Понятие о педагогическом проектировании.
Педагогическое проектирование- это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально нового в содержании, организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем.
Педагогическое проектирование- проявление постоянного разностороннего творчества. Она предполагает наличие у педагога совокупности творческих способностей, качеств, исследовательских умений, среди которых важное место занимают инициативность и активность, глубокое внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение и интуиция, исследовательский подход к анализу учебно-воспитательных ситуаций, решению педагогических задач, самостоятельность суждений и выводов.
Педагогическое проектирование с технологической точки зрения- это система, основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности, технологическая компетентность.
Технологическая подсистема:
· Информационно-содержательная технология.
· Педагогическая техника.
· Набор различных методов и приемов педагогического воздействия и взаимодействия.
· Умение проектирования и конструирования новых педагогических технологий.
· Творческость (творческое воображение, интуиция, импровизация, сотворчество).
Технологичность придает педагогическому проектированию другое качество, другую сущность- мастерство владения педагогическими технологиями, проектированием и организацией диалога, дифференциацией, интеграцией и другими, а не методикой передачи информации. Владение педагогическими технологиями совершенствует педагогическое проектирование. Даже имея средние способности, преподаватель может стать педагогом мастером.
Уровень педагогического проектирования зависит от уровня технологической компетентности и определяется на основе следующих основных критериев:
1) целесообразности (по направленности);
2) творчества (по содержанию деятельности);
3) технологичности (по уровню педтехники);
4) оптимальности (по выбору эффективных средств);
5) продуктивности (по результату);
Чем выше технологичность педагога, тем выше уровень его педагогического проектирования.
На этапе становления педагогического мастерства будущего учителя необходимо сформировать гуманистическую направленность и педагогическую культуру, приобрести необходимые знания и умения, развить способности и овладеть педагогическим проектированием.
Педагогическое проектирование- это совокупность практических умений, необходимых для организации творческой деятельности педагога.
- Вопросы к экзамену по педагогике филологический факультет 3 курс д/о 20011|12уч.Г.
- Личностно-ориентированное и традиционное обучение.
- Контроль и мониторинг успеваемости.
- Модуль и модульное обучение.
- Понятие компетенции и компетентности.
- Педагогическая технология (в обучении и воспитании).
- Традиционный и нетрадиционный урок. Понятие современного урока.
- Активные методы обучения.
- Индивидуальные планы и программы.
- Метод проектов. Метод кейсов. Почему сейчас мы обратились к этим методам в школе.
- Функции классного руководителя.
- Формы работы классного руководителя с семьей ученика.
- Семья, типы семей, воспитание ребенка в семье.
- Внеклассное воспитательное мероприятие и его анализ.
- Основные проблемы обучения и воспитания в современной России.
- Цели воспитания в России и в мире.
- Концепция духовно-нравственного развития.
- Социализация как фактор развития личности. Институты социализации, их краткая характеристика.
- Воспитание, его сущность и цели. Движущие силы процесса воспитания. Признаки воспитания.
- Гуманистические психология и педагогика, их влияние на воспитание.
- Педагогика как наука, ее структура, связь педагогики с другими науками, функции педагогики, ее цели и задачи .Основные категории педагогики.
- Воспитание и самовоспитание.
- Цели воспитания в их историческом развитии. Современный подход к целям воспитания. Основные тенденции и проблемы воспитания в России (Концепция нравственно-духовного развития).
- Формирование и развитие личности в процессе воспитания. Понятия индивид, личность, индивидуальность, темперамент. Базовая культура личности.
- Методы воспитания: организации деятельности (формирования поведения), формирование сознания, стимулирующие методы. Условия выбора методов воспитания.
- Подходы к воспитанию(личностный, культурологический и т.Д.), возможные классификации воспитания по различным основаниям( семейное, авторитарное, нравственное и пр.).
- Методология педагогики, ее уровни.
- Закономерности процесса воспитания, раскрытие их сущности.
