Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции и олигополии.
Монополистической конкуренцией называется такая промежуточная рыночная модель, для которой характерны следующие классификационные признаки:
- на отраслевом рынке присутствует множество фирм. В этом сходство с совершенной конкуренцией;
- как и при совершенной конкуренции, отдельная фирма поставляет на рынок столь незначительный по сравнению с общим отраслевым предложением
объем продукции, что не может влиять на рыночную цену;
- в отрасли практически нет барьеров для притока других капиталов. Новые фирмы могут свободно начать оперировать в этой сфере, равно как существующие фирмы могут легко и свободно покинуть ее;
- для продукта фирмы существует много близких заменителей, однако данный продукт дифференцирован и чем-то отличен от аналогичной продукции отрасли.
Например, на рынке зубной пасты предлагаются различные марки и наименования этого продукта. Производитель доводит до потребителя информацию о реальной и мнимой дифференциации своего продукта преимущественно через рекламу. Дифференцированный продукт становится в своем роде уникальным. Патентование товарных знаков, промышленных марок и наименований закрепляет эту уникальность и позволяет производителю дифференцированного товара осуществлять некоторый контроль над ценами;
кривая спроса на продукцию монополистически конкурентной фирмы менее эластична, чем кривая совершенно конкурентной фирмы, но более эластична, чем кривая спроса монополии (кривая спроса отрасли в целом).
Олигополия представляет собой одну из форм несовершенной конкуренции и по многим показателям напоминает чистую монополию. Признаками олигополии можно считать условия, когда:
- в отрасли доминирует несколько очень крупных фирм (обычно от 2 до 5);
- доминирующие фирмы настолько велики, что объем производства каждой
из них может влиять на отраслевое предложение. Тем самым фирма может оказывать воздействие и на рыночную цену, т.е. осуществлять рыночную власть;
- продукт олигополии может быть как гомогенным (однородным), так и дифференцированным;
- вход в отрасль крайне ограничен различными барьерами;
- кривая спроса на продукцию олигополии очень похожа на кривую спроса
при монополии.
Двумя ключевыми характеристиками олигополии являются наличие барьеров на вхождение в отрасль и взаимозависимость фирм, действующих в отрасли. Ввиду малочисленности фирм поведение одной из них может вызвать самую различную (в том числе и непредсказуемую) реакцию у фирм-конкурентов. Более того, такая реакция самым непосредственным образом скажется на рыночной позиции данной фирмы. Поэтому олигополист должен строить свое поведение на рынке, опираясь не только на собственные цели, на данные рыночной конъюнктуры, но и на результаты прогноза ответного поведения конкурентов.
Олигополистические фирмы должны одновременно принимать целый ряд решений, в частности определять: сколько продукта производить, какую установить цену, в каких масштабах осуществлять рекламу, вводить ли и когда именно новый продукт на рынок и т. д. Все это делает процесс принятия решений очень трудным.
- Перечень вопросов по Государственному междисциплинарному экзамену по подготовке бакалавра «Экономики» со специализацией «Финансы и кредит» на 2007-2008 уч. Г.
- Активные и пассивные операции Банка России.
- Амортизационная политика организаций.
- Анализ финансового состояния банка, его надежности, устойчивости, рисков.
- Банк России как орган государственного надзора за деятельностью коммерческих банков.
- Банковская система и ее структура.
- Банкротство организаций (предприятий).
- Безработица: понятие, типы и социально-экономические последствия.
- Бюджет как инструмент бюджетной политики: понятие, сущность, методы воздействия на экономику.
- Бюджетный дефицит: понятие, виды, причины возникновения и источники финансирования.
- Валовой национальный продукт: понятие, форма, структура. Два способа расчета внп.
- Вексель и вексельное обращение.
- Взаимное страхование.
- Виды экономических систем и критерии их классификации.
- Выручка от продаж продукции, работ, услуг.
- Государственные внебюджетные фонды: понятие, назначение, особенности формирования и использования.
- Государственные финансы: понятие, сущность, состав, роль в экономике.
