Вопрос 9. Методы диагностики отклоняющегося развития
Проблема диагностики отклонений в развитии ребенка чрезвычайно актуальна и социально значима.
Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребенка с нарушениями развития зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает комплексная психодиагностика нарушений развития. Она является первым и очень важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих специальное обучение, коррекционно-педагогическую
и психологическую помощь.
Диагностика недостатков развития должна включать три этапа.
Первый этап получил название скрининг (от англ. зсгееп — просеивать, сортировать). На этом этапе выявляется наличие отклонений в психофизическом развитии ребенка без точной квалификации их характера и глубины.
Второй этап — дифференциальная диагностика отклонений в развитии. Цель этого этапа — определить тип (вид, категорию) нарушения развития. По его результатам определяется направление обучения ребенка, вид и программа образовательного учреждения, т. е. оптимальный педагогический маршрут, соответствующий особенностям и возможностям ребенка. Ведущая роль в дифференциальной диагностике принадлежит деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК).
Третий этап — феноменологический. Его цель — выявление индивидуальных особенностей ребенка, т.е. тех характеристик познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности, личности, которые свойственны только данному ребенку и должны приниматься во внимание при организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ним. В ходе
этого этапа на основе диагностики разрабатываются программы индивидуальной коррекционной работы с ребенком. Большую роль здесь играет деятельность психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк) образовательных учреждений.
1 вариант.
1. Особенности общего осмотра ребенка. Перед обследованием сбор анамнеза. Лицо: разрез глаза, наличие косоглазия и др. нарушений зрения, надбровные дуги, строение лба, строение скул, припухлость щек, нос (расположение ноздрей, форма спинки носа), рот (тонкие губы, отвислые, пухлые), зубочелюстная система, прикус, строение подбородка, расположение ушей (ниже среднего уровня, ассиметричны, форма ушной раковины). Шея: короткая, толстая и т.д. Череп: наличие скошенного затылка, диаметр окружности черепа, деформация. Кожные покровы: особенности пигментации кожи, наличие сосудистых пятен, характер оволосения. Телосложение: пропорциональность строения туловища и конечностей, аномалии в строении конечностей (полидактилия, синдактилия), тип телосложения (высокий и худой, туловище как бочонок, крупные ноги и руки), признаки ожирения (гипертрофия, гипотрофия). Могут быть аномалии в строении артикуляционного аппарата: плоское небо, высокое небо и т.д. Исследование походки, способности удерживать равновесие, гиперкинезы (непроизвольные движения), наличие парезов и параличей, позы и движения ребенка.
2. Пренатальная диагностика. Оптимальные сроки проведения 6-8 недель. Показатели для проведения: наличие заболеваний, которые наследуются сцеплено с полом; наличие наследственных заболеваний; хромосомные патологии у старших детей в семье; пороки развития старших детей; критический возраст родителей. Виды: а) амнеоцентоз – процедура получения амнеотической жидкости из матки тонкой иглой 14-16 неделя беременности, по концентрации белка альфафетапротеина и по наличию дефектов обмена в-в определяется наличие патологии; б) УЗИ – 14-16 неделя беременности, можно определить до 90% пороков развития плода; в) фетоскопия или амнеоскопия – метод прямого рассматривания плода с помощью волоконно-оптического инструмента – фетоскопа, фетоскоп под контролем УЗИ вводится через брюшную стенку под местным обезболиванием в полость амниона на 18-22 неделе беременности, можно диагностировать пороки развития черепа и ствола головного мозга.
3. Лабораторные методы исследования. А) Рентгенография черепа – определяется размер черепа, конфигурация дуг свода, форма и толщина костей, состояние швов родничков. Б) Компьютерная томография – круговое просвечивание объекта рентгеновскими лучами с последующим выведением изображением на монитор. В) Электроэнцефалография – запись биоэлектрической активности мозга. Г) Эхоэнцефалография – ультразвук проникает через ткани черепа и мозга, отражаются от границ сред, которые обладают разными акустическими свойствами, отраженные волны улавливаются и регистрируются. Д) Трансиллюминация – применяется для диагностики внутричерепных заболеваний у новорожденных и грудных детей, лучи света большой интенсивности распространяются в заполненном жидкости пространстве. Е) Исследование спинномозговой жидкости – делают поясничный прокол между 2 и 3 позвонком, извлекается от 2 до 5 мл жидкости для исследования. Ж) Дерматоглифика – исследование кожных покровов (на ладонях, подошвах, на сгибах поверхности пальцев). З) Нейроофтальмологические методы – исследование глазного дна. И) Биохимические методы – исследование крови и мочи.
