Методология педагогики, ее уровни.
Методология (знание о способе) - это область знания о принципах и средствах организации познавательной и практической деятельности; это сами принципы, методы и средства организации теоретической и практической деятельности. Общенаучная методология представляет философские исходные положения научного познания и деятельности. Для отечественных педагогов такой методологией до сих пор является материалистическая философия, хотя в настоящих условиях возможна смена методологических позиций. Главные методологические принципы материализма таковы: принцип детерминизма, то есть учение о причинной обусловленности явлений и о закономерности связей между ними, принцип объективности материи, принцип диалектики - учения о развитии природы, общества и человека, учение о познаваемости мира и др. Частнонаучной методологией является гносеологический инструмент в конкретной науке, то есть общее понимание предмета и методов его исследования. Так, в материалистической педагогике исходными положениями являются детерминизм педагогических явлений, учение о биосоциальной природе личности, системный подход к познанию и деятельности, деятельностный подход в теории воспитания. Словом «подход» обозначают обоснованное научное положение, принцип или целую теорию, служащую основой других теорий. Далее описываются эти основные три методологические учения в педагогике: системный, личностный и деятельностный подходы.
Системный подход означает рассмотрение учебно-воспитательных процессов с позиций теории систем. Это учение о сложноорганизованных объектах, системах, представляющих структуру элементов, частей и выполняющих определенные функции. Педагогическая система, включающая цели и содержание образования, дидактические процессы и их формы, ученика и учителя, и есть такой объект. Согласно системному подходу, научный анализ и практическую деятельность надо осуществлять, опираясь на принцип системности: анализировать, конструировать и совершенствовать педагогические процессы, учитывая связи между всеми элементами системы, а также ее внешние связи с обществом, его институтами. Изменение одного элемента ведет к изменению других, что особенно важно учитывать при инновациях, реформировании образования.
Личностный подход в педагогике основывается на философско-психологических теориях личности и состоит в признании активной природы человека. Это значит, что в педагогическом процессе учащийся является не пассивным объектом воздействия, а субъектом собственной деятельности по саморазвитию, человеком, способным к активной направленной деятельности. Согласно личностному подходу, воспитание понимается как взаимодействие ребенка и взрослого. ЛП реализуется в ряде особенностей педагогического процесса, в том числе в принципе индивидуального подхода, который требует знания особенностей учащихся и выбора адекватных целей, содержания и методов работы. На основе личностного подхода создаются различные модели личностно-ориентированного образования. ЛП означает также и учет особенностей учителя в педагогическом процессе, его направленности, потребностно-мотивационной сферы, индивидуального стиля деятельности, означает профессиональный рост и самореализацию учителя в процессе работы.
Деятельностный подход в педагогике означает взгляд на педагогические процессы с позиций теории деятельности. Деятельность как философская категория есть форма бытия людей, целенаправленное преобразование природного и социального мира. ДП обязывает рассматривать обучение и воспитание как сложную деятельность со структурой: цель-средства-действия-результаты. С этих позиций анализируется деятельность учителя и учеников, выделяются виды деятельности, разрабатывается понятие «развивающая деятельность». На этом основан главный педагогический закон: воспитывать значит организовать деятельность детей, стимулировать их активность. Согласно ДП и учение рассматривается как продуктивная деятельность учеников.
Итак, три категории: система, личность, деятельность - составляют методологическую основу педагогической науки и практики. Иные методологические представления лежат в основе религиозной педагогики, педагогики позитивизма, бихевиоризма, экзистенциализма и других педагогических учений. Но всегда методология педагогики - это система знаний об исходных положениях педагогических теорий, о методах педагогического исследования. Она указывает, как надо осуществлять научную и практическую деятельность
Понятие «методология педагогической науки»
Изначально педагогическая мысль базировалась на философских умозрительных заключениях, выступая результатом творческой деятельности выдающихся мыслителей. Динамика ее развития в то время была менее интенсивна в сравнении с периодом, когда теоретическая деятельность стала сочетаться с практикой (Я. А. Коменский, Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий и др.).
