1. Нарушения устной речи.
Нарушения фонационного (внешнего) оформления произносительной стороны речи. В зависимости от пораженного отдела речевой системы они подразделяются на
Нарушения голосообразования;
Темпо-ритмической организации высказывания;
Интонационно-мелодические;
Звукопроизносительные.
При этом рассматривается несколько форм типичных расстройств:
Дисфония (афония) – расстройство (отсутствие) голоса (фонации) из-за патологических изменений голосового аппарата, проявляющееся в виде Н силы, высоты, тембра голоса.
Нарушение темпа речи при сохранении фонетического оформления, лексической и грамматической сторон речи: брадилалия – патологически замедленный темп речи (речь вялая, заторможенная, монотонная, растянутая); тахилалия – патологически ускоренный темп речи (речь ускорена, аграмматизмы, необоснованные паузы или заминки, артикуляция смазанная).
Заикание (логоневроз) – темпо-ритмическое нарушение, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Чаще возникает в период перехода к фразовой речи и связано с резкой эмоциональной реакцией ребенка на какой-либо внешний раздражитель. Судорожные спазмы возникают в различных отделах речевого аппарата: в дыхательном, голосовом, артикуляционном. Бывает органического и функционального происхождения.
Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами РА. При этом через расщелину мягкого и твердого неба воздушная струя проходит не только через рот, но и через носовую полость. В этом случае все звуки становятся излишне носовыми (гнусавость), а речь малоразборчивой и монотонной. Это открытая форма ринолалии. Закрытая форма развивается при нарушении нормальной проходимости носовой полости при аденоидных разрастаниях, искривлениях носовой перегородки, хронических воспалительных процессах носоглотки.
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью, иннервацией РА. Наблюдается несформированность всех звеньев механизма звукопроизношения. С возникновением голосовых и артикуляционно-фонетических дефектов. В отличие от дислалии нарушается произношение как согласных, так и гласных звуков; нарушается мышечный тонус АА, гиперсаливация. Чаще наблюдается при ДЦП.
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации РА или недостатки произношения фонем (косноязычие).
Нарушения структурно-семантической стороны речи (внутреннего оформления высказывания).
Алалия – отсутствие, недоразвитие речи при органических поражениях КГМ во внутриутробный или ранний период развития ребенка. Нарушаются операции отбора и программирования на всех этапах восприятия и воспроизведения речевого высказывания. Нарушено управление движениями. Выделяют моторную и сенсорную формы.
Афазия – полная (частичная) утрата ранее сформированной речи, связанная с локальными органическими поражениями КГМ после 3 лет. Формы те же.
Нарушения письменной речи.
Дислексия – нарушение чтения, связанное с несформированностью (нарушением) ВПФ и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Дисграфия – расстройство процесса письма, проявляется в нестойкости образа букв, в искажениях звукового состава слова и структуры предложения.
- Дисциплина «Специальная психология» (вопросы гаи)
- Вопрос 1. Объект, предмет, задачи специальной психологии. Связь с другими науками
- Принципы
- Связь с другими науками
- Вопрос 2. История становления специальной психологии как самостоятельной науки
- 1. Древний мир
- 2. Античный этап
- 3. Средневековый этап
- 4. Переходный этап (Возрождения, Просвещения)
- 5.Начальный этап научного развития специальной психологии и педагогики в России
- Этапы современного развития
- 1. Краткая характеристика этапов
- 2. Лечебная педагогика
- 3. Педология
- 4. Дефектология
- 5. Коррекционная педагогика
- 6. Специальная педагогика
- Вопрос 3. Актуальные проблемы и тенденции развития специальной психологии. Проблемы развития специальной психологии.
- Вопрос 4. Психологические параметры дизонтогенеза. Характеристика основных видов дизонтогенеза
- Характеристика основных видов дизонтогенеза
- Вопрос 5. Научное наследие л.С.Выготского в разработке основных положений специальной психологии
- Вопрос 6. Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка. Биологические причины врожденных аномалий.