- Денежная масса. Денежные агрегаты.
- Денежная система: понятие, элементы, типы, особенности современных денежных систем.
- Дивиденд и его влияние на рост курса акций. Дивидендная политика акционерного общества.
- Инвестиции. Факторы, определяющие спрос на инвестиции. Взаимосвязь инвестиций и сбережений.
- Инфляция: сущность, виды, методы борьбы, специфика инфляции в рф.
- Классификация затрат на производство и реализацию продукции.
- Классификация налогов.
- Классификация страхования.
- Классификация форм кредита.
- Коммерческий и банковский кредит: понятия, общие черты и ключевые отличия.
- Косвенные налоги: преимущество и недостатки.
- Кредитный портфель. Принципы формирования кредитного портфеля
- Кругооборот и оборот капитала фирмы. Основной и оборотный капитал. Износ и амортизация.
- Международный кредит: понятие, условия возникновения, роль и функции и развитии международных экономических отношений.
- Налоги как основной источник доходов бюджета.
- Общественное производство и его структура. Проблема выбора в экономике. Граница производственных возможностей.
- Обязательное социальное страхование от несчастных случаев.
- Особенности формирования цен на землю. Земельная рента. Арендная плата и цена земли.
- Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции и олигополии.
- Понятие банка и его отличия от других кредитных организаций.
- Понятие и виды государственного долга, его воздействие на сбалансированность бюджетной системы.
- Понятие и причины экономических циклов. Виды циклов и их влияние на различные отрасли экономики.
- Понятие и экономическая сущность кредита.
- Понятие кредитного рынка и его взаимосвязь с другими сегментами финансового рынка.
- Портфель ценных бумаг.
- Потребление и сбережения, факторы их определяющие. Предельная склонность к потреблению и сбережению.
- Предложение как экономическая категория: кривая предложения, закон предложения, детерминанты предложения.
- Принципы построения бюджетной системы в России.
- Производственная функция. Правила замещения факторов производства.
- Происхождение и сущность денег. Основные теории денег. Современные деньги.
- Резервные отчисления и их воздействие на деятельность коммерческих банков.
- Роль финансов в общественном производстве.
- Рынок капитала. Процент как цена капитала.
- Рынок: понятие, функции. Структура и инфраструктура рынка.
- Совокупный общественный продукт, его структура и функции.
- Современный страховой рынок и перспективы его развития.
- Содержание и основы классификации государственных доходов, их состав и структура.
- Содержание и формы собственности. Проблемы разгосударствления и приватизации. Реформы отношений собственности в современной России.
- Состав расходов страховщика, способы их покрытия.
- Спрос как экономическая категория: кривая спроса, закон спроса, детерминанты спроса.
- Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.
- Страховые резервы: сущность и методология расчетов.
- Структура и место рынка ценных бумаг на финансовом рынке.
- Структура органов управления коммерческого банка.
- Структура финансовой системы.
- Сущность и функции прибыли.
- Сущность и функции страхования.
- Сущность и функции финансов организаций.
- Сущность общественного воспроизводства, его типы и цели.
- Теории потребительского поведения: кардиналистский подход. Закон убывающей предельной полезности.
- Типы денежно-кредитной политики.
- Товарное хозяйство и его основные критерии – благо и товар.
- Управление государственным долгом: понятие, принципы и основные методы.
- Участники рынка ценных бумаг.
- Факторы, влияющие на величину прибыли.
- Федеральный бюджет: понятие, структура, роль в экономике.
- Финансовый рынок: понятие, структура, участники.
- Финансы предприятий: понятие, место и роль в финансовой системе страны.
- Формы и методы регулирования цен.
- Функции кредита в рыночной экономике.
- Экономическая сущность и функции финансов.
- Экономические методы регулирования банковской системы в России.
- Экономический рост: его критерий и типы.
- Эластичность спроса и предложения. Виды эластичности.
- Эмиссия ценных бумаг. Общее понятие, цели и процедура эмиссии.