logo
Otvety_spetsialnaya_psikhologia

64 Вопрос. Разработайте маршрут для индивидуального психолгического сопровождения инвалидов по зрению в постшкольный период

Социально-бытовая адаптация инвалидов по зрению

(5 ступеней)  

Многолетняя практика трудоустройства инвалидов по зрению на предприятиях Всероссийского общества слепых свидетельствует о том, что участие их в трудовой деятельности имеет большое значение не только с социально-психологической, но и с экономической точки зрения.

Несмотря на мнение многих работодателей о том, что труд инвалидов малоэффективен, в определенной степени непродуктивен, не соответствует тем расходам, которые необходимы для организации рабочих мест, профессиональная реабилитация инвалидов по зрению с их последующим трудоустройством экономически выгодна государству.

Это подтверждается и социальной политикой, проводимой в настоящее время Правительством РФ, в которой пристальное внимание уделяется вопросам совершенствования организации специальных рабочих мест для инвалидов, а также требованиям, предъявляемым к ним.

Проблема занятости инвалидов по зрению в новых экономических условиях является определяющей в общей системе интеграции инвалидов в общество. Инвалид может иметь равные возможности на рынке труда наряду с другими членами общества только при условии его конкурентоспособности, наличия профессиональных знаний и навыков, в том числе после переподготовки по востребованным специальностям.

Институт «Реакомп», имеющий многолетний опыт в области проведения комплексной реабилитации инвалидов и создания компьютерных специальных рабочих мест, в 2004 году по заказу Департамента социальной защиты населения города Москвы разработал инновационную пятиступенчатую модель «Социально-бытовая адаптация инвалидов по зрению».

Недостаточная готовность инвалидов по зрению к трудоустройству на открытом рынке труда является основной проблемой, на решение которой нацелена данная модель, включающая в себя следующие ступени:

       1 ступень - Базовая элементарная реабилитация

На данном этапе внимание фокусируется на тех навыках элементарной реабилитации, которые связаны с социали­зацией незрячего, как то: умение следить за своим внешним видом, умение принимать пищу согласно правилам этикета, умение контролировать свою мимику и свои жесты, навыки, связанные с независимым проживанием (умение поднять упавшую вещь, воспользоваться сантехникой, приготовить бутерброды и т.д.), а также умение ориентироваться в пре­делах помещения.

        2 ступень - Безопасное использование бытовых приборов

Более детальная, чем в стандартных про­граммах, проработка аспектов, связанных с техникой безо­пасности при использовании современных бытовых прибо­ров, например: газовая и электрическая плиты, электрочай­ник, фен, кофемолка и кофеварка, миксер, блендер, микро­волновая печь, стиральная машина, пылесос, кондиционер и пр. Выдаваемый после сдачи зачета сертификат послужит подтверждением социальной компетентности незрячего при трудоустройстве и при найме им жилья для независимо­го проживания.

        3 ступень - Ориентировка в открытом пространстве

На этом этапе обучение посвящается выработке прак­тических навыков безопасного перемещения инвалида по зрению от места его проживания до места работы, а также выработке и совершенствованию навыков пользования объектами соцкультбыта. Новизна метода заключается не только в строго индивидуальном подходе к каждому реабилитанту с учетом его места жительства (улицы, микрорайона, города), наличия и форм остаточного зрения, его личных проблем, связанных с самостоятельным передвижением в пространстве, но и в сочетании традиционных методик обучения ориентировке в пространстве с помощью трости с методиками восточных оздоровительных систем. Такая ме­тодика обучения пространственной ориентировке была ап­робирована впервые. Она дала весьма положительные ре­зультаты, что позволяет говорить о ее эффективности и целесообразности внедрения в практику реабилитации инва­лидов по зрению. Большое внимание уделено методикам проработки нового маршрута с использованием приемов проведения первичного обследования окружающей среды на предмет ее доступности инвалиду по зрению, а также использования информационных (справочная по телефону, уточнение маршрута у зрячих и др.) и социальных (сопровож­дающий инвалида, социальное такси) ресурсов. Специаль­ное внимание уделяется самостоятельному посещению ин­валидом по зрению магазинов, банков, почтовых отделений, медицинских учреждений, школ и детских садов, вокзалов и аэропортов, государственных учреждений. Выдаваемый по­сле сдачи зачета сертификат послужит при трудоустройстве подтверждением социально-бытовой компетентности нез­рячего в вопросах ориентировки в пространстве.

        4 ступень - Совершенствование профессиональных навыков

Данная ступень посвящена обучению незрячих навыкам пользования компьютером и современной оргтехникой. На этой ступени возможна целевая переподготовка инвалидов по зре­нию по востребованным на рынке труда специальностям – по запросу самих учащихся с посещением общедоступных кур­сов профессионального обучения и переподготовки в г. Москве, а также проработка алгоритма взаимодействия с центрами занятости и бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ). Кроме того, данный этап обучения дает реабилитантам возможность ознакомиться с технологией работы на те­лефоне с использованием технических средств (компьютер, диктофон) как в условиях офиса, так и на дому.

