Предложение как экономическая категория: кривая предложения, закон предложения, детерминанты предложения.
Предложение - это кол-во товара, которое производители (продавцы) хотят и могут предложить на определенный рынок по определенной цене в какой-то промежуток времени при прочих равных условиях.
Объем предложения — это максимальное количество товара, которое продавцы готовы предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время при определенных условиях.
В каждый момент положение производителей, предлагающих свой товар на рынке, неодинаково. Некоторые произвели и привезли на рынок много товара, другие — мало. Одни из них затратили на производство меньше средств производства и труда. У других затраты на единицу продукции оказались более высокими. Но, оказавшись на рынке, все они, каковы бы ни были их производственные издержки, стремятся получить самую высокую цену. При этом чем выше цена товара, тем активнее они будут пытаться продать большее количество товара, т.е. увеличить предложение.
Объем предложения у каждого производителя, как правило, меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товара, придержат часть его на складе. Если цена будет высокой, то они предложат рынку много товаров. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой, производители постараются максимально увеличить предложение товаров, попробуют сбыть даже бракованные изделия.
Закон предложения:
Предложение, при прочих равных условиях, изменяется в прямой зависимости от изменения цены.
Если рыночная цена имеет тенденцию к повышению, то производители будут заинтересованы в расширении объемов производства, и наоборот.
Кривая предложения графически выражает зависимости ме¬жду ценой товара (Р) и количеством этого товара(Q), которые производи¬тели же¬лают и стремятся предложить на рынке.Это означает, что график предложения имеет положительный наклон: повышение цены на товар, делает для предприятия выгодным увеличивать объем производства даже при росте издержек производства.
Детерминанты предложения:
1. Цены на ресурсы. Цены на средства труда, сырье, материалы, рабочую силу прямым образом влияют на издержки производства товара в денежном выражении, и значит, на его цену. При наличии определенной суммы денег товаропроизводитель вынужден приобрести меньше ресурсов, поднявшихся в цене =>произвести меньше продукции (СД); и наоборот, при снижении цен на русурсы появится возможность производить больше (EF)
2. Технология производства. Совершенствование технологии позволяет производить единицу продукции с меньшей затратой ресурсов. При неизменных рыночных ценах снижение затрат на единицу продукции ведет к увеличению прибыли от продажи товара => рост производительности труда (EF);
3. Цены на другие товары. Изменение рыночных цен на одни товары может заставить товаропроизводителей изменить производство других товаров, причем в обратном направлении. Это явление имеет место как во внутриотраслевом, так и межотраслевом масштабах. Так, повышение цен на зерно при полном использовании земельной площади ведет к уменьшению производства технических культур и наоборот. Точно также повышение цен на рыбные товары может вызвать перелив капитала в рыбную отрасль из мясной.
4. Ожидания изменения цен. Ожидания изменения цен на продукты в ту или другую сторону тоже могут повлиять на желание производителей поставлять продукт на рынок в настоящее время. В качестве примеров можно привести их стремление придержать зерно осенью, чтобы дороже продать зимой, или постараться сбыть запас товаров в ожидании снижения цен на него.
5. Налоги и дотации. Налоги, непосредственно взимаемые с предприятия, повышают издержки производства товаров, а следовательно, и их цену (СД);. Косвенные налоги, включаемые в цены, отражают общественные издержки производства и тоже повышают цену товаров (СД); Дотации, субсидии, трансферты, представляемые предприятию государством, понижают издержки предприятия и тем самым цену товара. (EF);
6. Число продавцов. Рост числа продавцов товара при условии, что объемы продаж с участием прежнего количества продавцов не меняются, увеличивает предложение и уменьшает рыночную цену (EF)
Функция предложения – зависимость объема предложения от определяющих его факторов.
Q = f(P)
- Перечень вопросов по Государственному междисциплинарному экзамену по подготовке бакалавра «Экономики» со специализацией «Финансы и кредит» на 2007-2008 уч. Г.
- Активные и пассивные операции Банка России.
- Амортизационная политика организаций.
- Анализ финансового состояния банка, его надежности, устойчивости, рисков.
- Банк России как орган государственного надзора за деятельностью коммерческих банков.
- Банковская система и ее структура.
- Банкротство организаций (предприятий).
- Безработица: понятие, типы и социально-экономические последствия.
- Бюджет как инструмент бюджетной политики: понятие, сущность, методы воздействия на экономику.
