logo
GosFinance4kurs

Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции и олигополии.

Монополистической конкуренцией называется такая промежуточная рыночная модель, для которой характерны следующие классификационные признаки:

   - на отраслевом рынке присутствует множество фирм. В этом сходство с совершенной конкуренцией;

   - как и при совершенной конкуренции, отдельная фирма поставляет на рынок столь незначительный по сравнению с общим отраслевым предложением

объем продукции, что не может влиять на рыночную цену;

   - в отрасли практически нет барьеров для притока других капиталов. Новые фирмы могут свободно начать оперировать в этой сфере, равно как существующие фирмы могут легко и свободно покинуть ее;

   - для продукта фирмы существует много близких заменителей, однако данный продукт дифференцирован и чем-то отличен от аналогичной продукции отрасли.

   Например, на рынке зубной пасты предлагаются различные марки и наименования этого продукта. Производитель доводит до потребителя информацию о реальной и мнимой дифференциации своего продукта преимущественно через рекламу. Дифференцированный продукт становится в своем роде уникальным. Патентование товарных знаков, промышленных марок и наименований закрепляет эту уникальность и позволяет производителю дифференцированного товара осуществлять некоторый контроль над ценами;

кривая спроса на продукцию монополистически конкурентной фирмы менее эластична, чем кривая совершенно конкурентной фирмы, но более эластична, чем кривая спроса монополии (кривая спроса отрасли в целом).

Олигополия представляет собой одну из форм несовершенной конкуренции и по многим показателям напоминает чистую монополию. Признаками олигополии можно считать условия, когда:

- в отрасли доминирует несколько очень крупных фирм (обычно от 2 до 5);

- доминирующие фирмы настолько велики, что объем производства каждой

из них может влиять на отраслевое предложение. Тем самым фирма может оказывать воздействие и на рыночную цену, т.е. осуществлять рыночную власть;

- продукт олигополии может быть как гомогенным (однородным), так и дифференцированным;

- вход в отрасль крайне ограничен различными барьерами;

- кривая спроса на продукцию олигополии очень похожа на кривую спроса

при монополии.

   Двумя ключевыми характеристиками олигополии являются наличие барьеров на вхождение в отрасль и взаимозависимость фирм, действующих в отрасли. Ввиду малочисленности фирм поведение одной из них может вызвать самую различную (в том числе и непредсказуемую) реакцию у фирм-конкурентов. Более того, такая реакция самым непосредственным образом скажется на рыночной позиции данной фирмы. Поэтому олигополист должен строить свое поведение на рынке, опираясь не только на собственные цели, на данные рыночной конъюнктуры, но и на результаты прогноза ответного поведения конкурентов.

   Олигополистические фирмы должны одновременно принимать целый ряд решений, в частности определять: сколько продукта производить, какую установить цену, в каких масштабах осуществлять рекламу, вводить ли и когда именно новый продукт на рынок и т. д. Все это делает процесс принятия решений очень трудным.