В настоящее время для осуществления этой задачи разработано много методов. Кроме того, появилось целое учение о принципах построения, формах и способах научно-исследовательской деятельности, называемое методологией.
Методология педагогической науки представляет собой систему знаний о принципах подхода и способах получения знаний, отражающих педагогическую действительность, знаний о структуре педагогической теории.
Методология также разрабатывает программы и методы по ведению исследовательской работы и ее оценке, она представляет собой систему знаний, на основе которых принимаются новые программы. Каждый педагог может заниматься любым видом деятельности, в том числе и всеми одновременно.
Под методологией понимают совокупность исходных философских идей, которые лежат в основе развития той или иной науки.
Основной идеей педагогики как науки является теория познания как отражения (рефлексии) реальной действительности в сознании человека. Педагогическая наука развивается, исходя из следующих методологических положений:
1) воспитание как общественное явление обусловливается потребностями общества и тенденциями его развития.
Важное значение в воспитании приобретает сама личность: ее устремления, задатки и способности;
2) решающее значение в получении воспитания играет активность самой личности. Личность должна стремиться к получению достойного воспитания, только при таком условии можно достигнуть наилучших результатов.
Без методологических знаний сложно грамотно провести педагогическое или какое-либо другое исследование. Ведь в содержание методологической культуры входят: методологическая рефлексия (анализ собственной научной деятельности), способность к научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению определенных концепций, форм и методов познания, управления, конструирования.
Методология педагогики как отрасль научного познания выступает в двух аспектах, таких как:
1) система знаний, т. е. методологические исследования. Их задача – выявление закономерностей и тенденций развития педагогической науки в ее связи с практикой, принципов повышения эффективности и качества педагогических исследований, анализ их понятийного состава и методов;
2) система научно-исследовательской деятельности, т. е. методологическое обеспечение. Этот аспект предполагает использование методологические знания для обоснования программы исследования и оценки ее качества.
- Вопросы к экзамену по педагогике филологический факультет 3 курс д/о 20011|12уч.Г.
- Личностно-ориентированное и традиционное обучение.
- Контроль и мониторинг успеваемости.
- Модуль и модульное обучение.
- Понятие компетенции и компетентности.
- Педагогическая технология (в обучении и воспитании).
- Традиционный и нетрадиционный урок. Понятие современного урока.
- Активные методы обучения.
- Индивидуальные планы и программы.
- Метод проектов. Метод кейсов. Почему сейчас мы обратились к этим методам в школе.
- Функции классного руководителя.
- Формы работы классного руководителя с семьей ученика.
- Семья, типы семей, воспитание ребенка в семье.
- Внеклассное воспитательное мероприятие и его анализ.
- Основные проблемы обучения и воспитания в современной России.
- Цели воспитания в России и в мире.
- Концепция духовно-нравственного развития.
- Социализация как фактор развития личности. Институты социализации, их краткая характеристика.
- Воспитание, его сущность и цели. Движущие силы процесса воспитания. Признаки воспитания.
- Гуманистические психология и педагогика, их влияние на воспитание.
- Педагогика как наука, ее структура, связь педагогики с другими науками, функции педагогики, ее цели и задачи .Основные категории педагогики.
- Воспитание и самовоспитание.
- Цели воспитания в их историческом развитии. Современный подход к целям воспитания. Основные тенденции и проблемы воспитания в России (Концепция нравственно-духовного развития).
- Формирование и развитие личности в процессе воспитания. Понятия индивид, личность, индивидуальность, темперамент. Базовая культура личности.
- Методы воспитания: организации деятельности (формирования поведения), формирование сознания, стимулирующие методы. Условия выбора методов воспитания.
- Подходы к воспитанию(личностный, культурологический и т.Д.), возможные классификации воспитания по различным основаниям( семейное, авторитарное, нравственное и пр.).
- Методология педагогики, ее уровни.
- Закономерности процесса воспитания, раскрытие их сущности.