- Принципы воспитания , их роль в организации процесса воспитания.(правила реализации каждого принципа).
- Понятие воспитательной системы школы, элементы системы, критерии ее развитости.
- Свободное воспитание. Возникновение и развитие теории и практики свободного воспитания. Примеры применения на практике теории свободного воспитания в XX веке.
- Педагогическое общение, его структура, стили. Требования к эффективной организации общения. Экспрессивный репертуар.
- Теория коллектива а.С. Макаренко. Подходы к формированию коллектива. Стадии развития коллектива. Признаки развитого коллектива.
- Воспитание в коллективе. Коллектив и личность. Самоуправление в школьном коллективе.
- Нравственное воспитание, его цели. Методы формирования нравственного сознания и поведения.
- Эстетическое воспитание, его цель и задачи.
- Экологическое воспитание, его роль в формировании отношения к природе и человеку.
- Физическое воспитание, его история и современные проблемы. Здоровьесберегающие технологии в школе.
- Половое просвещение и воспитание.
- Религиозное и атеистическое воспитание.
- Гражданское и патриотическое воспитание.
- Трудовое воспитание учащихся. Место трудового воспитания в различные исторические периоды и на современном этапе.
- Поликультурное воспитание и воспитание толерантности у ребенка.
- Умственное воспитание школьника. Формирование мировоззрения ребенка.
- Семья и семейное воспитание. Типы семей. Современное состояние института семьи в России.
- Формы и содержание работы школы с семьей ученика.
- Педагогические техника и технология. Педагогическое мастерство.
- Педагогический процесс. Толкование понятия, примеры.
- Классный руководитель, его функции и обязанности.
- Педагогика (определение). Предмет, объект, функции педагогики.
- Методологические основы педагогики.
- Понятие о педагогическом проектировании.
- Педагогическая диагностика. Методы педагогических исследований.
- Методологическая культура педагога.
- Дидактика. Ее предмет, цели, задачи.
- Становление дидактики как науки. Связь дидактики с другими науками.
- Развивающая функция обучения.
- Воспитательная функция обучения.
- Основные категории и понятия дидактики.
- Закон об образовании.
- Содержание образования. Его структура.
- Структура процесса обучения.
- Подходы к отбору содержания образования.
- Государственный образовательный стандарт, его связь с документами по образованию и содержанию образования.
- Учебный план средней школы. Структура, виды планов.
- Учебная программа, ее виды.
- Учебник, его функции, требования к учебнику.
- Закономерности процесса обучения.
- Принципы обучения. Правила обучения.
- Мотивы учения, их структура и классификация.
- Познавательный интерес, его особенности у разных возрастных групп.
- Средства обучения, их использование.
- Понятие метода обучения. Подходы к классификации методов обучения, выбор методов обучения. Приемы обучения.
- Классификация методов обучения по источнику знания.
- Классификация методов обучения по уровню познавательной активности учащихся на уроке.
- Организационные формы обучения. Основания для классификации организационных форм обучения.
- Урок как основная организационная форма обучения. Пути модернизации урока.
- Типы и виды урока. Подготовка к уроку.
- «Фотография» урока, анализ урока.
- Структура урока, особенности элементов структуры. Система уроков по теме.
- Индивидуализация и дифференциация обучения. Личностно ориентированное образование.
- Самостоятельная работа ученика, ее признаки, значение, виды.
- Домашняя работа как основной вид самостоятельной работы.
- Неуспеваемость, ее причины, пути преодоления неуспеваемости.
- Контроль и учет успеваемости. Виды контроля, функции контроля.
- Оценки и отметки в современной школе. Функции отметки.
- Формы получения общего среднего образования в России. Типы средних учебных заведений. Заочное образование, экстернат.
- Проблема обучения одаренных детей.
- Основные проблемы и тенденции развития образования в мире.
- Учебная деятельность ученика.
- Педагогическая деятельность преподавателя.
- Этапы процесса обучения.
- Ученическое портфолио.