Воспитание в коллективе. Коллектив и личность. Самоуправление в школьном коллективе.
Воспитательный коллектив и его влияние на развитие личности
Слово коллектив происходит от двух латинских слов clligo – «объединяю» и collectivus – «собирательный». Таким образом, коллектив – объединение, в данном случае, людей. Воспитательный коллектив – специально организованная совокупность людей, направляющих свои усилия на достижение воспитательных целей. В условиях существования коллектива неизменно возникают отношения между людьми. Они могут носить личный и деловой характер, но, в любом случае, основываются на совместной деятельности. От взаимоотношений в коллективе зависит успешность процесса воспитания, и, педагог должен стремиться сформировать в коллективе взаимное уважение, совместное стремление к общей цели, способность к продуктивному сотрудничеству, организованность и слаженность действий, способность к самоуправлению. Частью воспитательного коллектива является ученический коллектив, включающий, в отличие от воспитательного, лишь воспитанников. Ученический коллектив отличается от других рядом признаков:
1) общая социально значимая и общественно оправданная цель;
2) совместная организованная активная деятельность, ответственность за ее результаты;
3) моральное единство, подразумевающее общие оценки и переживания;
4) организованное самоуправление коллектива.
Хорошо организованный и устойчивый коллектив отличается так же взаимной поддержкой его членов, пониманием, ответственностью за других участников коллектива, налаженным эмоциональным контактом, доброжелательностью. Члены такого коллектива чувствуют себя уверенно, им всегда есть на кого опереться, у кого попросить помощи, помогая другим, они повышают ощущение собственной значимости, что является стимулом для поддержания и развития, как коллективных отношений, так и личностных качеств. Попадая в такой коллектив, человек стремиться сформировать в себе такие же качества, которые присущи большинству членов коллектива, стать его полноправным членом, вступить в соревнование с другими людьми за право получения определенного статуса в коллективе. Все это побуждает человека к самосовершенствованию, развитию, проявлениям волевых усилий, борьбе с трудностями. Для регуляции отношений и деятельности в коллективе выбираются органы управления – лидеры, способные организовать и направить в нужное русло деятельность всего коллектива, являющиеся уважаемыми и авторитетными членами коллектива. Для создания сплоченного, целостного коллектива необходимо проводить постоянные работы по включению его членов в совместную деятельность разного характера, стимулировать развитие деловых и личных отношений внутри коллектива, развивать общие интересы и заинтересованность в совместных мероприятиях, создание традиций общества.
Воспитание ученического коллектива имеет свои особенности. Процесс такого воспитания должен включать постоянные беседы на темы коллективизма, организацию трудовой, внеклассной и культурно-массовой деятельности, направленной на сплачивание воспитанников. Создание и воспитание ученического коллектива начинается с умелого предъявления требований воспитанникам. Оно подразумевает четкое и понятное объяснение норм и правил поведения, тактическое отношение к воспитанникам, организацию выполнения упражнений, в результате которых ученики приобретают навыки правильного поведения, соблюдение меры предъявляемых требований, но при этом нельзя и занижать их, соотношение требований с ситуацией в коллективе в настоящее время, формирование положительного отношения к предъявляемым требованиям. Коллективное воспитание должно быть направлено на постоянный прогресс, только тогда оно принесет пользу развитию личности его членов. Торможение развития коллектива ведет к его ослаблению и распаду. Во избежание этого педагог должен постоянно ставить перед коллективом новые интересные и все более усложняющиеся задачи, поддерживая, таким образом, заинтересованность в совместной деятельности и существовании коллектива. Добиваясь все больших коллективных успехов, члены коллектива осознают личную выгоду от его существования, чувствуют себя сильными и способными, благодаря тому, что являются его членами. Выдвижение перед коллективом постоянных перспектив основывается на психологической особенности человека строить планы на будущее, прогнозировать результат своих усилий, что рождает мотивацию к осуществлению активной деятельности, направленную на достижение цели. Перспективами коллектива может выступать проведение различных соревнований, олимпиад, творческих и предметных мероприятий. Существенным фактором развития и зрелости коллектива является формирование здорового общественного мнения. Общественное мнение – это способность коллектива к единой оценке процессов и явлений, возникающих в нем и соответствующая реакция на них. Если члены коллектива стремятся к устранению его недостатков, усилению слабых сторон, сообща решают эти вопросы, то можно говорить о существовании в коллективе здорового общественного мнения. А. С. Макаренко отмечал наличие явления «параллельного действия» в коллективе, обладающем здоровым общественным мнением: всякое внешнее воздействие на коллектив оказывает воспитательное влияние на отдельных его членов и, наоборот, воздействие на отдельного воспитанника влияет на весь коллектив. При достижении коллективом такого состояния он выступает полноценным субъектом воспитания и функционирует как хорошо организованная социальная система.
