Вопрос 25. Психологическое своеобразие межличностных отношений детей в условиях зрительной недостаточности
Дефект зрения усложняет взаимодействие детей с окружающей средой, изменяет социальную позицию, провоцирует у слепых и слабовидящих возникновение своеобразных социальных установок и ориентиров.
Нарушение или ограничение социальных контактов влечет за собой целый ряд осложнений в формировании личности у слепорожденных и рано утративших зрение. В зрелом возрасте при потере зрения могут появляться негативные характерологические особенности, связанные с переживаниями по поводу болезни и потери самостоятельности, затруднений в смене вида деятельности, бытовых неудобств и др.
У детей потеря зрения приводит к сдерживанию в формировании активных позиций снижению уровня самостоятельности, появлению замкнутости, необщительности. При сверхопеке со стороны взрослых наблюдается снижение устремлений ребенка к самопроявлению в элементарных формах самообслуживания, в дальнейшем осложнений в формировании личности.
Недостаточность информации об окружающем мире снижает познавательный интерес, из-за чего происходит нарушение и в эмоционально-поведенческом отношении детей к различным сферам деятельности. Недостаток социального опыта, искаженные отношения со стороны окружающих людей способствуют появлению у детей с нарушением зрения отрицательных черт характера: эгоизма, снижению внимания к окружающим, нерешительности, упрямства, снижению любознательности.
Уменьшение контактов с окружающими приводят к замкнутости, необщительности, уходу ребенка в свой внутренний мир. Иногда у слепого или слабовидящего ребенка развиваются привычки - покачивание, надавливание на глаза, щелканье пальцами. Эти привычки могут не только раздражать окружающих, но и расстраивать, даже серьезно беспокоить.
Существует много теорий о том, почему слепые дети долго и упорно следуют своим дурным привычкам. Некоторые говорят, что это происходит из-за недостаточной физической активности детей-инвалидов; другие видят причину в недостаточной вестибулярной стимуляции. Последнее означает, что дети недостаточно двигаются и поэтому плохо ощущают положение своего тела в пространстве. Есть мнение, что зрительно аномальные дети надавливают на глаза затем, чтобы получать эффект световых вспышек (этого эффекта можете достичь и Вы). В другом случае странные привычки могут особенно усилиться во время стресса - когда ребенок загружен трудным захватывающим делом, или если ребенок испытывает страх. Вполне вероятно, что для него странная привычка - средство снять стресс, уйти от выполнения задания.
Подобные негативные проявления могут сопровождать поведение незрячих во взрослом состоянии, если своевременно не будет оказана соответствующая коррекционная помощь.
Чаще всего указанные своеобразия личности детей со зрительными дефектами обусловлены двумя причинами: недостатками чувственного опыта, трудностями ориентировки в окружающем пространстве (боязнь нового), отсутствием соответствующих условий воспитания, ограничение в деятельности, отрицательные попытки наладить контакты со зрячими.
В формировании основных свойств личности играют важную роль социальные факторы, эффективность которых зависит от их адекватности степени и времени возникновения дефекта. Создание соответствующих условий и содержания воспитания и обучения, вовлечение ребенка в жизненные ситуации на основе формирования у него социально-адаптивных коррекционно-компенсаторных способов ориентации приводит к стабилизации формирования различных видов деятельности. В этом случае уровень сформированности личности определяется характером социальных воздействий, в первую очередь, всего воспитания и обучения, а не наличием или отсутствием зрительной патологии. Другими словами - нарушение зрительных функций не является непреодолимым препятствием для формирования всесторонне развитой личности. И все же необходимо помнить, что отсутствие зрения или глубокое его нарушение существенно изменяют жизнь детей, затрудняют их взаимодействие с окружающей действительностью, снижают его жизненную позицию и активность.
Снижение познавательной активности особенно ярко проявляется в предшкольном и дошкольном возрасте, главным образом в снижении ориентировочно-поисковой деятельности. Это снижение познавательной потенции вызвано недостаточной стимуляцией извне. Одним из факторов снижения активности слепых и слабовидящих являются отрицательные эмоциональные состояния из-за фрустраций (выпадения из действительности, отрыв от нее), которые обусловлены неадекватной самооценкой и трудностями выполнения различных социальных функций.
Не менее серьезным препятствием для самопроявления наблюдаются у слепых и слабовидящих в общении с окружающими людьми.
Зрительные дефекты в зависимости от глубины и времени их появления могут препятствовать формированию и развитию активной жизненной позиции, стремлению к достижению результатов в деятельности.
Вначале, в дошкольном и младшем школьном возрасте межличностные отношения между слепыми и слабовидящими в социуме складываются трудно и зависят чаще от состояния зрительной ориентировки. При этом слепые оказываются в наиболее неблагоприятном положении. Они имеют меньшую возможность выбора контактов, находятся в положении изолированности, меньшей мобильности и коммуникативности. Это положение в большей степени может изменить взрослый (воспитатель или учитель), который создает условия для общения детей.