4. Медико-генетическое консультирование.
2 вариант.
Наблюдение —наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает житейским и научным, включенным и невключенным.Житейскоенаблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер.Научное —является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике.Включенное —предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает; вневключенномэтого не требуется.Эксперимент —метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений, выявления причинно-следственных отношений между ними. Эксперимент может бытьлабораторным,когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкцией;естественным,когда изучение осуществляется в естественных условиях;констатирующим,когда изучаются лишь необходимые психологические явления;формирующим,в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых.Метод обобщения независимых характеристикпредполагает изучение личности в различных видах ее деятельности.Анализ результатов деятельности —метод опосредованного изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей.Опрос —метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Он бываетписьменным {анкетирование},когда вопросы задаются на бумаге;устным,когда вопросы ставятся устно; и в формеинтервью,во время которого устанавливается личный контакт с испытуемым.Тестирование —метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя.
Общенаучные методы:
Наблюдение —наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает:Житейскоенаблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер.Научное —является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике.Включенное —предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает; вневключенномэтого не требуется.
Беседа– получение информации об особенностях развития ребенка в результате обсуждения их с родителями (педагогами). Вопросы в беседе должны иметь косвенный или наводящий характер.Метод анализа документов процесс осмысления информации из разнообразных источников (научных исследований, архивных материалов, документах).
Анализ результатов деятельности —метод опосредованного изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей.
Опрос —метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Он бываетписьменным {анкетирование},когда вопросы задаются на бумаге;устным,когда вопросы ставятся устно; и в формеинтервью,во время которого устанавливается личный контакт с испытуемым.
Экспериментальные методы:Эксперимент —метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений, выявления причинно-следственных отношений между ними. Эксперимент может бытьлабораторным,когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкцией;естественным,когда изучение осуществляется в естественных условиях;констатирующим,когда изучаются лишь необходимые психологические явления;формирующим,в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых.
Медицинские методы:Пренатальная диагностика. Оптимальные сроки проведения 6-8 недель. Показатели для проведения: наличие заболеваний, которые наследуются сцеплено с полом; наличие наследственных заболеваний; хромосомные патологии у старших детей в семье; пороки развития старших детей; критический возраст родителей. Лабораторные методы исследования. Рентгенография черепа – определяется размер черепа, конфигурация дуг свода, форма и толщина костей, состояние швов родничков. Компьютерная томография – круговое просвечивание объекта рентгеновскими лучами с последующим выведением изображением на монитор. Электроэнцефалография – запись биоэлектрической активности мозга.
Эхоэнцефалография – ультразвук проникает через ткани черепа и мозга, отражаются от границ сред, которые обладают разными акустическими свойствами, отраженные волны улавливаются и регистрируются.
Трансиллюминация – применяется для диагностики внутричерепных заболеваний у новорожденных и грудных детей, лучи света большой интенсивности распространяются в заполненном жидкости пространстве. Исследование спинномозговой жидкости – делают поясничный прокол между 2 и 3 позвонком, извлекается от 2 до 5 мл жидкости для исследования.
Дерматоглифика – исследование кожных покровов (на ладонях, подошвах, на сгибах поверхности пальцев. Нейроофтальмологические методы – исследование глазного дна. Биохимические методы – исследование крови и мочи.
- Дисциплина «Специальная психология» (вопросы гаи)
- Вопрос 1. Объект, предмет, задачи специальной психологии. Связь с другими науками
- Принципы
- Связь с другими науками
- Вопрос 2. История становления специальной психологии как самостоятельной науки
- 1. Древний мир
- 2. Античный этап
- 3. Средневековый этап
- 4. Переходный этап (Возрождения, Просвещения)
- 5.Начальный этап научного развития специальной психологии и педагогики в России
- Этапы современного развития
- 1. Краткая характеристика этапов
- 2. Лечебная педагогика
- 3. Педология
- 4. Дефектология
- 5. Коррекционная педагогика
- 6. Специальная педагогика
- Вопрос 3. Актуальные проблемы и тенденции развития специальной психологии. Проблемы развития специальной психологии.