Личность и коллектив Отношения в коллективе строятся, по А.Макаренко, на принципе ответственной зависимости. Коллективистские отношения определяются прежде всего отношением каждого к общим ценностям, целям и деятельности, они проявляются в способности каждого руководить и подчиняться во имя общих дел. Это отношения преимущественно делового сотрудничества. Наряду с ними есть отношения межличностные - это отношения избирательного характера, основанные на взаимной симпатии, интересах, дружбе, чувствах. В отечественной науке и практике приоритет отдавался коллективистским отношениям и недооценивалось богатство межличностных отношений. Это, а также идеологический постулат о подчинении личности интересам общества ведет к отрицательным последствиям: конформности личности, безынициативности, подавлению индивидуальности. Это тем более так, что в практике меньшая часть групп учащихся достигает высокой стадии развития коллектива.
Поэтому теорию и методику коллективного воспитания следует видеть в исторической перспективе. Наряду с развитием коллективистских отношений учителю следует заниматься индивидуальным воспитанием и формировать у детей психологические знания и умения взаимодействовать, эмпатию, культуру общения, взаимоуважение, культуру межличностных отношений. Для этого нужно использовать не только педагогические методы, но и психологические, психотерапевтические методики: ролевые игры, анализ ситуаций, групповые дискуссии. Такой подход обогащает теорию коллектива и снижает негативный эффект коллективного воспитания, проявляющийся при его догматизации.
- Вопросы к экзамену по педагогике филологический факультет 3 курс д/о 20011|12уч.Г.
- Личностно-ориентированное и традиционное обучение.
- Контроль и мониторинг успеваемости.
- Модуль и модульное обучение.
- Понятие компетенции и компетентности.
- Педагогическая технология (в обучении и воспитании).
- Традиционный и нетрадиционный урок. Понятие современного урока.
- Активные методы обучения.
- Индивидуальные планы и программы.
- Метод проектов. Метод кейсов. Почему сейчас мы обратились к этим методам в школе.
- Функции классного руководителя.
- Формы работы классного руководителя с семьей ученика.
- Семья, типы семей, воспитание ребенка в семье.
- Внеклассное воспитательное мероприятие и его анализ.
- Основные проблемы обучения и воспитания в современной России.
- Цели воспитания в России и в мире.
- Концепция духовно-нравственного развития.
- Социализация как фактор развития личности. Институты социализации, их краткая характеристика.
- Воспитание, его сущность и цели. Движущие силы процесса воспитания. Признаки воспитания.
- Гуманистические психология и педагогика, их влияние на воспитание.
- Педагогика как наука, ее структура, связь педагогики с другими науками, функции педагогики, ее цели и задачи .Основные категории педагогики.
- Воспитание и самовоспитание.
- Цели воспитания в их историческом развитии. Современный подход к целям воспитания. Основные тенденции и проблемы воспитания в России (Концепция нравственно-духовного развития).
- Формирование и развитие личности в процессе воспитания. Понятия индивид, личность, индивидуальность, темперамент. Базовая культура личности.
- Методы воспитания: организации деятельности (формирования поведения), формирование сознания, стимулирующие методы. Условия выбора методов воспитания.
- Подходы к воспитанию(личностный, культурологический и т.Д.), возможные классификации воспитания по различным основаниям( семейное, авторитарное, нравственное и пр.).