В среднем и старшем школьном возрасте зависимость межличностных отношений от состояния зрения снижается из-за изменения ценностных ориентации, так как проступают более осознанные мотивы для общения: интерес, симпатии, интеллектуальные потребности. Негативные социально-психологические последствия зрительных дефектов наблюдаются наиболее зримо в условиях, когда окружающие люди недостаточно подготовлены к контактам со слепыми и слабовидящими. В этом случае у детей с нарушением зрения накапливается опыт отрицательных эмоций, изменяется характер потребностей, сужается поле эмоциональных проявлений.
Болезненность реакций личности при возникновении трудностей контакта, практического выполнения действий, ведет к повышенной раздражительности, неадекватности реакций, некоторому безразличию к окружению, инертности и пассивности.
Все эти негативные проявления могут быть сняты в условиях своевременной и соответствующей коррекционно-компенсаторной помощи детям с патологией зрения.
- Дисциплина «Специальная психология» (вопросы гаи)
- Вопрос 1. Объект, предмет, задачи специальной психологии. Связь с другими науками
- Принципы
- Связь с другими науками
- Вопрос 2. История становления специальной психологии как самостоятельной науки
- 1. Древний мир
- 2. Античный этап
- 3. Средневековый этап
- 4. Переходный этап (Возрождения, Просвещения)
- 5.Начальный этап научного развития специальной психологии и педагогики в России
- Этапы современного развития
- 1. Краткая характеристика этапов
- 2. Лечебная педагогика
- 3. Педология
- 4. Дефектология
- 5. Коррекционная педагогика
- 6. Специальная педагогика
- Вопрос 3. Актуальные проблемы и тенденции развития специальной психологии. Проблемы развития специальной психологии.
- Вопрос 4. Психологические параметры дизонтогенеза. Характеристика основных видов дизонтогенеза
- Характеристика основных видов дизонтогенеза
- Вопрос 5. Научное наследие л.С.Выготского в разработке основных положений специальной психологии
- Вопрос 6. Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка. Биологические причины врожденных аномалий.
- Биологические причины приобретенных аномалий
- Социальные причины и факторы аномального развития
- Вопрос 7. Проявление общих закономерностей психического развития при психических, сенсорных, интеллектуалЬнЫх и физических нарушениях
- Вопрос 8. Диагностика и ранняя психологическая помощь детям с умственной отсталостью
- Вопрос 9. Методы диагностики отклоняющегося развития
- Вопрос 10. Психологические проблемы семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии
- Психологический уровень
- Вопрос 11. Общая психолгическя характеристика умственной отсталости и ее форм. Степени психического недоразвития
- Педагогическая классификация м.С. Певзнер.
- В.В. Ковалев 1995г.:
- Степени умственного отсталости.
- Вопрос 12. Психологические особенности готовности детей с умствнной отсталостью к обучению в школе
- Вопрос 13. Психологические особенности личности и межличностных отношений у умственно отсталых детей и подростков
- Вопрос 14. Своеобразие речемыслительных процессов при умственной отсталости
- Развитие речи
- Мышление
- Вопрос 15. Психологическая характеристика эмоционально-волевой сферы и поведения умственно отсталых детей. Специфические особенности нарушений поведения
- Вопрос 16. Психологическая характеристика мнемической деятельнсти умственно отсталых детей
- Вопрос 17. Психологические особенности ощущений и восприятия умственно отсталых детей
- Вопрос 18. Психологическая характеристика основных свойств внимания умственно отсталых детей
- Вопрос 19. Научные подходы к трактовке понятия «задержка психического развития». Систематика зпр
- Вопрос 20. Клинико-психологическая характеристика детей с зпр
- Вопрос 21. Психологический анализ структуры дефекта при зпр. Обраимость дефекта
- Вопрос 22. Современные нправления психологической помощи лицам с нарушениями зрения
- Вопрос 23. Психологическая готовность детей с сенсорными нарушениями к обучению в школе
- Вопрос 24. Мыслительные процессы и их своеобразие при дефектах зрения
- Вопрос 25. Психологическое своеобразие межличностных отношений детей в условиях зрительной недостаточности
- Вопрос 26. Психологическая характеристика представлений у детй с недостатками зрения
- Вопрос 27. Психологическая характеристика ребенка при слепоте, остаточном зрениии слабовидении
- Вопрос 28. Психологические особенности мнестической деятельности и ее развитие при нарушениях зрения
- Вопрос 29. Психологические особенности личностного и социального развития незрячих и слабовидящих
- Вопрос 30. Общая характеристика сенсорной организации личности в условиях слепоты и слабовидения
- Вопрос 31. Психологические особенности эмоционально-волевой сферы детей и подростков с нарушениями зрения
- Вопрос 32. Психологические особенности детей с системными и локальными нарушениями речи
- Вопрос 33. Психологические особенности заикающихся
- Вопрос 34. Социально-психологические проблемы лиц с нарушениями речи
- Вопрос 35. Классификация речевых нарушений
- 1. Нарушения средств общения
- 2. Нарушения применимых средств общения
- 1. Нарушения устной речи.
