logo
GosFinance4kurs

Состав расходов страховщика, способы их покрытия.

Рассчитывая тарифную ставку (брутто-ставку), страховщик определяет ожидаемую стоимость страховой услуги, а цена продажи становится известной только в момент заключения договора. Стоимость страховой услуги величина объективная, а цена продажи формируется под влиянием целого ряда факторов: конъюнктуры рынка, ценовой политики правительства, процентных ставок в банках. Максимальные цены определяются потребностями страхователей, а минимальные - необходимостью эквивалентности отношений страхователя и страховщика.

Состав и структуру расходов определяют два взаимосвязанных экономических процесса: 1) погашение обязательств перед страхователями и 2) финансирование деятельности страховой организации. В связи с этим в страховом деле принята следующая классификация расходов:

• расходы на страховые выплаты;

• отчисления в запасные фонды и страховые резервы;

• отчисления на предупредительные мероприятия (предупреждение возникновения пожаров, консультации по выбору огнестойких конструкций, материалов, устройству водоснабжения и т. п.);

• расходы на ведение дел.

В совокупности эти расходы представляют собой себестоимость страховых операций. При этом себестоимость в страховом деле понимается в двух смыслах: широком и узком.

В широком смысле слова - это совокупность всех затрат страховщика на оказание страховых услуг как непосредственных (выплат страхового возмещения или страхового обеспечения), так и расходов на обеспечение финансовой устойчивости страховых операций (формирование запасных и резервных фондов). В узком смысле слова - это расходы страховой организации на ведение дела.

Следует заметить, что в страховую стоимость операций включается только та часть расходов на оплату труда, которая направляется непосредственно на выплату вознаграждений страховым агентам. Все остальные расходы по оплате труда (штатные работники и др.) производятся за счет налогооблагаемого дохода. Тем не менее по своей экономической природе затраты на оплату труда являются элементом себестоимости.

До 1991 г. средства, предназначенные для финансирования предупредительных мероприятий, направлялись в бюджет. Теперь эти средства остаются в распоряжении страховой организации.

Расходы на ведение дела закладываются в нагрузку брутто-ставки и являются важным элементом себестоимости страховых операций. Согласно принятой классификации они включают в себя расходы на оплату работы агентов, хозяйственные и канцелярские расходы, командировочные расходы и др.

В мировой практике расходы на ведение дела подразделяются на аквизиционные, инкассовые, ликвидационные и управленческие. Аквизиционные расходы проводятся с целью заключения новых договоров страхования (уфология, экология и др.). Инкассовые расходы - это расходы на оплату труда работников страховой организации за сбор страховых платежей и обслуживание страхователей. Ликвидационные расходы обычно являются прямыми и производятся после наступления страхового случая. Они относятся на конкретный вид страхования. В состав этих расходов входят также затраты на проезд экспертов к месту страхового события, вознаграждения экспертам, судебные расходы, расходы на корреспонденцию и т. п. Управленческие расходы включают административно-хозяйственные затраты и др. Путем сопоставления доходов и расходов страховщика определяется финансовый результат страховых операций, иначе - стоимостная оценка итогов хозяйственной деятельности страховой организации. Финансовый результат включает, как правило, два элемента: прибыль или

убыток, прирост или отток страховых резервов.

В настоящее время в страховых организациях России наблюдается, как правило, положительный финансовый результат.

Общая прибыль от страховых операций представляет собой разницу между ценой оказанных страховых услуг (страховые взносы) и их себестоимостью.