- Биологические причины приобретенных аномалий
- Социальные причины и факторы аномального развития
- Вопрос 7. Проявление общих закономерностей психического развития при психических, сенсорных, интеллектуалЬнЫх и физических нарушениях
- Вопрос 8. Диагностика и ранняя психологическая помощь детям с умственной отсталостью
- Вопрос 9. Методы диагностики отклоняющегося развития
- Вопрос 10. Психологические проблемы семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии
- Психологический уровень
- Вопрос 11. Общая психолгическя характеристика умственной отсталости и ее форм. Степени психического недоразвития
- Педагогическая классификация м.С. Певзнер.
- В.В. Ковалев 1995г.:
- Степени умственного отсталости.
- Вопрос 12. Психологические особенности готовности детей с умствнной отсталостью к обучению в школе
- Вопрос 13. Психологические особенности личности и межличностных отношений у умственно отсталых детей и подростков
- Вопрос 14. Своеобразие речемыслительных процессов при умственной отсталости
- Развитие речи
- Мышление
- Вопрос 15. Психологическая характеристика эмоционально-волевой сферы и поведения умственно отсталых детей. Специфические особенности нарушений поведения
- Вопрос 16. Психологическая характеристика мнемической деятельнсти умственно отсталых детей
- Вопрос 17. Психологические особенности ощущений и восприятия умственно отсталых детей
- Вопрос 18. Психологическая характеристика основных свойств внимания умственно отсталых детей
- Вопрос 19. Научные подходы к трактовке понятия «задержка психического развития». Систематика зпр
- Вопрос 20. Клинико-психологическая характеристика детей с зпр
- Вопрос 21. Психологический анализ структуры дефекта при зпр. Обраимость дефекта
- Вопрос 22. Современные нправления психологической помощи лицам с нарушениями зрения
- Вопрос 23. Психологическая готовность детей с сенсорными нарушениями к обучению в школе
- Вопрос 24. Мыслительные процессы и их своеобразие при дефектах зрения
- Вопрос 25. Психологическое своеобразие межличностных отношений детей в условиях зрительной недостаточности
- Вопрос 26. Психологическая характеристика представлений у детй с недостатками зрения
- Вопрос 27. Психологическая характеристика ребенка при слепоте, остаточном зрениии слабовидении
- Вопрос 28. Психологические особенности мнестической деятельности и ее развитие при нарушениях зрения
- Вопрос 29. Психологические особенности личностного и социального развития незрячих и слабовидящих
- Вопрос 30. Общая характеристика сенсорной организации личности в условиях слепоты и слабовидения
- Вопрос 31. Психологические особенности эмоционально-волевой сферы детей и подростков с нарушениями зрения
- Вопрос 32. Психологические особенности детей с системными и локальными нарушениями речи
- Вопрос 33. Психологические особенности заикающихся
- Вопрос 34. Социально-психологические проблемы лиц с нарушениями речи
- Вопрос 35. Классификация речевых нарушений
- 1. Нарушения средств общения
- 2. Нарушения применимых средств общения
- 1. Нарушения устной речи.