- Методология педагогики, ее уровни.
- Закономерности процесса воспитания, раскрытие их сущности.
- Принципы воспитания , их роль в организации процесса воспитания.(правила реализации каждого принципа).
- Понятие воспитательной системы школы, элементы системы, критерии ее развитости.
- Свободное воспитание. Возникновение и развитие теории и практики свободного воспитания. Примеры применения на практике теории свободного воспитания в XX веке.
- Педагогическое общение, его структура, стили. Требования к эффективной организации общения. Экспрессивный репертуар.
- Теория коллектива а.С. Макаренко. Подходы к формированию коллектива. Стадии развития коллектива. Признаки развитого коллектива.
- Воспитание в коллективе. Коллектив и личность. Самоуправление в школьном коллективе.
- Нравственное воспитание, его цели. Методы формирования нравственного сознания и поведения.
- Эстетическое воспитание, его цель и задачи.
- Экологическое воспитание, его роль в формировании отношения к природе и человеку.
- Физическое воспитание, его история и современные проблемы. Здоровьесберегающие технологии в школе.
- Половое просвещение и воспитание.
- Религиозное и атеистическое воспитание.
- Гражданское и патриотическое воспитание.
- Трудовое воспитание учащихся. Место трудового воспитания в различные исторические периоды и на современном этапе.
- Поликультурное воспитание и воспитание толерантности у ребенка.
- Умственное воспитание школьника. Формирование мировоззрения ребенка.
- Семья и семейное воспитание. Типы семей. Современное состояние института семьи в России.
- Формы и содержание работы школы с семьей ученика.
- Педагогические техника и технология. Педагогическое мастерство.
- Педагогический процесс. Толкование понятия, примеры.
- Классный руководитель, его функции и обязанности.
- Педагогика (определение). Предмет, объект, функции педагогики.
- Методологические основы педагогики.
- Понятие о педагогическом проектировании.
- Педагогическая диагностика. Методы педагогических исследований.
- Методологическая культура педагога.
- Дидактика. Ее предмет, цели, задачи.
- Становление дидактики как науки. Связь дидактики с другими науками.
- Развивающая функция обучения.
- Воспитательная функция обучения.
- Основные категории и понятия дидактики.
- Закон об образовании.
- Содержание образования. Его структура.
- Структура процесса обучения.
- Подходы к отбору содержания образования.
- Государственный образовательный стандарт, его связь с документами по образованию и содержанию образования.
- Учебный план средней школы. Структура, виды планов.
- Учебная программа, ее виды.
- Учебник, его функции, требования к учебнику.
- Закономерности процесса обучения.
- Принципы обучения. Правила обучения.
- Мотивы учения, их структура и классификация.
- Познавательный интерес, его особенности у разных возрастных групп.
- Средства обучения, их использование.
- Понятие метода обучения. Подходы к классификации методов обучения, выбор методов обучения. Приемы обучения.
- Классификация методов обучения по источнику знания.
- Классификация методов обучения по уровню познавательной активности учащихся на уроке.
- Организационные формы обучения. Основания для классификации организационных форм обучения.
- Урок как основная организационная форма обучения. Пути модернизации урока.
- Типы и виды урока. Подготовка к уроку.
- «Фотография» урока, анализ урока.
- Структура урока, особенности элементов структуры. Система уроков по теме.
- Индивидуализация и дифференциация обучения. Личностно ориентированное образование.
- Самостоятельная работа ученика, ее признаки, значение, виды.
- Домашняя работа как основной вид самостоятельной работы.
- Неуспеваемость, ее причины, пути преодоления неуспеваемости.
- Контроль и учет успеваемости. Виды контроля, функции контроля.
- Оценки и отметки в современной школе. Функции отметки.
- Формы получения общего среднего образования в России. Типы средних учебных заведений. Заочное образование, экстернат.
- Проблема обучения одаренных детей.
- Основные проблемы и тенденции развития образования в мире.
- Учебная деятельность ученика.
- Педагогическая деятельность преподавателя.
- Этапы процесса обучения.
- Ученическое портфолио.