- Принципы воспитания , их роль в организации процесса воспитания.(правила реализации каждого принципа).
- Понятие воспитательной системы школы, элементы системы, критерии ее развитости.
- Свободное воспитание. Возникновение и развитие теории и практики свободного воспитания. Примеры применения на практике теории свободного воспитания в XX веке.
- Педагогическое общение, его структура, стили. Требования к эффективной организации общения. Экспрессивный репертуар.
- Теория коллектива а.С. Макаренко. Подходы к формированию коллектива. Стадии развития коллектива. Признаки развитого коллектива.
- Воспитание в коллективе. Коллектив и личность. Самоуправление в школьном коллективе.
- Нравственное воспитание, его цели. Методы формирования нравственного сознания и поведения.
- Эстетическое воспитание, его цель и задачи.
- Экологическое воспитание, его роль в формировании отношения к природе и человеку.
- Физическое воспитание, его история и современные проблемы. Здоровьесберегающие технологии в школе.
- Половое просвещение и воспитание.
- Религиозное и атеистическое воспитание.
- Гражданское и патриотическое воспитание.
- Трудовое воспитание учащихся. Место трудового воспитания в различные исторические периоды и на современном этапе.
- Поликультурное воспитание и воспитание толерантности у ребенка.
- Умственное воспитание школьника. Формирование мировоззрения ребенка.
- Семья и семейное воспитание. Типы семей. Современное состояние института семьи в России.
- Формы и содержание работы школы с семьей ученика.
- Педагогические техника и технология. Педагогическое мастерство.
- Педагогический процесс. Толкование понятия, примеры.
- Классный руководитель, его функции и обязанности.
- Педагогика (определение). Предмет, объект, функции педагогики.
- Методологические основы педагогики.
- Понятие о педагогическом проектировании.
- Педагогическая диагностика. Методы педагогических исследований.
- Методологическая культура педагога.
- Дидактика. Ее предмет, цели, задачи.
- Становление дидактики как науки. Связь дидактики с другими науками.
- Развивающая функция обучения.
- Воспитательная функция обучения.
- Основные категории и понятия дидактики.
- Закон об образовании.
- Содержание образования. Его структура.
- Структура процесса обучения.
- Подходы к отбору содержания образования.
- Государственный образовательный стандарт, его связь с документами по образованию и содержанию образования.
- Учебный план средней школы. Структура, виды планов.
- Учебная программа, ее виды.
- Учебник, его функции, требования к учебнику.
- Закономерности процесса обучения.
- Принципы обучения. Правила обучения.
- Мотивы учения, их структура и классификация.
- Познавательный интерес, его особенности у разных возрастных групп.
- Средства обучения, их использование.
- Понятие метода обучения. Подходы к классификации методов обучения, выбор методов обучения. Приемы обучения.
- Классификация методов обучения по источнику знания.
- Классификация методов обучения по уровню познавательной активности учащихся на уроке.
- Организационные формы обучения. Основания для классификации организационных форм обучения.
- Урок как основная организационная форма обучения. Пути модернизации урока.
- Типы и виды урока. Подготовка к уроку.
- «Фотография» урока, анализ урока.
- Структура урока, особенности элементов структуры. Система уроков по теме.
- Индивидуализация и дифференциация обучения. Личностно ориентированное образование.
- Самостоятельная работа ученика, ее признаки, значение, виды.
- Домашняя работа как основной вид самостоятельной работы.
- Неуспеваемость, ее причины, пути преодоления неуспеваемости.
- Контроль и учет успеваемости. Виды контроля, функции контроля.
- Оценки и отметки в современной школе. Функции отметки.
- Формы получения общего среднего образования в России. Типы средних учебных заведений. Заочное образование, экстернат.
- Проблема обучения одаренных детей.
- Основные проблемы и тенденции развития образования в мире.
- Учебная деятельность ученика.
- Педагогическая деятельность преподавателя.
- Этапы процесса обучения.
- Ученическое портфолио.