- Вопрос 4. Психологические параметры дизонтогенеза. Характеристика основных видов дизонтогенеза
- Характеристика основных видов дизонтогенеза
- Вопрос 5. Научное наследие л.С.Выготского в разработке основных положений специальной психологии
- Вопрос 6. Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка. Биологические причины врожденных аномалий.
- Биологические причины приобретенных аномалий
- Социальные причины и факторы аномального развития
- Вопрос 7. Проявление общих закономерностей психического развития при психических, сенсорных, интеллектуалЬнЫх и физических нарушениях
- Вопрос 8. Диагностика и ранняя психологическая помощь детям с умственной отсталостью
- Вопрос 9. Методы диагностики отклоняющегося развития
- Вопрос 10. Психологические проблемы семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии
- Психологический уровень
- Вопрос 11. Общая психолгическя характеристика умственной отсталости и ее форм. Степени психического недоразвития
- Педагогическая классификация м.С. Певзнер.
- В.В. Ковалев 1995г.:
- Степени умственного отсталости.
- Вопрос 12. Психологические особенности готовности детей с умствнной отсталостью к обучению в школе
- Вопрос 13. Психологические особенности личности и межличностных отношений у умственно отсталых детей и подростков
- Вопрос 14. Своеобразие речемыслительных процессов при умственной отсталости
- Развитие речи
- Мышление
- Вопрос 15. Психологическая характеристика эмоционально-волевой сферы и поведения умственно отсталых детей. Специфические особенности нарушений поведения
- Вопрос 16. Психологическая характеристика мнемической деятельнсти умственно отсталых детей
- Вопрос 17. Психологические особенности ощущений и восприятия умственно отсталых детей
- Вопрос 18. Психологическая характеристика основных свойств внимания умственно отсталых детей
- Вопрос 19. Научные подходы к трактовке понятия «задержка психического развития». Систематика зпр
- Вопрос 20. Клинико-психологическая характеристика детей с зпр
- Вопрос 21. Психологический анализ структуры дефекта при зпр. Обраимость дефекта
- Вопрос 22. Современные нправления психологической помощи лицам с нарушениями зрения
- Вопрос 23. Психологическая готовность детей с сенсорными нарушениями к обучению в школе
- Вопрос 24. Мыслительные процессы и их своеобразие при дефектах зрения
- Вопрос 25. Психологическое своеобразие межличностных отношений детей в условиях зрительной недостаточности
- Вопрос 26. Психологическая характеристика представлений у детй с недостатками зрения
- Вопрос 27. Психологическая характеристика ребенка при слепоте, остаточном зрениии слабовидении
- Вопрос 28. Психологические особенности мнестической деятельности и ее развитие при нарушениях зрения
- Вопрос 29. Психологические особенности личностного и социального развития незрячих и слабовидящих
- Вопрос 30. Общая характеристика сенсорной организации личности в условиях слепоты и слабовидения
- Вопрос 31. Психологические особенности эмоционально-волевой сферы детей и подростков с нарушениями зрения
- Вопрос 32. Психологические особенности детей с системными и локальными нарушениями речи
- Вопрос 33. Психологические особенности заикающихся
- Вопрос 34. Социально-психологические проблемы лиц с нарушениями речи
- Вопрос 35. Классификация речевых нарушений
- 1. Нарушения средств общения
- 2. Нарушения применимых средств общения
- 1. Нарушения устной речи.