- Бюджетный дефицит: понятие, виды, причины возникновения и источники финансирования.
- Валовой национальный продукт: понятие, форма, структура. Два способа расчета внп.
- Вексель и вексельное обращение.
- Взаимное страхование.
- Виды экономических систем и критерии их классификации.
- Выручка от продаж продукции, работ, услуг.
- Государственные внебюджетные фонды: понятие, назначение, особенности формирования и использования.
- Государственные финансы: понятие, сущность, состав, роль в экономике.
- Денежная масса. Денежные агрегаты.
- Денежная система: понятие, элементы, типы, особенности современных денежных систем.
- Дивиденд и его влияние на рост курса акций. Дивидендная политика акционерного общества.
- Инвестиции. Факторы, определяющие спрос на инвестиции. Взаимосвязь инвестиций и сбережений.
- Инфляция: сущность, виды, методы борьбы, специфика инфляции в рф.
- Классификация затрат на производство и реализацию продукции.
- Классификация налогов.
- Классификация страхования.
- Классификация форм кредита.
- Коммерческий и банковский кредит: понятия, общие черты и ключевые отличия.
- Косвенные налоги: преимущество и недостатки.
- Кредитный портфель. Принципы формирования кредитного портфеля
- Кругооборот и оборот капитала фирмы. Основной и оборотный капитал. Износ и амортизация.
- Международный кредит: понятие, условия возникновения, роль и функции и развитии международных экономических отношений.
- Налоги как основной источник доходов бюджета.
- Общественное производство и его структура. Проблема выбора в экономике. Граница производственных возможностей.
- Обязательное социальное страхование от несчастных случаев.
- Особенности формирования цен на землю. Земельная рента. Арендная плата и цена земли.
- Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции и олигополии.
- Понятие банка и его отличия от других кредитных организаций.
- Понятие и виды государственного долга, его воздействие на сбалансированность бюджетной системы.
- Понятие и причины экономических циклов. Виды циклов и их влияние на различные отрасли экономики.
- Понятие и экономическая сущность кредита.
- Понятие кредитного рынка и его взаимосвязь с другими сегментами финансового рынка.
- Портфель ценных бумаг.
- Потребление и сбережения, факторы их определяющие. Предельная склонность к потреблению и сбережению.
- Предложение как экономическая категория: кривая предложения, закон предложения, детерминанты предложения.
- Принципы построения бюджетной системы в России.
- Производственная функция. Правила замещения факторов производства.
- Происхождение и сущность денег. Основные теории денег. Современные деньги.
- Резервные отчисления и их воздействие на деятельность коммерческих банков.
- Роль финансов в общественном производстве.
- Рынок капитала. Процент как цена капитала.
- Рынок: понятие, функции. Структура и инфраструктура рынка.
- Совокупный общественный продукт, его структура и функции.
- Современный страховой рынок и перспективы его развития.
- Содержание и основы классификации государственных доходов, их состав и структура.
- Содержание и формы собственности. Проблемы разгосударствления и приватизации. Реформы отношений собственности в современной России.
- Состав расходов страховщика, способы их покрытия.
- Спрос как экономическая категория: кривая спроса, закон спроса, детерминанты спроса.
- Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.
- Страховые резервы: сущность и методология расчетов.
- Структура и место рынка ценных бумаг на финансовом рынке.
- Структура органов управления коммерческого банка.
- Структура финансовой системы.
- Сущность и функции прибыли.
- Сущность и функции страхования.
- Сущность и функции финансов организаций.
- Сущность общественного воспроизводства, его типы и цели.
- Теории потребительского поведения: кардиналистский подход. Закон убывающей предельной полезности.
- Типы денежно-кредитной политики.
- Товарное хозяйство и его основные критерии – благо и товар.
- Управление государственным долгом: понятие, принципы и основные методы.
- Участники рынка ценных бумаг.
- Факторы, влияющие на величину прибыли.
- Федеральный бюджет: понятие, структура, роль в экономике.
- Финансовый рынок: понятие, структура, участники.
- Финансы предприятий: понятие, место и роль в финансовой системе страны.
- Формы и методы регулирования цен.
- Функции кредита в рыночной экономике.
- Экономическая сущность и функции финансов.
- Экономические методы регулирования банковской системы в России.
- Экономический рост: его критерий и типы.
- Эластичность спроса и предложения. Виды эластичности.
- Эмиссия ценных бумаг. Общее понятие, цели и процедура эмиссии.