logo
GosFinance4kurs

Типы денежно-кредитной политики.

Типы денежно-кредитной политики

В зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры выделяются два основных типа денежно-кредитной политики, для каждого из которых характерен свой набор инструментов и определенное сочетание экономических и административных методов регулирования.

Рестрикционная денежно-кредитная политика направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков и повышение уровня процентных ставок. Ее проведение обычно также предполагает и сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов, а также другими мероприятиями, направленными на сдерживание инфляции и в ряде случаев — оздоровление платежного баланса. Рестрикционная денежно-кредитная политика может быть использована как в целях борьбы с инфляцией, так и направлена на сглаживание циклических колебаний деловой активности.

Экспансионистская денежно-кредитная политика сопродаждается, как правило, расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества денег в обраще-чии, сокращением налоговых ставок, понижением уровня процентных ставок.

Денежно-кредитная политика как экспансионистского, так и ре-стрикционного типа может иметь тотальный либо селективный характер. При тотальной денежно-кредитной политике мероприятия Центрального банка распространяются на все учреждения банковской системы, при селективной — на отдельные кредитные институты либо их группы или же на определенные виды банковской деятельности. Селективная денежно-кредитная политика позволяет Центральному банку оказывать выборочное воздействие в определенном направлении. При ее проведении практикуется использование следующего набора инструментов или их разнообразные сочетания: установление лимитов учетных и переучетных операций (например, по отраслям, регионам и тд.); лимитирование отдельных видов операций банков (их группировок); установление маржи при проведении различных финансово-кредитных операций; регламентация условий выдачи отдельных видов ссуд различным категориям заемщиков; установление кредитных потолков и т.д.

Выбор типа проводимой денежно-кредитной политики, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков осуществляется Центральным банком в каждом конкретном случае исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом. При этом необходимо учитывать временной лаг между проведением того или иного мероприятия денежно-кредитного регулирования и проявлением эффекта от его реализации. Эффективность применения различных типов денежно-кредитной политики, как и отдельных инструментов регулирования банковских операций, определяется тем, насколько дестабилизация денежного оборота вызвана "чисто" денежными, а не общеэкономическими и политическими факторами.

  1. Типы коммерческих банков.

Коммерческие банки различаются:

1. По принадлежности уставного капитала и способу его формирования банки могут создаваться и существовать в форме акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью с участием иностранного капитала, иностранных банков. Закон не исключает и другие способы формирования уставного капитала коммерческого банка.

Деятельность акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, выпуск ценных бумаг в стране регулируются соответствующими Положениями. Эти документы утверждены и постановлением Совета Министров РСФСР от 25.12.1990 г. № 60 и Законом РСФСр "О предприятих и предпринимательской деятельности в РСФСР".

Акционерными обществами и обществами с ограниченной ответственностью признаются организации, созданные по добровольному соглашению юридическими лицами и гражданами путем объединения их вкладов в целях осуществления хозяйственной деятельности общества. Они являются юридическими лицами. Участниками общества могут быть предприятия, учреждения, организации, государственные органы, а также граждане, если иное не предусмотрено законодательством России. Они имеют право участвовать в управлении делами общества, получать информацию о его деятельности, часть прибыли (дивиденды). Особенности применения Положения об обществах к банковской деятельности устанавливаются Центробанком.

Что касается банков с участием иностранного капитала и иностранных банков, то есть таких, уставной капитал которых полностью принадлежит иностранным участникам, а также филиалов банков других стран, то их деятельность регулируется помимо Закона о банках законодательными актами России об иностранных инвестициях.

2. По видам совершаемых операций коммерческие банки

делятся на универсальные и специализированные.

3. По территории деятельности выделяются

общереспубликанские и региональные банки.

4. У многих коммерческих банков ярко выражена

отраслевая ориентация. Значительную долю действующих

сегодня коммерческих банков составили их смешанные

варианты: Ленинградский акционерный банк предприятий

МГО "Энергомаш" (Энергомашбанк), коммерческий банк

Укрживмаш (Укрживмашбанк), Закарпатский коммерческий

банк развития лесного комплекса "Лесбанк", коммерческий

банк "Узавтодорбанк", "Золотобанк"" и т.п.

Закон предусматривает создание специализированных коммерческих банков для финансирования федеральных, республиканских, региональных и иных программ. Крупным федеральным специализированным коммерческим банком является Банк трудовых сбережений и кредитования населения (Сбербанк Росии). Он осуществляет операции по привлечению денежных средств населения и их размещению.

Коммерческий банк, как уже было сказано, имеет устав и действует в соответствии с ним. В уставе должны содержаться:

-наименование банка и его местонахождение (почтовый адрес);

-перечень операций, осуществляемых банком;

-размер уставного фонда и перечень других фондов, образуемых банком;

-положение о том, что банк является юридическим лицом и действует на коммерческой основе;

-положение об органах управления банком, их структуре, порядке образования и функциях, а также и другие, не противоречащие законодательству положения, связанные с особенностями деятельности банка.

Для координации усилий и защиты интересов коммерческие банки могут создавать союзы, ассоциации, другие объединения. При принятии решений, связанных с

текущей банковской деятельностью, эти банки независимы от исполнительных и распорядительных органов государственной власти и управления. Работникам названных органов запрещается участие в органах управления банков, в том числе и путем совмещения должностей.

Появляется первый опыт преодоления негативных последствий раздробленности банков, консолидации их сил путем объединения на базе общих интересов. В конце 1989 г. 58 столичных коммерческих банков впервые создали Московский банковский союз (МБС). Его основными задачами были представление и защита интересов банков в Правлении Госбанка СССР, Центральном банке РСФСР, министерствах финансов Союза и РСФСР, законодательных и исполнительных органах власти. МБС активно участвовал в подготовке проектов законов о банковской деятельности, принятых Верховным Советом РСФСР и СССР.

В настоящее время создана и активно действует Ассоциация Российских Банков.

Следует иметь в виду, что закон запрещает банкам использовать свои союзы, ассоциации и другие объединения для достижения соглашений, направленных на монополизацию рынка банковских операций в вопросах установления процентных ставок и размеров комиссионного вознаграждения, на ограничение конкуренции в банковском деле. Соблюдение антимонопольных правил контролируется Центробанком, а также органами, создаваемыми для этих целей в соответствии с антимонопольным законодательством.