- Вопрос 36. Психофизиологическая оргнизация речевой функциональной системы
- Мозговые центры речи
- Речь и межполушарная асимметрия
- Вопрос 37. Основные этапы и условия развития речи как психической функции Подготовительный этап (довербальное общение)
- Ситуативно-личностное общение
- Ситуативно-деловое общение
- Овладение вокализацией
- Этап возникновения речи
- Этап развития речевого общения
- Вопрос 38. Зрительные, слуховые и тактильные агнозии. Апраксии. Афазии
- Вопрос 39. Психологические аспекты диагностики речевого развития детей дошкльного возраста в условиях дизонтогенеза
- Вопрос 40. Психологические особенности развития мышления у детей с нарушениями слуха
- Вопрос 41. Психологические особенности формирования речи у детей, имеющих нарушения слуха
- Вопрос 42. Психолого-педагогические классификации лиц с нарушениями слуха
- Вопрос 43. Психологические особенности развития внимания у лиц с ограниченной слуховой функцией
- Вопрос 44. Психологические особенности развития ощущения и восприятия у детей с нарушениями слуха
- Вопрос 45. Своеобразие мнемической деятельности у детей с нарушениями слуха
- Вопрос 46. Психологические особенности развития воображения у детей с недоразвитием слуха
- Вопрос 47. Психологические особенности личности и эмоционально-волевой сферы у лиц с нарушениями слуха
- Вопрос 48. Интеллектуальные, сенсорные и речевые нарушения в структуре двигательного дефекта
- Вопрос 49. Проблемы психологического изучения и дифференциальной диагностики детей со сложными недостатками развития
- Вопрос 50. Психологическая характеристика детей с аутизмом. Особенности психического и социального развития при расстройствах эмоционально-волевой сферы и поведения
- Вопрос 51. Предложите и обоснуйте выбор диагностического инструментария для детей раннего возраста с интеллектуальной недостаточностью
- Вопрос 52. Предложите родителям рекомендации по подготовке ребенка с нарушениями зреня к школьному обучению
- Вопрос 53. Смоделируйте модель беседы психолога с неслышащим ребенком по вопросам профориентации
- Вопрос 54. Приведите пример клинической беседы с родителями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии, по сбору анамнестических данных
- Вопрос 55. На основе психологической характеристики ребенка с отклонениями в развитии составьте профиль индивидуального психологического сопровождения
- Вопрос 56. Сопоставьте содержание протоклов индивидуального психологического сопровождения и данных психологической характеристики
- Вопрос 57. Разработайте практические рекомендации для сотудников дошкольного учреждения по разрешению конфликтных ситуаций в детском коллективе
- Вопрос 58. Составьте перечень психодиагностическихметодик, направленных на изучение мыслительной деятельности (для любой категории детей с овз)
- 1. Мышление
- 1. По генезису развития:
- 2. По характеру решаемых задач:
- Методика «Раздели на группы»
- Методика «Кому чего недостает?»
- 3. Диагностика мышления у детей старшего дошкольного возраста. «Лабиринт»
- Вопрос 60. Разработайте практические рекомендациипо профилактике нарушений поведения у подростков с отклонениям в развитии (на примере любой категории детей с отклонениями в развитии)
- Вопрос 61. Составьте рекомендации педагога-психолога для учителей начальных классов по развттию процессов мнемической деятельности на уроке (самостоятельный выбор урока).
- 63 Вопрос. Разработайте тезисы психологической характеристики устной речи детей с отклонением в развитии (на примере любой категории детей с отклонениями в развитии)
- 64 Вопрос. Разработайте маршрут для индивидуального психолгического сопровождения инвалидов по зрению в постшкольный период
- 66 Вопрос. Предложите вариант арттерапевтического воздействия (вариант группового или индивидуального занятия на примере работы с одной из категорий детей с отклонениями в развитии)
- 67 Вопрос. Покажитепрактическое применение деонтологических принципов в процессе психологического консультирования
- 68 Вопрос. Составьте комплекс психогимнастики для детей с овз
- IV фаза. Психомышечная тренировка.
- 69 Вопрос. Разработайте программу наблюдения за динамикой работоспособности на учебных занятиях (на примере конкретных учебных занятий)
- 70. Смоделируйте тематическую консультацию для родителей по созданию коррекционно-развивающей среды в домашних условиях.
- 71 Вопрос. Предложите диагностические показатели оценки готовности детей с отклонениями в развитии к школьному обучению
- 72 Вопрос. Составьте маршрут коррекционно-развивающей работы для детей с отклонениями в развитии, не прошедших школьную подготовку
- 73 Вопрос. Предложите задания для развития сенсомоторных навыков у детей с отклонениями в развитии
- 74 Вопрос. Предложите практические рекомендации по интегрированному психологическому сопровождению детей в условиях обучения
- 75 Вопрос. Разработайте практические рекомендации по предупреждению профессионального выгорания раотников специальных (коррекционных) образовательных учреждений