Поликультурное воспитание и воспитание толерантности у ребенка.
Поликультурная педагогика – сравнительно молодая отрасль научного знания, которая привлекает внимание не только специалистов, но и широких слоев общественности, так как является весьма адекватной педагогической реакцией на столь острые проблемы, как глобализация в современном мире, межличностные, межгрупповые и межэтнические конфликты, различные дискриминационные явления, классовые, политические и религиозные противоречия. Развитие этого направления современной педагогической науки и образовательной практики обусловлено самой сутью процессов демократизации и гуманизации социальной жизни, стремлением создать общество, в котором культивируются уважительное отношение к личности, защита достоинства и прав каждого человека.
Поликультурное воспитание – демократический педагогический ответ многокультурных и полиэтнических обществ, одна из приоритетных педагогических проблем, стоящих перед мировой цивилизацией.
Поликультурная педагогика может быть оценена как непременный инструмент выхода из кризиса воспитания и образования, способствующий гармонизации отношений представителей различных цивилизаций и культур.
В условиях экономической и политической интеграции все большее значение придается сохранению национальной специфики, в том числе и в воспитании. Поликультурное воспитание призвано поддерживать многообразие больших и малых наций в условиях глобализации современного мира. Оно оказывается средством сохранения и развития этнических культур, включения их ценностей в практику воспитания и обучения и тем самым решения актуальных проблем педагогики.
Интерес к поликультурному воспитанию обусловлен расширением международного сотрудничества, усилением борьбы этнических и расовых меньшинств за свои права в сообществах с полиэтническим составом.
Страны, где в той или иной степени предусмотрена политика поликультурного воспитания, можно разделить на несколько групп:
· с исторически давними и глубокими национальными и культурными различиями (Россия, Испания);
· сделавшиеся поликультурными вследствие своего прошлого как колониальных метрополий (Великобритания, Франция, Голландия);
· ставшие поликультурными в результате массовой добровольной иммиграции (США, Канада, Австралия).
Основными направлениями, в русле которых развивается поликультурное воспитание в ведущих странах мира, являются:
· педагогическая поддержка представителей этнических меньшинств;
· билингвальное обучение;
· многокультурное воспитание, сопровождающееся мерами против этноцентризма.
Все эти направления отражаются в специальных учебных программах.
Поликультурное воспитание фокусируется на нескольких педагогических принципах:
· воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств;
· воспитание для сосуществования социальных групп различных рас, религий, этносов;
· воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству.
К числу функций поликультурного воспитания можно отнести:
· формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи;
· осознание важности культурного многообразия для самореализации личности;
· воспитание позитивного отношения к культурным различиям;
· развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания.
Поликультурное воспитание преследует три группы целей, которые можно обозначить понятиями «плюрализм», «равенство», «объединение»:
· уважение и сохранение культурного многообразия;
· поддержка равных прав на образование и воспитание;
· формирование и развитие в духе общенациональных, политических, экономических, духовных ценностей.
Таким образом, содержание поликультурного воспитания строится вокруг следующих ориентиров:
o социокультурной идентификации личности;
o освоения системы понятий и представлений о поликультурной среде;
· воспитания положительного отношения к культурному окружению;
· развития навыков социального общения.
Существенной становится проблема организации поликультурного воспитания. Одним из главных способов такой организации является соответствующее изучение тех или иных учебных дисциплин. Наличие поликультурного компонента в учебных дисциплинах позволяет решать двойную задачу: стимулировать интерес обучающихся к новому знанию и одновременно предлагать различные точки зрения на окружающий мир.
Поликультурное воспитание предлагает учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств и предусматривает:
1. адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур; взаимодействие между людьми с разными традициями;
2. ориентацию на диалог культур;
3. отказ на культурно-образовательную монополию в отношении других наций народов.
Поликультурное воспитание культивирует в человеке дух солидарности и взаимопонимания во имя мира и сохранения культурной идентичности различных народов.
В мировом сообществе наметилась тенденция к самовоспитанию и воспитанию человека на протяжении всей жизни. Она означает:
1. преемственность между дошкольными, внешкольными, школьными учреждениями и вузом в решении воспитательных задач;
2. процесс непрерывного самовоспитания человека в течение жизни;
3. реализацию потребности человека в постоянном обогащении опыта социальных отношений, способов общения и взаимодействия с людьми, техникой, природой, Вселенной.
Такое воспитание ориентировано на развитие у каждого человека планетарного мышления и осознание принадлежности к человеческому сообществу в прошлом, настоящем и будущем.
Система воспитания — это совокупность взаимосвязанных целей и принципов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реализации в рамках определенной социальной структуры (семьи, школы, вуза, государства) и логике выполнения социального заказа.
- Вопросы к экзамену по педагогике филологический факультет 3 курс д/о 20011|12уч.Г.
- Личностно-ориентированное и традиционное обучение.
- Контроль и мониторинг успеваемости.
- Модуль и модульное обучение.
- Понятие компетенции и компетентности.
- Педагогическая технология (в обучении и воспитании).
- Традиционный и нетрадиционный урок. Понятие современного урока.
- Активные методы обучения.
- Индивидуальные планы и программы.
- Метод проектов. Метод кейсов. Почему сейчас мы обратились к этим методам в школе.
- Функции классного руководителя.
- Формы работы классного руководителя с семьей ученика.
