logo
Otvety_spetsialnaya_psikhologia

Вопрос 51. Предложите и обоснуйте выбор диагностического инструментария для детей раннего возраста с интеллектуальной недостаточностью

1. На восприятие.

А) Зрительное восприятие. Методика «Какого цвета?». Показывать ребенку один и тот же предмет (например, круг, мишку, цветок и т.д.), но разных цветов (для раннего возраста берется 4 основных цвета – красный, желтый, зеленый, синий) и спрашивать его: «Какой это цвет?».

Б) Слуховое восприятие. Методика «Кто как разговаривает?». Воспроизводить с помощью аудионосителей звуки, которые издают животные и спрашивать ребенка: «Кто так разговаривает?» или просить ребенку самого воспроизвести звуки животных: «Как киска разговаривает? Как корова мычит?».

В) Тактильное восприятие. Методика «Какой на ощупь?». Дать потрогать ребенку 3 колобка из разного материала (обклеенный скотчем – гладкий, из бархатной бумаги – шершавый, из ваты – мягкий или пушистый) и спросить: «Какой колобок на ощупь?».

2. На внимание.

А) Методика «Найди одинаковое». Даются нарисованные 3 фигуры (кораблики, рыбки и т.д.), 2 фигуры полностью одинаковые, а 3-я отличается какими-либо 1-2 признаками. Ребенка просят найти 2 одинаковые фигуры.

Б) Методика «Перерисуй!». Ребенку дают несложный рисунок из кругов и линий, дают карандаш и бумагу и просят перерисовать.

В) Методика «Покажи где!». Ребенку даются различные картинки со знакомыми ему предметами и просят что-либо найти на этих картинках: «Покажи мне на этой картинке киску. Есть еще здесь киски? Найди мне здесь собачку и т.д.».

3. На память.

А) Методика «Запомни картинки». Ребенку выкладывают 3 картинки, просят запомнить их, затем перемешивают и просят разложить как было по порядку.

Б) Методика «Что изменилось?». Перед ребенком выставляют 3 игрушки, просят его их запомнить, затем закрывают ребенку глаза, одну игрушку убирают или добавляют, ребенку спрашивают: «Кто к ним пришел? или Кто убежал?»

4. На мышление.

А) Доски Сегена.

Б) Методика «Разрезные картинки». Готовится набор из разрезных картинок: картинка, разрезанная на 5 частей, на 3 части и на 2 части. Предусматривается образец. Ребенку дают самый сложный вариант разрезной картинки и просят собрать, если не справляется – упрощают задание. Можно дать образец.

Речь и поведение отслеживается в процессе выполнения ребенком заданий и в процессе беседы.

Предполагаемые вопросы для беседы:

1. Как тебя зовут?

2. Сколько тебе лет?

3. Ходишь ли ты в детский сад?

4. Как зовут маму?

5. Как зовут папу?

6. Есть у тебя братья или сестры? Как их зовут?

7. Какие ты знаешь сказки?