75 Вопрос. Разработайте практические рекомендации по предупреждению профессионального выгорания раотников специальных (коррекционных) образовательных учреждений
СИНДРОМОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
1. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
2. Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться.
3. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
4. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
5. Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.
6. Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.
7. Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
8. Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РАБОТЕ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ
1. Забота о себе и снижение уровня стресса:
— стремление к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни, удовлетворение потребности в общении;
— удовольствие (релаксация, игра);
— умение отвлекаться от переживаний, связанных с работой.
2. Трансформация негативных убеждений, чувства отчаяния, утраты смысла и безнадежности:
— стремление находить смысл во всем — как в значительных событиях жизни, так и в привычных, повседневных заботах;
— стремление бороться со своими негативными.
ОСВАИВАЕМ САМОРЕГУЛЯЦИЮ
Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
Эффекты саморегуляции:
— эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности),
— эффект восстановления (ослабление проявлений утомления),
— эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).
Способы саморегуляции:
— смех, улыбка, юмор;
— размышления о хорошем, приятном;
— различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
— рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или
дорогих вещей;
— мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
— «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
— вдыхание свежего воздуха;
— чтение стихов;
— высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Самоприказы
Самоприказ — это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с выполнением. «Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!» «Не поддаваться на провокацию!» — это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики. Сформулируйте самоприказ. Мысленно повторите его несколько раз. Если это возможно повторите его вслух.
Самопрограммирование
Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичных обстоятельствах. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах.
— Вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями.
— Сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «именно
сегодня»:
«Именно сегодня у меня все получится»;
«Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»;
«Именно сегодня я буду находчивой и уверенной»;
«Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания».
Мысленно повторите его несколько раз.
Самоодобрение (самопоощрение)
Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок — это одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самому.
— В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец! Умница! «Здорово получилось!»
— Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3-5 раз.
Техника 1. «Отрезать, отбросить»
Она пригодна для работы с любыми негативными мыслями («у меня опять ничего не выйдет...», «все это без толку» и пр.). Как только почувствуете, что в душу закралась подобная мысль, — -емедленно «отрежьте ее и отбросьте», сделав для этого резкий, «отрезающий» жест левой рукой и зрительно представив, как вы отрезаете и отбрасываете эту мысль.
Техника 2. «Признание своих достоинств»
Помогает при излишней самокритичности. Одно из противоядий — осознать, что вы, так же как и друие люди, не можете и не должны быть совершенством. Но вы достаточно хороши для того, чтобы жить, радоваться и, конечно, быть успешным.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ ЗАМЕТИЛИ ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ВЫГОРАНИЯ?
Прежде всего, признать, что они есть.
Те, кто помогает другим людям, как правило, стремятся отрицать собственные психологические затруднения. Трудно признаться самому себе: «я страдаю профессиональным выгоранием». Тем более что в трудных жизненных ситуациях включаются внутренние неосознаваемые механизмы защиты. Среди них — рационализация, вытеснение травматических событий, «окаменение» чувств и тела.
Люди часто оценивают эти проявления неверно — как признак собственной «силы». Некоторые защищаются от своих собственных трудных состояний и проблем при помощи ухода в активность, они стараются не думать о них (помните Скарлетт с ее «Я подумаю об этом завтра»?) и полностью отдают себя работе, помощи другим людям. Помощь другим действительно на некоторое время может принести облегчение. Однако только на некоторое время. Ведь сверхактивность вредна, если она отвлекает внимание от помощи, в которой нуждаетесь вы сами.
Помните: блокирование своих чувств и активность, выраженная сверх меры, могут замедлить процесс вашего восстановления
Во-первых, ваше состояние может облегчить физическая и эмоциональная поддержка от других людей. Не отказывайтесь от нее. Обсудите свою ситуацию с теми, кто, имея подобный опыт, чувствует себя хорошо.
Во-вторых, в нерабочее время вам нужно уединение. Для того чтобы справиться со своими чувствами, вам необходимо найти возможность побыть одному, без семьи и близких друзей.
ЧТО НУЖНО И ЧЕГО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ ПРИ ВЫГОРАНИИ
• НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
• НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
• НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
• НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по
себе.
Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.
• Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
• Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на
работе.
• Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.