- Семья, типы семей, воспитание ребенка в семье.
- Внеклассное воспитательное мероприятие и его анализ.
- Основные проблемы обучения и воспитания в современной России.
- Цели воспитания в России и в мире.
- Концепция духовно-нравственного развития.
- Социализация как фактор развития личности. Институты социализации, их краткая характеристика.
- Воспитание, его сущность и цели. Движущие силы процесса воспитания. Признаки воспитания.
- Гуманистические психология и педагогика, их влияние на воспитание.
- Педагогика как наука, ее структура, связь педагогики с другими науками, функции педагогики, ее цели и задачи .Основные категории педагогики.
- Воспитание и самовоспитание.
- Цели воспитания в их историческом развитии. Современный подход к целям воспитания. Основные тенденции и проблемы воспитания в России (Концепция нравственно-духовного развития).
- Формирование и развитие личности в процессе воспитания. Понятия индивид, личность, индивидуальность, темперамент. Базовая культура личности.
- Методы воспитания: организации деятельности (формирования поведения), формирование сознания, стимулирующие методы. Условия выбора методов воспитания.
- Подходы к воспитанию(личностный, культурологический и т.Д.), возможные классификации воспитания по различным основаниям( семейное, авторитарное, нравственное и пр.).
- Методология педагогики, ее уровни.
- Закономерности процесса воспитания, раскрытие их сущности.
- Принципы воспитания , их роль в организации процесса воспитания.(правила реализации каждого принципа).
- Понятие воспитательной системы школы, элементы системы, критерии ее развитости.
- Свободное воспитание. Возникновение и развитие теории и практики свободного воспитания. Примеры применения на практике теории свободного воспитания в XX веке.
- Педагогическое общение, его структура, стили. Требования к эффективной организации общения. Экспрессивный репертуар.
- Теория коллектива а.С. Макаренко. Подходы к формированию коллектива. Стадии развития коллектива. Признаки развитого коллектива.
- Воспитание в коллективе. Коллектив и личность. Самоуправление в школьном коллективе.
- Нравственное воспитание, его цели. Методы формирования нравственного сознания и поведения.
- Эстетическое воспитание, его цель и задачи.
- Экологическое воспитание, его роль в формировании отношения к природе и человеку.
- Физическое воспитание, его история и современные проблемы. Здоровьесберегающие технологии в школе.
- Половое просвещение и воспитание.
- Религиозное и атеистическое воспитание.
- Гражданское и патриотическое воспитание.
- Трудовое воспитание учащихся. Место трудового воспитания в различные исторические периоды и на современном этапе.
- Поликультурное воспитание и воспитание толерантности у ребенка.
- Умственное воспитание школьника. Формирование мировоззрения ребенка.
- Семья и семейное воспитание. Типы семей. Современное состояние института семьи в России.
- Формы и содержание работы школы с семьей ученика.
- Педагогические техника и технология. Педагогическое мастерство.
- Педагогический процесс. Толкование понятия, примеры.
- Классный руководитель, его функции и обязанности.
- Педагогика (определение). Предмет, объект, функции педагогики.
- Методологические основы педагогики.
- Понятие о педагогическом проектировании.
- Педагогическая диагностика. Методы педагогических исследований.
- Методологическая культура педагога.
- Дидактика. Ее предмет, цели, задачи.
- Становление дидактики как науки. Связь дидактики с другими науками.
- Развивающая функция обучения.
- Воспитательная функция обучения.
- Основные категории и понятия дидактики.
- Закон об образовании.
- Содержание образования. Его структура.
- Структура процесса обучения.
- Подходы к отбору содержания образования.
- Государственный образовательный стандарт, его связь с документами по образованию и содержанию образования.
- Учебный план средней школы. Структура, виды планов.
- Учебная программа, ее виды.
- Учебник, его функции, требования к учебнику.
- Закономерности процесса обучения.
- Принципы обучения. Правила обучения.
- Мотивы учения, их структура и классификация.
- Познавательный интерес, его особенности у разных возрастных групп.
- Средства обучения, их использование.
- Понятие метода обучения. Подходы к классификации методов обучения, выбор методов обучения. Приемы обучения.
- Классификация методов обучения по источнику знания.
- Классификация методов обучения по уровню познавательной активности учащихся на уроке.
- Организационные формы обучения. Основания для классификации организационных форм обучения.
- Урок как основная организационная форма обучения. Пути модернизации урока.
- Типы и виды урока. Подготовка к уроку.
- «Фотография» урока, анализ урока.
- Структура урока, особенности элементов структуры. Система уроков по теме.
- Индивидуализация и дифференциация обучения. Личностно ориентированное образование.
- Самостоятельная работа ученика, ее признаки, значение, виды.
- Домашняя работа как основной вид самостоятельной работы.
- Неуспеваемость, ее причины, пути преодоления неуспеваемости.
- Контроль и учет успеваемости. Виды контроля, функции контроля.
- Оценки и отметки в современной школе. Функции отметки.
- Формы получения общего среднего образования в России. Типы средних учебных заведений. Заочное образование, экстернат.
- Проблема обучения одаренных детей.
- Основные проблемы и тенденции развития образования в мире.
- Учебная деятельность ученика.
- Педагогическая деятельность преподавателя.
- Этапы процесса обучения.
- Ученическое портфолио.