       5 ступень - Самопрезентация и технология успешного тру­доустройства.

Завершающий этап предполагает обучение навыкам написания резюме, успешного прохождения собеседовании при приеме на работу, успешного прохождения испытатель­ного срока на рабочем месте. Программа предлагает психо­логическое сопровождение кандидата на этапе поиска ва­кансии (обучение технологии сбора информации о вакан­сиях с использованием открытых печатных и интернет — ис­точников) и на этапе первого месяца трудоустройства (кон­такт с работодателем, обследование доступности среды, рекомендации в области выработки позитивного имиджа и стратегии общения с коллегами).

Психологи­ческое сопровождение подразумевало и решение ряда реабилитационных задач: создать в человеке нечто новое, дать новые знания, умения, отношение к жизни, убрать то, что человеку мешает — неправильные оценки себя, своих возможностей, окружа­ющего мира, включая других людей, неэффективные, а то и просто вредные стереотипы поведения.

Одним из основных препятствий интеграционного про­цесса является устойчиво сформированное в обществе представление о том, что инвалиды по зрению — неполно­ценные, «беспомощные» люди, нуждающиеся в постоянной помощи со стороны зрячих. Эту смысловую нагрузку несет само слово «инвалид», и косвенно поддерживает психологи­ческая наука, признающая, что от 70 до 95 процентов ин­формации человек получает через зрение. «Скрытая выгода» установки на собственную беспо­мощность позволяет инвалиду по зрению не принимать на себя ответственность, отрицать необходимость меняться самому, требовать и по­лучать сочувствие и помощь окружающих и другое.

В про­цессе реабилитации, на тренингах и групповых занятиях вы­рабатывается установка на собственные возможности — од­на из основных, составляющих оценки человеком самого се­бя.

Происходит освоение необходимых навыков делового общения, умения работать в команде, брать ответствен­ность за результаты своего обучения и трудоустройства, принятие им философии независимой жизни инвалида, ра­звитие предприимчивости и инициативности.

Были разработаны критерии, на основании которых проводилась оценка умений и навыков, полученных инвалидами по зрению при прохождении обучения на каждой ступени пятиступенчатой модели социально-бытовой адаптации.

Выделение критериев оценки освоения ступеней модели социально-бытовой адаптации в отдельное пособие, по мнению авторов, предоставит специалистам, занимающимся реабилитацией инвалидов больше удобств в их практической деятельности.

Данные пособия адресованы специалистам служб социальной защиты и занятости, социальным работникам, руководителям и активным членам местных и региональных организаций Всероссийского общества слепых (ВОС), реабилитологам и работникам других общественных организаций инвалидов, а также широкому кругу читателей, интересующихся проблемами социальной защиты населения. 

Апробация инновационной пятиступенчатой модель «Социально-бытовая адаптация инвалидов по зрению проводилось на базе Института «Реакомп». В реабилитационной программе приняли участие 20 инвалидов по зрению 1 и 2 группы трудоспособного возраста города Москвы. Работа проводилась в форме лекций, семинаров, тренингов, индивидуальных занятий и консультаций.

65 Вопрос. РАЗРАБОТАЙТЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПОСПЛОЧЕНИЮ КОЛЛЕКТИВА ШКОЛЬНИКОВ В СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИННЫХ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (на примере любой категории детей с отклонениями в развитии)

Дети с интеллектуальным недоразвитием СКШ VIII вида: 

1. Создать в классе единую систему традиций и ценностей. Для этого можно предложить детям ответить на вопросы анкеты: Каким, по твоему мнению должен быть дружный класс? Какие традиции есть в нашем классе? Назови твои "можно" и "нельзя" в классе. Какие мероприятия в классе, тебе больше всего нравятся? Ввести традицию обратной связи. В конце каждой четверти и в конце года дети пишут записки, где могут задать вопрос, написать что-то наболевшее, о чем не могут сказать вслух. На основе этого специалист планирует воспитательную работу. Создать "ящик пожеланий". Проводить как можно больше традиционных внеклассных мероприятий. Традиция походов и экскурсий на природу, по памятным местам своего отечества, своей страны.

2. Особую работу следует вести с "отвергнутыми" детьми. Попытаться привлечь их к совместной деятельности класса. Найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности. Чаще хвалить и поощрять их в присутствии класса, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.

3. Работа в группах. На уроках можно организовать работу по подгруппам, причем в каждой должны быть как "сильные", так и "слабые" ученики. Группа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивация на достижение, а между группами необходим момент соперничества.

4. Распределение между учащимися поручений. дежурные по классу, по школе; медицинская служба класса - фиксируют пропуски занятий, сдают медицинские справки в мед кабинет, организуют посещение больных ребят; служба озеленения; сценарная группа и т.д. Самое главное - педагог должен видеть маленький и большой успех каждого ученика в порученном ему деле и умело поощрять его.