- Дисциплина «Специальная психология» (вопросы гаи)
- Вопрос 1. Объект, предмет, задачи специальной психологии. Связь с другими науками
- Принципы
- Связь с другими науками
- Вопрос 2. История становления специальной психологии как самостоятельной науки
- 1. Древний мир
- 2. Античный этап
- 3. Средневековый этап
- 4. Переходный этап (Возрождения, Просвещения)
- 5.Начальный этап научного развития специальной психологии и педагогики в России
- Этапы современного развития
- 1. Краткая характеристика этапов
- 2. Лечебная педагогика
- 3. Педология
- 4. Дефектология
- 5. Коррекционная педагогика
- 6. Специальная педагогика
- Вопрос 3. Актуальные проблемы и тенденции развития специальной психологии. Проблемы развития специальной психологии.
- Вопрос 4. Психологические параметры дизонтогенеза. Характеристика основных видов дизонтогенеза
- Характеристика основных видов дизонтогенеза
- Вопрос 5. Научное наследие л.С.Выготского в разработке основных положений специальной психологии
- Вопрос 6. Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка. Биологические причины врожденных аномалий.
- Биологические причины приобретенных аномалий
- Социальные причины и факторы аномального развития
- Вопрос 7. Проявление общих закономерностей психического развития при психических, сенсорных, интеллектуалЬнЫх и физических нарушениях
- Вопрос 8. Диагностика и ранняя психологическая помощь детям с умственной отсталостью
- Вопрос 9. Методы диагностики отклоняющегося развития
- Вопрос 10. Психологические проблемы семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии
- Психологический уровень
- Вопрос 11. Общая психолгическя характеристика умственной отсталости и ее форм. Степени психического недоразвития
- Педагогическая классификация м.С. Певзнер.
- В.В. Ковалев 1995г.:
- Степени умственного отсталости.
- Вопрос 12. Психологические особенности готовности детей с умствнной отсталостью к обучению в школе
- Вопрос 13. Психологические особенности личности и межличностных отношений у умственно отсталых детей и подростков
- Вопрос 14. Своеобразие речемыслительных процессов при умственной отсталости
- Развитие речи
- Мышление
- Вопрос 15. Психологическая характеристика эмоционально-волевой сферы и поведения умственно отсталых детей. Специфические особенности нарушений поведения
- Вопрос 16. Психологическая характеристика мнемической деятельнсти умственно отсталых детей
- Вопрос 17. Психологические особенности ощущений и восприятия умственно отсталых детей
- Вопрос 18. Психологическая характеристика основных свойств внимания умственно отсталых детей
- Вопрос 19. Научные подходы к трактовке понятия «задержка психического развития». Систематика зпр
- Вопрос 20. Клинико-психологическая характеристика детей с зпр
- Вопрос 21. Психологический анализ структуры дефекта при зпр. Обраимость дефекта
- Вопрос 22. Современные нправления психологической помощи лицам с нарушениями зрения
- Вопрос 23. Психологическая готовность детей с сенсорными нарушениями к обучению в школе
- Вопрос 24. Мыслительные процессы и их своеобразие при дефектах зрения
- Вопрос 25. Психологическое своеобразие межличностных отношений детей в условиях зрительной недостаточности
- Вопрос 26. Психологическая характеристика представлений у детй с недостатками зрения
- Вопрос 27. Психологическая характеристика ребенка при слепоте, остаточном зрениии слабовидении
- Вопрос 28. Психологические особенности мнестической деятельности и ее развитие при нарушениях зрения
- Вопрос 29. Психологические особенности личностного и социального развития незрячих и слабовидящих
- Вопрос 30. Общая характеристика сенсорной организации личности в условиях слепоты и слабовидения
- Вопрос 31. Психологические особенности эмоционально-волевой сферы детей и подростков с нарушениями зрения
- Вопрос 32. Психологические особенности детей с системными и локальными нарушениями речи
- Вопрос 33. Психологические особенности заикающихся
- Вопрос 34. Социально-психологические проблемы лиц с нарушениями речи
- Вопрос 35. Классификация речевых нарушений
- 1. Нарушения средств общения
- 2. Нарушения применимых средств общения
- 1. Нарушения устной речи.
