logo
МОИ Ответы к госам

4. Дифференцированный подход в организации культурно-воспитательной работы с детьми.

Культурно-воспитательная деятельность – это, прежде всего, социально-культурное явление. Личность формируется под влиянием общества и его культуры. Вместе с тем культурно-воспитательная деятельность можно рассматривать и как социально-педагогическое явление. Подрастающее поколение воспитывается в социуме под воздействием объективных и субъективных факторов, в том числе и под влиянием воспитательных институтов: семьи, школы, внешкольных учреждений и учреждений культуры.

       Сущность  культурно-воспитательной деятельностиопределяется ее функциональным назначением  – это процесс формирования всесторонне развитой личности посредством приобщения детей и подростков к культуре и вовлечения в творческую деятельность и самодеятельность, то есть это деятельность по формированию личности средствами культуры в специфических условиях досуга.

В структуру культурно–воспитательской  деятельности входит продуктивная и  репродуктивная деятельность. Центральное  место в учреждениях культуры занимает репродуктивная деятельность, то есть просвещение и исполнительская  деятельность.

Культурно-воспитательная деятельность в учреждениях культуры и внешкольных учреждениях осуществляется на досуге и носит сугубо добровольный характер, в отличие от обязательных школьных занятий. В ней нет строгой регламентации. Программа подвижна и всецело определяется запросами и интересами самих детей и подростков. Ребята могут проявить свою инициативу и самодеятельность. Свободный выбор занятий делает эту деятельность подлинно демократичной и привлекательной для детей и подростков, они могут выбирать занятие по душе и снять психологическое напряжение, полученное в процессе учебных занятий в основной школе.

       Культурно-воспитательная деятельность выполняет следующие  социальные функции: 1) разносторонняя образовательная деятельность; 2) воспитательная функция; 3) культурно-творческая; 4) организация отдыха детей и подростков; 6) реабилитационная функция детей с ограниченными физическими и духовными возможностями.

В основе всякой деятельности, в том числе и культурно–воспитательной, лежат человеческие потребности. Культурно–воспитательная деятельность связана в основном с удовлетворением познавательных, творческих, нравственных, эстетических и других духовных потребностей. Характер этих потребностей определяется социальными условиями жизни и возрастными особенностями детей и подростков.

     Культурно–воспитательная деятельность является творческой деятельностью. Ее психологическую основу составляют: воображение, умение анализировать и комбинировать; задатки, способности, склонности – индивидуальные психологические особенности личности.

    Способности являются продуктом развития, деятельности; врожденными являются задатки. Они  неопределенны и становятся определенными  в процессе деятельности.  Способности подразделяются на познавательные, коммуникативные, педагогические, психологические, творческие. Большую роль в культурно-воспитательной деятельности с детьми и подростками играют свойства ума и черты характера, такие как любознательность, самостоятельность, смелость мысли, воля, фантазия.

    Для развития творческих способностей детей  и подростков необходимо соблюдать  следующие условия: гуманизация  взаимоотношений педагога-психолога  с детьми и подростками, личностный подход, то есть учет интеллектуальной, эмоциональной, волевой и действенной сторон личности, дифференцированный подход к различным возрастным группам. 

Дифференцированный подход в обучении и воспитании, - один из способов решения педагогических задач с учётом социально-психологических особенностей групп воспитания, которые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам учащихся.

Дифференцированный подход облегчает воспитательную деятельность педагога, т.к. позволяет определять содержание и формы воспитания для каждого ребёнка, учитывает возраст, жизненный опыт, силы и возможности каждого ребенка.

Таким образом, цель дифференциации процесса обучения — обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования.