35. Современные тенденции развития социально-культурной деятельности.
Современное развитие социально-культурной деятельности и ее социальных институтов происходит на фоне коренных преобразований во всех сферах жизни российского государства – от экономики до идеологии.
Происходит смена ценностных ориентиров, жизненных целей, как отдельных людей, так и общества в целом. Переход к частной собственности как основной форме общественных отношений и последовавшие за этим перемены в политике и социально-экономической области вызвали изменения в прежних стереотипах и доминировании определенных функций учреждений культуры и искусства.
В современных условиях, когда российское общество переживает период социокультурной трансформации, на первый план выдвигаются проблемы активности человека, его сознательного участия в социокультурной жизни, формирования его культурной компетентности, ответственности перед собой и другими, готовности к самостоятельному жизненному выбору.
Меняется законодательство (ФЗ "О защите прав потребителей", ФЗ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", ФЗ "О ввозе и вывозе культурных ценностей", "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", "О библиотечном деле", "О музейном фонде и музеях в Российской Федерации", "О народных художественных промыслах" и другими федеральными законами и законодательными актами, принятыми субъектами РФ в соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации.
Названные законы регламентируют те или иные аспекты организации проведения культурно-досуговой деятельности, а также бизнеса в сфере культуры и досуга.
В новой общественной и экономической ситуации в стране сравнительно быстро трансформировались основные качества досуга предыдущего периода: структура, объем, соотношение в нем традиционных и новых элементов, содержательная и функциональная нагруженность, формы реализации в разных социальных средах. Это заставило ученых по-новому взглянуть на отдых, досуг всех, без исключения, социальных слоев и групп. Поэтому благодаря усилиям исследователей изучение досуга не было прервано. К сегодняшнему дню выяснилось немало интересных особенностей, характеризующих трансформацию досуговых занятий в условиях социальных преобразований, когда образ жизни людей коренным образом меняется.
В советский период органы государственной власти строго контролировали процессы, связанные с духовным развитием общества и личности. В новых условиях центральная власть резко изменила свои функции в сфере культуры и досуга. Культурная политика, а также близкие с ней направления политической деятельности государства меняли свои цели и содержание; снижалось их финансирование; центр тяжести организации досуга и социокультурного сервиса переносился на места – в регионы, в города, на муниципальный уровень.
В настоящее время проведение населением свободного времени лишь в небольшой степени зависит от государственной политики и работы бюджетных учреждений культуры. Все это привело к тому, что культурно-досуговые процессы стали зависеть в основном от инициативы населения. Досуговая политика органов местной власти, общественных организаций выполняла вспомогательную роль в организации отдыха людей. Коммерческие сегменты сферы культуры и досуга стали активно действовать лишь во второй половине 1990-х годов.
У основной части населения досуг изменился – уменьшился его объем в бюджете суточного, недельного, месячного и годового времени..
В новых условиях некоторые массовые занятия советского времени сохранили свое значение: просмотр телевидения, общение с друзьями и родственниками, в определенной степени также чтение. Вместе с тем множество свободных занятий утратили свое лидерство, так как в новых условиях к ним стала обращаться гораздо меньшая доля населения. Особенно это относится к общественно значимым, организованным и активным видам досуга – посещению кино, театра, музеев, выставок, любительским занятиям в кружках, самообразованию, повышению квалификации, занятиям музыкой, пением, спортом, прослушиванию радио как самостоятельного времяпрепровождения.
К этому времени возникли новые культурные производства, появились современные типы информационных сетей, в сфере досуга родилось предпринимательство – производство компакт-дисков, рекламных клипов, развитие сети Интернет, шоу-бизнеса, модельного и игрового бизнеса и др. Многие способы организации досуга, в изменившихся условиях были переструктурированы на коммерческой основе, обретя динамичные импульсы развития.
Досуг с помощью компьютера. Занятия, связанные с аудиовизуальными средствами, в постсоветский период занимают все больше свободного времени молодежи, представителей деловых и состоятельных кругов крупных городов. Особенно стремительно расширяется новый досуг, связанный с компьютером.
Отрицательные влияние экранной культуры на досуговые занятия – опасность индивидуального развития детей, подростков, молодежи в целом, так как обращение детей и молодежи сужает их время, отводимое на активные формы досуга. У постоянного пользователя компьютерных игр формируется психологическая зависимость от них, он с трудом может переключаться на другие виды развлечений. Человек перестает принимать самостоятельные решения даже по обыденным проблемам жизни, не "посоветовавшись" с компьютером.