- Вопрос 36. Психофизиологическая оргнизация речевой функциональной системы
- Мозговые центры речи
- Речь и межполушарная асимметрия
- Вопрос 37. Основные этапы и условия развития речи как психической функции Подготовительный этап (довербальное общение)
- Ситуативно-личностное общение
- Ситуативно-деловое общение
- Овладение вокализацией
- Этап возникновения речи
- Этап развития речевого общения
- Вопрос 38. Зрительные, слуховые и тактильные агнозии. Апраксии. Афазии
- Вопрос 39. Психологические аспекты диагностики речевого развития детей дошкльного возраста в условиях дизонтогенеза
- Вопрос 40. Психологические особенности развития мышления у детей с нарушениями слуха
- Вопрос 41. Психологические особенности формирования речи у детей, имеющих нарушения слуха
- Вопрос 42. Психолого-педагогические классификации лиц с нарушениями слуха
- Вопрос 43. Психологические особенности развития внимания у лиц с ограниченной слуховой функцией
- Вопрос 44. Психологические особенности развития ощущения и восприятия у детей с нарушениями слуха
- Вопрос 45. Своеобразие мнемической деятельности у детей с нарушениями слуха
- Вопрос 46. Психологические особенности развития воображения у детей с недоразвитием слуха
- Вопрос 47. Психологические особенности личности и эмоционально-волевой сферы у лиц с нарушениями слуха
- Вопрос 48. Интеллектуальные, сенсорные и речевые нарушения в структуре двигательного дефекта
- Вопрос 49. Проблемы психологического изучения и дифференциальной диагностики детей со сложными недостатками развития
- Вопрос 50. Психологическая характеристика детей с аутизмом. Особенности психического и социального развития при расстройствах эмоционально-волевой сферы и поведения
- Вопрос 51. Предложите и обоснуйте выбор диагностического инструментария для детей раннего возраста с интеллектуальной недостаточностью
- Вопрос 52. Предложите родителям рекомендации по подготовке ребенка с нарушениями зреня к школьному обучению
- Вопрос 53. Смоделируйте модель беседы психолога с неслышащим ребенком по вопросам профориентации
- Вопрос 54. Приведите пример клинической беседы с родителями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии, по сбору анамнестических данных
- Вопрос 55. На основе психологической характеристики ребенка с отклонениями в развитии составьте профиль индивидуального психологического сопровождения
- Вопрос 56. Сопоставьте содержание протоклов индивидуального психологического сопровождения и данных психологической характеристики
- Вопрос 57. Разработайте практические рекомендации для сотудников дошкольного учреждения по разрешению конфликтных ситуаций в детском коллективе
- Вопрос 58. Составьте перечень психодиагностическихметодик, направленных на изучение мыслительной деятельности (для любой категории детей с овз)
- 1. Мышление
- 1. По генезису развития:
- 2. По характеру решаемых задач:
- Методика «Раздели на группы»
- Методика «Кому чего недостает?»
- 3. Диагностика мышления у детей старшего дошкольного возраста. «Лабиринт»
- Вопрос 60. Разработайте практические рекомендациипо профилактике нарушений поведения у подростков с отклонениям в развитии (на примере любой категории детей с отклонениями в развитии)
- Вопрос 61. Составьте рекомендации педагога-психолога для учителей начальных классов по развттию процессов мнемической деятельности на уроке (самостоятельный выбор урока).
- 63 Вопрос. Разработайте тезисы психологической характеристики устной речи детей с отклонением в развитии (на примере любой категории детей с отклонениями в развитии)
- 64 Вопрос. Разработайте маршрут для индивидуального психолгического сопровождения инвалидов по зрению в постшкольный период
- 66 Вопрос. Предложите вариант арттерапевтического воздействия (вариант группового или индивидуального занятия на примере работы с одной из категорий детей с отклонениями в развитии)
- 67 Вопрос. Покажитепрактическое применение деонтологических принципов в процессе психологического консультирования
- 68 Вопрос. Составьте комплекс психогимнастики для детей с овз
- IV фаза. Психомышечная тренировка.
- 69 Вопрос. Разработайте программу наблюдения за динамикой работоспособности на учебных занятиях (на примере конкретных учебных занятий)
- 70. Смоделируйте тематическую консультацию для родителей по созданию коррекционно-развивающей среды в домашних условиях.
- 71 Вопрос. Предложите диагностические показатели оценки готовности детей с отклонениями в развитии к школьному обучению
- 72 Вопрос. Составьте маршрут коррекционно-развивающей работы для детей с отклонениями в развитии, не прошедших школьную подготовку
- 73 Вопрос. Предложите задания для развития сенсомоторных навыков у детей с отклонениями в развитии
- 74 Вопрос. Предложите практические рекомендации по интегрированному психологическому сопровождению детей в условиях обучения
- 75 Вопрос. Разработайте практические рекомендации по предупреждению профессионального выгорания раотников специальных (коррекционных) образовательных учреждений