровые технологии в социально-культурной и социально-педагогической деятельности.
- Большинству игр присущи четыре главные черты (по с.А.Шмакову):
- 43. Сущность маркетинга и маркетинговая среда.
- 44. Особенности и типология игровых программ. Современные подходы к их организации.
- 45. Формирование маркетинговой стратегии и тактики.
- 46. Особенности организации досуга различных групп населения по месту жительства.
- 47. Формирование коммуникативной культуры личности как задача специалиста социально-культурной сферы.
- 48. Социально-культурные функции самодеятельного творчества.
- 2. Функция — побуждение, формирование и развитие художественных потребностей подрастающего поколения.
- 3. Социально-педагогическая (мировоззренческая) функция.
- 4. Художественно-просветительная функция.
- 5. Профориентационная функция
- 6. Рекреационная функция.
- 7. Прокреативная (порождающая) функция.
- 49. Сущность рекреативных технологий и их использование в процессе социально-культурной деятельности.
- III. Принцип коллективности в формировании здорового образа жизни и организации активного, духовно-обогащающего отдыха.
- IV. Принцип технологического подхода к управлению оздоровительно-досуговым процессом.
- 51. Технологии социально-культурной реабилитации.
- 52. Типология самодеятельных объединений
- Виды самодеятельного творчества
- 53. Технологии социально-культурного проектирования. Этапы проектирования.
- 54. Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях.
- 55. Этнонаправленные технологии как инструмент межнационального обмена и сотрудничества.
- Специфика этнонаправленных технологий
- 56. Основные этапы работы над программой досугового мероприятия. Характеристика выразительных средств каждого из них.
- 58. Особенности сюжетно-композиционного построения игровых программ. Реализация сценарного хода в процессе игры.
- 59. Сценарий как идейно-художественная основа культурно-досуговых программ.
- 60. Особенности педагогического общения. Основные факторы эффективности педагогического общения в детском объединении
- Три основные стороны общения
- Качества личности педагога, важные для общения
- Стиль педагогического общения