logo
МОИ Ответы к госам

49. Сущность рекреативных технологий и их использование в процессе социально-культурной деятельности.

Рекреа́ция (лат. recreatio — восстановление) — комплекс оздоровительных мероприятий, осуществляемых с целью восстановления нормального самочувствия и работоспособности здорового, но утомлённого человека.

Современные рекреативные методики, основаны на развлекательно-игровой, физкультурно-оздоровительной, художественно-зрелищной деятельности.

Рекреативные, по существу, игровые технологии

Как рекреативная технология, игра обладает хорошо известными педагогическими и организационно-методическими преимуществами.

Рекреационно-оздоровительные технологии включают в себя организацию рекреативной, игровой, развлекательной, физкультурно-оздоровительной деятельности; ориентацию на оздоровление образа жизни и повышение культуры быта с опорой на активное использова­ние новейших достижений биологии, физиологии, психоло­гии, медицины.

Различают несколько уровней рекреационно-оздоровительной деятельности:

Первый уровень – «пассивная рекреация» - предполагает простое расслабление,  снятие эмоционального напряжения.

Второй уровень – «активный» - направлен на затрату физических и интеллектуальных сил, волевых усилий, обеспечение быстрой эмоциональной и физической разрядки. Данный уровень включает разнообразные развлекательные мероприятия – игры, танцы, праздники и т.д.

Третий уровень рекреации связан со значительной активизацией духовных интересов, предпочтений и возможностей человека. Этот уровень побуждает человека к расширению духовного мира и овладению культурными потребностями.

Четвертый уровень рекреации ориентирован на производство определенного вида культурных ценностей, развитие творческого начала. Именно этот уровень позволяет человеку совершенствовать различные стороны личности человека и удовлетворять многообразные запросы и интересы человека в сфере свободного времени.

Сущность рекреационно-оздоровительных технологий состоит в ориентации на оздоровление образа жизни и повышение культуры быта,  удовлетворении разнообразных рекреационных потребностей (потребностей в физической реабилитации, в укреплении и улучшении здоровья, интересном содержательном досуге, насыщенной коммуникативной деятельности, психической релаксации и многом др.) личности.

На основе анализа современной педагогической и психологической литературы можно выделить следующие принципы:

I.    Принцип насыщения содержания рекреативно-оздоровительной деятельности культурными ценностями. Здесь предполагается создание в рамках воспитательного пространства особой рекреативно-оздоровительной атмосферы для молодежи, способной поддерживать культуру досуга, ценности уважения субъективных начал в отдельной личности и иные виды досуговых форм.

II.   Принцип   индивидуального   подхода   в   создании   условий для отдыха  и оздоровления молодежи.  Он реализуется в следующих моментах: в создании вариативных оздоровительно-досуговых программ, соответствующих      разнообразным       рекреационным       потребностям молодежи; - в направленности досугового-оздоровительной деятельности на обогащение, внутреннего мира (субъективности) личности; - в нацеленности рекреационной деятельности на укрепление и формирование самосохранительного сознания и поведения; -в разработке специальных мероприятий, ускоряющих процессы адаптации   (редезадаптации)    студентов новичков    к    нормам    поведения в рекреационном микросоциуме;  - в использовании форм и методов непрямого (ненасильственного) социально-педагогического воздействия на молодежь.