- Вопрос 36. Психофизиологическая оргнизация речевой функциональной системы
- Мозговые центры речи
- Речь и межполушарная асимметрия
- Вопрос 37. Основные этапы и условия развития речи как психической функции Подготовительный этап (довербальное общение)
- Ситуативно-личностное общение
- Ситуативно-деловое общение
- Овладение вокализацией
- Этап возникновения речи
- Этап развития речевого общения
- Вопрос 38. Зрительные, слуховые и тактильные агнозии. Апраксии. Афазии
- Вопрос 39. Психологические аспекты диагностики речевого развития детей дошкльного возраста в условиях дизонтогенеза
- Вопрос 40. Психологические особенности развития мышления у детей с нарушениями слуха
- Вопрос 41. Психологические особенности формирования речи у детей, имеющих нарушения слуха
- Вопрос 42. Психолого-педагогические классификации лиц с нарушениями слуха
- Вопрос 43. Психологические особенности развития внимания у лиц с ограниченной слуховой функцией
- Вопрос 44. Психологические особенности развития ощущения и восприятия у детей с нарушениями слуха
- Вопрос 45. Своеобразие мнемической деятельности у детей с нарушениями слуха
- Вопрос 46. Психологические особенности развития воображения у детей с недоразвитием слуха
- Вопрос 47. Психологические особенности личности и эмоционально-волевой сферы у лиц с нарушениями слуха
- Вопрос 48. Интеллектуальные, сенсорные и речевые нарушения в структуре двигательного дефекта
- Вопрос 49. Проблемы психологического изучения и дифференциальной диагностики детей со сложными недостатками развития
- Вопрос 50. Психологическая характеристика детей с аутизмом. Особенности психического и социального развития при расстройствах эмоционально-волевой сферы и поведения
- Вопрос 51. Предложите и обоснуйте выбор диагностического инструментария для детей раннего возраста с интеллектуальной недостаточностью
- Вопрос 52. Предложите родителям рекомендации по подготовке ребенка с нарушениями зреня к школьному обучению
- Вопрос 53. Смоделируйте модель беседы психолога с неслышащим ребенком по вопросам профориентации
- Вопрос 54. Приведите пример клинической беседы с родителями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии, по сбору анамнестических данных
- Вопрос 55. На основе психологической характеристики ребенка с отклонениями в развитии составьте профиль индивидуального психологического сопровождения
- Вопрос 56. Сопоставьте содержание протоклов индивидуального психологического сопровождения и данных психологической характеристики
- Вопрос 57. Разработайте практические рекомендации для сотудников дошкольного учреждения по разрешению конфликтных ситуаций в детском коллективе
- Вопрос 58. Составьте перечень психодиагностическихметодик, направленных на изучение мыслительной деятельности (для любой категории детей с овз)
- 1. Мышление
- 1. По генезису развития:
- 2. По характеру решаемых задач:
- Методика «Раздели на группы»
- Методика «Кому чего недостает?»
- 3. Диагностика мышления у детей старшего дошкольного возраста. «Лабиринт»
- Вопрос 60. Разработайте практические рекомендациипо профилактике нарушений поведения у подростков с отклонениям в развитии (на примере любой категории детей с отклонениями в развитии)
- Вопрос 61. Составьте рекомендации педагога-психолога для учителей начальных классов по развттию процессов мнемической деятельности на уроке (самостоятельный выбор урока).
- 63 Вопрос. Разработайте тезисы психологической характеристики устной речи детей с отклонением в развитии (на примере любой категории детей с отклонениями в развитии)
- 64 Вопрос. Разработайте маршрут для индивидуального психолгического сопровождения инвалидов по зрению в постшкольный период
- 66 Вопрос. Предложите вариант арттерапевтического воздействия (вариант группового или индивидуального занятия на примере работы с одной из категорий детей с отклонениями в развитии)
- 67 Вопрос. Покажитепрактическое применение деонтологических принципов в процессе психологического консультирования
- 68 Вопрос. Составьте комплекс психогимнастики для детей с овз
- IV фаза. Психомышечная тренировка.
- 69 Вопрос. Разработайте программу наблюдения за динамикой работоспособности на учебных занятиях (на примере конкретных учебных занятий)
- 70. Смоделируйте тематическую консультацию для родителей по созданию коррекционно-развивающей среды в домашних условиях.
- 71 Вопрос. Предложите диагностические показатели оценки готовности детей с отклонениями в развитии к школьному обучению
- 72 Вопрос. Составьте маршрут коррекционно-развивающей работы для детей с отклонениями в развитии, не прошедших школьную подготовку
- 73 Вопрос. Предложите задания для развития сенсомоторных навыков у детей с отклонениями в развитии
- 74 Вопрос. Предложите практические рекомендации по интегрированному психологическому сопровождению детей в условиях обучения
- 75 Вопрос. Разработайте практические рекомендации по предупреждению профессионального выгорания раотников специальных (коррекционных) образовательных учреждений