logo
Otvety_spetsialnaya_psikhologia

Вопрос 13. Психологические особенности личности и межличностных отношений у умственно отсталых детей и подростков

Личность характеризуется как сложное функционально-динамическое единство внутренних особенностей человека.

Развитая личность – это та личность, которая обладает определенным мировоззрением, определенным уровнем самостоятельности и осознает свое место в обществе. Личность умственно отсталого ребенка развивается по тем же законам, что и личность нормального, т.е. под влиянием общества, среды, воспитания. У каждого человека развиваются социальные мотивы, потребности, отношения.

В процессе развития у умственно отсталого ребенка обнаруживаются специфические особенности. Они определяются нарушением высшей нервной деятельности, недоразвитием мышления, незрелостью эмоциональной сферы и волевых процессов. У детей нарушена деятельность, работоспособность, расстраивается поведение. У умственно отсталых бедные личностные потребности, они слабо регулируются сознанием. Потребности у любого человека зависят от мотивов деятельности. У умственно отсталых детей отмечается низкий уровень осознанности мотивов, их быстрая смена, неустойчивость ведущего мотива. Обнаруживается нарушение смыслообразующих мотивов, т.е. мотивы остаются на уровне знаний, а не действий. Затруднено формирование моральных мотивов. У умственно отсталых наблюдается низкий показатель сформированности познавательных потребностей или познавательного интереса. У таких детей низкий уровень любознательности, нет потребности в приобретении знаний. Низкий уровень побуждения к деятельности. На первый план выступают органические потребности. Мировоззрение умственно отсталых детей формируется на научной основе. В процессе обучения им прививается правильная оценка природы и общества, мировоззрение таких детей недостаточно осознанно из-за сложности обобщения конкретных фактов. Оно формируется позднее, чем в норме.

У умственно отсталых детей отмечается снижение уровня самосознания, некритичность в оценивании собственных действий и поступков. Не сформирована самооценка. В старшем школьном возрасте завышенная самооценка связана с компенсацией дефекта, с неумением оценить свои возможности. Уровень притязаний находится в прямой зависимости от уровня самооценки.

Важнейшим компонентом личности является характер, он отражает форму духовной жизни человека, отношения между людьми, стиль поведения. На формирование характера у умственно отсталых детей оказывают влияние текущие заболевания нервной и эндокринной системы. В итоге у детей обнаруживается целый комплекс патохарактерологических особенностей личности. У умственно отсталых детей низкий уровень убеждений, они не умеют их отстаивать, возможны двойственные поступки. Такие дети беспринципны. Склонны к импульсивным поступкам, не умеют преодолевать трудности, легко внушаемы, нерешительны, раздражительны, несдержанны, эгоистичны, упрямы, проявляют негативизм.

Межличностные отношения.

Социальная сущность личности реализуется через общение с другими людьми. Школьный коллектив рассматривается как формальный коллектив для развития межличностных отношений. Многие умственно отсталые дети не вступают в контакт. Практически у всех – низкая потребность в общении, малая инициатива. Лидеры в коллективах обнаруживаются по случайному признаку (часто они – носители отрицательных качеств), неофициальных лидеров выделить сложно. В коллективах большое количество микрогрупп, большое количество изолированных школьников. Девочки тяготеют к общению с девочками, мальчики – с мальчиками. Дети выбирают партнеров для общения аморфно и ситуативно.