logo
6

Этапы процесса обучения.

Обучение — планомерно развивающийся, организованный преподавателем процесс познания студентами учебного материала. Этот процесс можно разделить на составные части или этапы, представляющие собой этапы познания, через которые должен пройти студент, следуя по пути от незнания к знанию, от неумения к умению, к образованию навыков.

В процессе обучения выделяют четыре основных этапа:

восприятие учебного материала, подлежащего усвоению;

осмысливание учебного материала, образование понятий;

закрепление и совершенствование знаний, образование умений и навыков;

применение на практике полученных знаний, умений и навыков.

Организуя восприятие студентами изучаемого (или подлежащего изучению) материала, преподаватель с учетом их жизненного опыта и уровня подготовки предварительно объясняет и демонстрирует материал в целом, создавая о нем общее представление.

Подготовка к восприятию обеспечивается правильной постановкой познавательной задачи: что надо познать, для чего, с какой целью, в какой степени овладеть данным материалом.

Организуя восприятие, преподаватель преднамеренно подбирает источники знаний, организует наблюдение, направляет внимание студентов на наиболее существенные стороны изучаемого объекта.

На первом этапе познания стоит задача формирования представления об изучаемом объекте; на основе общего представления об изучаемом объекте идетпостепенно углубляющееся осмысливание, обесценивающее понимание.

Второй этап — это глубокое осмысливание изучаемого материала. Здесь используются все мыслительные операции: сравнение, сопоставление, выделение главного, отделение главного от второстепенного, обобщение, индукция, дедукция и т.п. Задача на этом этапе обучения — образование понятий, установление причин и следствий, раскрытие сущности изучаемых предметов и явлений, всесторонний анализ и синтез учебного материала.

С помощью этих операций формируются понятия (например, о философии и теории сестринского дела, о сестринском процессе, его целях и путях реализации, о дезинфекции и стерилизации и т.д.). При осмыслении этих понятий привлекаются знания смежных дисциплин: анатомии, психологии и др.

Усвоенный в процессе восприятия и осмысливания учебный материал требует в дальнейшем закрепления и совершенствования. С этой целью преподавателем организуется специальная деятельность студентов: повторение, заучивание, тренировка. При этом применяются задания, способствующие формированию умений и навыков. Особое значение имеют задания поискового и творческого характера, обеспечивающие одновременное овладение материалом и развитие познавательных способностей студентов.

Последним этапом обучения является процесс применения знаний, умений и навыков на практике. Этот процесс осуществляется с постепенным и последовательным повышением роли самостоятельности студентов: от выполнения конкретных указаний до полной творческой самостоятельности. При этом контролирует деятельность студентов и создает условия для самоконтроля и анализа успехов и неудач.

Все этапы процесса обучения находятся в диалектически сложной связи и зависимости и практически неразделимы. Знание отдельных этапов и их взаимосвязи позволяет правильно понять сущность процесса обучения.