В России интенсивно развиваются такие распространенные в развитых странах виды досуга, как:
- обращение к продукции экранной культуры - телевидению, кино;
- компьютерные развлечения;
- зарубежный и внутренний туризм;
- оздоровительные занятия в фитнес-клубах, аквапарках, бассейнах;
- игровая деятельность (многообразные виды игр, включая азартные);
- посещение ресторанов, развлекательных центров;
- посещение обучающих центров.
«Школа творчества» как форма организации художественно-творческого развития дошкольников.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.
Мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сенситивным периодом для развития творческого воображения.
В школе творчества воспитание ведется путём привлечения детей к рисованию, пению, танцам, театру и другим основным видам искусства.
Основной задачейпедагогического коллектива “школы” является развитие познавательного интереса, для этого в воспитательном процессе должны широко использоваться дополнительное образование, разнообразные формы внеурочной работы, новые педагогические технологии. Эстетическое воспитание, художественно-творческая деятельность учащихся должна являться приоритетным направлением учебно-воспитательного процесса в “школе”. Этой задаче должна и подчиняться работа клубов и объединений в системе дополнительного образования. В “школе” должны создаться все условия для художественно-эстетического развития, творческой самореализации учащихся, для этого разработан модуль “Мир увлечений учащихся для развития творческих способностей”.
Цели: создание комплексной системы по формированию духовной культуры у учащихся, приобщение к общечеловеческим ценностям, раскрытие и реализация внутренних резервов (способности, интереса, таланта, личностные качества).
Включение родителей в воспитательный процесс и повышение их педагогической культуры ориентированы, прежде всего, на участие родителей в роли средства воздействия на учащихся. Совместная трудовая деятельность детей и взрослых в семье порождает общность интересов, она облегчает организацию дел, стимулирующих эстетическое воспитание, проведение эстетических праздников, изучение народного творчества. Совместное чтение художественной литературы, газет и журналов, просмотр телепередач и кинофильмов, и следующее затем совместное обсуждение прочитанного, воспитывает детей и подростков в эстетическом и художественном плане.
Корни детского творчества – в игре. Значительные возможности для развития творческих способностей детей имеют развивающие игры, которые моделируют творческий процесс и создают благоприятные возможности для реализации творческого потенциала детей. Хорошо стимулируют развитие детского творчества ролевая игра как перевоплощение в образ, взаимоотношения различных персонажей.
Различные виды и формы конструирования способствуют проявлению фантазии, зарождению и осуществлению конструктивных замыслов и проектов.
Изобразительная деятельность(рисование, лепка, аппликация, вязание, вышивание) создает благоприятные условия для развития у детей восприятие цвета, чувства цвета, которые являются важными средствами выразительности в детском творчестве. Важно, чтобы художественно творческая деятельность была направлена на выражение своего отношения к изображаемому.
Музыка также является благоприятным для развития детского творчества видом искусства. Высказывается предположение, что одним из наиболее продуктивных видов музыкальной деятельности является музыкально-двигательное творчество. В образно-сюжетном танце проявляется детское сотворчество, направляется фантазия ребенка, определяется поиск образно-выразительных движений. Обучение детей танцам – одно из средств воспитания у них музыкально-двигательного творчества.
- Ответы к госам
- 1. Культурология в системе научного знания.
- 2. Возможности педагогического воздействия в стимулировании творческих способностей подростков в любительском коллективе.
- 3. Сущность прикладной культурологи как области научного знания и социальной практики.
- 4. Дифференцированный подход в организации культурно-воспитательной работы с детьми.
- 5. Сущность, основные понятия и категории социально-культурной деятельности и сферы их реализации.
- Сферы реализации социально-культурной деятельности:
- 7. Средства культурно-досуговой деятельности и педагогические требования к их эффективному использованию.
- 1. Художественно - выразительные средства: живое слово, музыка.
- 8. Культурно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста.
- 9. Современные концепции досуга.
- 10. Культурно-воспитательная работа с детьми младшего школьного возраста.
- 11.Сущность и структура социально-культурной деятельности.
- 12. Культурно-воспитательная работа с подростками.
- 13. Принципы, средства, формы социально-культурной деятельности.
- 14. Культурно-воспитательная работа с трудными подростками.
- 16. Диагностика и развитие творческих способностей у детей.
- 17. Профессиональные требования к организатору социально-культурной деятельности.
- 18. Принципы организации культурно-воспитательной работы с детьми.
- 19. Инфраструктура социально-культурной сферы.
- 20. Психолого-педагогические основы детского художественного творчества.