- Вопрос 36. Психофизиологическая оргнизация речевой функциональной системы
- Мозговые центры речи
- Речь и межполушарная асимметрия
- Вопрос 37. Основные этапы и условия развития речи как психической функции Подготовительный этап (довербальное общение)
- Ситуативно-личностное общение
- Ситуативно-деловое общение
- Овладение вокализацией
- Этап возникновения речи
- Этап развития речевого общения
- Вопрос 38. Зрительные, слуховые и тактильные агнозии. Апраксии. Афазии
- Вопрос 39. Психологические аспекты диагностики речевого развития детей дошкльного возраста в условиях дизонтогенеза
- Вопрос 40. Психологические особенности развития мышления у детей с нарушениями слуха
- Вопрос 41. Психологические особенности формирования речи у детей, имеющих нарушения слуха
- Вопрос 42. Психолого-педагогические классификации лиц с нарушениями слуха
- Вопрос 43. Психологические особенности развития внимания у лиц с ограниченной слуховой функцией
- Вопрос 44. Психологические особенности развития ощущения и восприятия у детей с нарушениями слуха
- Вопрос 45. Своеобразие мнемической деятельности у детей с нарушениями слуха
- Вопрос 46. Психологические особенности развития воображения у детей с недоразвитием слуха
- Вопрос 47. Психологические особенности личности и эмоционально-волевой сферы у лиц с нарушениями слуха
- Вопрос 48. Интеллектуальные, сенсорные и речевые нарушения в структуре двигательного дефекта
- Вопрос 49. Проблемы психологического изучения и дифференциальной диагностики детей со сложными недостатками развития
- Вопрос 50. Психологическая характеристика детей с аутизмом. Особенности психического и социального развития при расстройствах эмоционально-волевой сферы и поведения
- Вопрос 51. Предложите и обоснуйте выбор диагностического инструментария для детей раннего возраста с интеллектуальной недостаточностью
- Вопрос 52. Предложите родителям рекомендации по подготовке ребенка с нарушениями зреня к школьному обучению
- Вопрос 53. Смоделируйте модель беседы психолога с неслышащим ребенком по вопросам профориентации
- Вопрос 54. Приведите пример клинической беседы с родителями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии, по сбору анамнестических данных
- Вопрос 55. На основе психологической характеристики ребенка с отклонениями в развитии составьте профиль индивидуального психологического сопровождения
- Вопрос 56. Сопоставьте содержание протоклов индивидуального психологического сопровождения и данных психологической характеристики
- Вопрос 57. Разработайте практические рекомендации для сотудников дошкольного учреждения по разрешению конфликтных ситуаций в детском коллективе
- Вопрос 58. Составьте перечень психодиагностическихметодик, направленных на изучение мыслительной деятельности (для любой категории детей с овз)
- 1. Мышление
- 1. По генезису развития:
- 2. По характеру решаемых задач:
- Методика «Раздели на группы»
- Методика «Кому чего недостает?»
- 3. Диагностика мышления у детей старшего дошкольного возраста. «Лабиринт»
- Вопрос 60. Разработайте практические рекомендациипо профилактике нарушений поведения у подростков с отклонениям в развитии (на примере любой категории детей с отклонениями в развитии)
- Вопрос 61. Составьте рекомендации педагога-психолога для учителей начальных классов по развттию процессов мнемической деятельности на уроке (самостоятельный выбор урока).
- 63 Вопрос. Разработайте тезисы психологической характеристики устной речи детей с отклонением в развитии (на примере любой категории детей с отклонениями в развитии)
- 64 Вопрос. Разработайте маршрут для индивидуального психолгического сопровождения инвалидов по зрению в постшкольный период
- 66 Вопрос. Предложите вариант арттерапевтического воздействия (вариант группового или индивидуального занятия на примере работы с одной из категорий детей с отклонениями в развитии)
- 67 Вопрос. Покажитепрактическое применение деонтологических принципов в процессе психологического консультирования
- 68 Вопрос. Составьте комплекс психогимнастики для детей с овз
- IV фаза. Психомышечная тренировка.
- 69 Вопрос. Разработайте программу наблюдения за динамикой работоспособности на учебных занятиях (на примере конкретных учебных занятий)
- 70. Смоделируйте тематическую консультацию для родителей по созданию коррекционно-развивающей среды в домашних условиях.
- 71 Вопрос. Предложите диагностические показатели оценки готовности детей с отклонениями в развитии к школьному обучению
- 72 Вопрос. Составьте маршрут коррекционно-развивающей работы для детей с отклонениями в развитии, не прошедших школьную подготовку
- 73 Вопрос. Предложите задания для развития сенсомоторных навыков у детей с отклонениями в развитии
- 74 Вопрос. Предложите практические рекомендации по интегрированному психологическому сопровождению детей в условиях обучения
- 75 Вопрос. Разработайте практические рекомендации по предупреждению профессионального выгорания раотников специальных (коррекционных) образовательных учреждений