- В творческой деятельности ребёнка выделяют три основных этапа:
- 22. Характеристика и отличительные особенности детского досуга
- Функции детского досуга:
- Можно вывести следующие основные характеристики досуга детей, подростков и юношества:
- 23. Сущность и специфика педагогики сотворчества.
- В процессе общения следует раскрывать механизмы воздействия на окружающих:
- Можно выделить основные модели реализации метода педагогического сотворчества:
- 24. Методика разработки сюжетно-композиционного решения театрализованных мероприятий.
- Основные этапы работы над сценарием
- Методические требования при разработке сценария
- Виды сценариев
- 26. Детское творчество, его сущность и специфика.
- Показатели творчества, характеризующие отношения, интересы, способности детей:
- 27. Психология общения. Общение как фактор развития личности. Виды общения. Стратегия успешного общения в социально-культурной деятельности.
- Виды общения бывают: материальные, символические, речевые и ролевые.
- 28. Особенности развития творческих способностей в дошкольном возрасте.
- Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.
- 29. Учет возрастных особенностей детей, подростков и юношества в процессе их вовлечения в социально-культурную деятельность. (почитать косякову)
- I. Младенчество, орально – сенсорная стадия. (0 - 1 г.)
- II. Ранний возраст, мышечно – анальная стадия (1 - 3 г.)
- III. Дошкольный возраст, локомоторно – генитальная стадия (3 - 5 л.)
- IV. Школьный возраст, латентная стадия (5 - 11 л.)
- V. Подростковый возраст, пубертат (11 - 20 л.)
- 30. Социально-педагогические функции детского художественного (самодеятельного) творчества.
- Различные авторы в разных контекстах называют следующие функции самодеятельного творчества
- 33. Понятие «игра» и «игровая деятельность». Основные признаки игровой деятельности.
- 34. Художественно-эстетическое воспитание детей в семье.
- 1. Процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного.
- 2. Формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.
- 3. Задача художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса.
- 4. Развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие умения творчески создавать продукты ручного творчества.
- 35. Современные тенденции развития социально-культурной деятельности.
- 37. Ресурсная база социально-культурной деятельности.
- 38. Студия как форма организации художественно-творческого развития детей младшего школьного возраста.
- Основные задачи региональной политики в сфере культуры формируются как:
- Повышение эффективности расходования бюджетных средств в сфере культуры предполагает:
- 40. Любительское детское объединение как форма организации художественно-творческого процесса подростков и юношества.
- 41. Менеджмент как система управления и специальный вид деятельности.
- Игровые технологии в социально-культурной и социально-педагогической деятельности.
- Большинству игр присущи четыре главные черты (по с.А.Шмакову):
- 43. Сущность маркетинга и маркетинговая среда.
- 44. Особенности и типология игровых программ. Современные подходы к их организации.
- 45. Формирование маркетинговой стратегии и тактики.
- 46. Особенности организации досуга различных групп населения по месту жительства.
- 47. Формирование коммуникативной культуры личности как задача специалиста социально-культурной сферы.
- 48. Социально-культурные функции самодеятельного творчества.
- 2. Функция — побуждение, формирование и развитие художественных потребностей подрастающего поколения.
- 3. Социально-педагогическая (мировоззренческая) функция.
- 4. Художественно-просветительная функция.
- 5. Профориентационная функция
- 6. Рекреационная функция.
- 7. Прокреативная (порождающая) функция.
- 49. Сущность рекреативных технологий и их использование в процессе социально-культурной деятельности.
- III. Принцип коллективности в формировании здорового образа жизни и организации активного, духовно-обогащающего отдыха.
- IV. Принцип технологического подхода к управлению оздоровительно-досуговым процессом.
- 51. Технологии социально-культурной реабилитации.
- 52. Типология самодеятельных объединений
- Виды самодеятельного творчества
- 53. Технологии социально-культурного проектирования. Этапы проектирования.
- 54. Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях.
- 55. Этнонаправленные технологии как инструмент межнационального обмена и сотрудничества.
- Специфика этнонаправленных технологий
- 56. Основные этапы работы над программой досугового мероприятия. Характеристика выразительных средств каждого из них.
- 58. Особенности сюжетно-композиционного построения игровых программ. Реализация сценарного хода в процессе игры.
- 59. Сценарий как идейно-художественная основа культурно-досуговых программ.
- 60. Особенности педагогического общения. Основные факторы эффективности педагогического общения в детском объединении
- Три основные стороны общения
- Качества личности педагога, важные для общения
- Стиль педагогического общения