Воспитание и самовоспитание.
Воспитание – целенаправленный процесс формирования личности с помощью специально организованных педагогических воздействий в соответствии с определенным социально-педагогическим идеалом.
Понятие «воспитание» связано с понятиями «становление», «формирование», «социализация».
Социализация – процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе которого человек усваивает социальный опыт, вводит избирательно в свою систему поведения принятые в данном обществе или социальной группе нормы и правила поведения.
Становление личности – понятие, отражающее достижение ребенком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно жить в обществе, самостоятельно выстраивать свое поведение, осознавать свои отношения с миром и производить относительно устойчивый ценностный выбор.
Формирование личности – процесс изменения личности в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, появления физических и социально-психологических новообразований в структуре личности.
Воспитание как педагогическое понятие включает в свое содержание три важных признака:
– целенаправленность, наличие какого-то образца, социально-культурного ориентира, идеала;
– соответствие хода процесса воспитания социально-культурным ценностям как достижениям исторического развития человечества;
– наличие определенной системы организуемых воспитательных воздействий и влияний.
Хорошо организованное воспитание приводит к формированию способности человека к самовоспитанию. Суть его – в указании на смещение субъекта воспитания: соотносить социально-культурный образец с поведением станет сам воспитанник. Ребенок освобождается от зависимости от воспитывающих его взрослых и свое «Я» превращает в объект собственного восприятия и самостоятельного продуманного воздействия на самого себя в целях самосовершенствования, саморазвития. Основными приемами самовоспитания являются самоанализ, самооценка, самоконтроль, саморегуляция, самоубеждение.
Латентный (скрытый) характер протекающих в личности процессов и длительность их завершающего формирования ставят как педагога, так и воспитанника, перед фактом явных несоответствий личности общепринятым нормам и неразвитости некоторых качеств, востребованных современной жизнью. Стремление исправить, скорректировать, добавить, ликвидировать какие-либо качества и привычки поведения характеризуют процесс «перевоспитания».
«Перевоспитание» – термин далекого педагогического прошлого, когда ребенок, будучи для педагога объектом воздействия, трактовался как носитель суммы качеств. Предполагалось, что отрицательные качества нужно удалять, уничтожать, подавлять, а положительные – вкладывать на место вытравленных.
К.Д. Ушинский указывал, что лучше дурные привычки искореняются формированием добрых привычек, которые станут заменой дурных. А.С. Макаренко доказал, что любого ребенка можно воспитать, если поместить его в нормальные человеческие условия.
На сегодняшний день педагогическая мысль и гуманистическая психология утверждают принцип принятия ребенка как данности, уважение его индивидуальности, учет истории его становления, развития и формирования. С этих новых позиций термин «перевоспитание» постепенно отходит в прошлое.
Логика воспитания в школе и жизни строится так, что процесс воспитания должен переходить в процесс самовоспитания. Самовоспитание - это сознательная, целенаправленная самостоятельная деятельность, ведущая к возможно более полной реализации, развитию и совершенствованию личности. Собственная деятельность ребенка по саморазвитию является необходимым условием воспитательного процесса. "Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитывает" (В.Сухомлинский). Задача школьного воспитания - разбудить внутренние силы ученика и направить их на саморазвитие, руководить самовоспитанием учащихся. Для решения этих задач используются такие средства: сообщение знаний о развитии и самовоспитании, организация коллективной и индивидуальной деятельности по самовоспитанию, консультирование, поощрение. Учеников надо обучать приемам и технике самовоспитания: самоанализу, саморегуляции, самооценке, самоконтролю и др. Им следует знать широко известные системы аутотренинга, соединяющие в себе психологические и религиозно-философские элементы самосовершенствования. Важную роль в самовоспитании играет самосознание, формирование Я-концепции личности. Под последней понимается система представлений личности о себе, образ Я, на основе которого строится взаимодействие с другими и отношение к себе. Воспитание в школе и в семье должно служить формированию позитивной Я-концепции. Следует иметь в виду и возможность для учеников по их выбору самосовершенствования в рамках духовного миропонимания, под руководством духовных лиц.
- Вопросы к экзамену по педагогике филологический факультет 3 курс д/о 20011|12уч.Г.
- Личностно-ориентированное и традиционное обучение.
- Контроль и мониторинг успеваемости.
- Модуль и модульное обучение.
- Понятие компетенции и компетентности.
- Педагогическая технология (в обучении и воспитании).
- Традиционный и нетрадиционный урок. Понятие современного урока.
- Активные методы обучения.
- Индивидуальные планы и программы.
- Метод проектов. Метод кейсов. Почему сейчас мы обратились к этим методам в школе.
- Функции классного руководителя.
- Формы работы классного руководителя с семьей ученика.
- Семья, типы семей, воспитание ребенка в семье.
- Внеклассное воспитательное мероприятие и его анализ.
- Основные проблемы обучения и воспитания в современной России.
- Цели воспитания в России и в мире.
- Концепция духовно-нравственного развития.
- Социализация как фактор развития личности. Институты социализации, их краткая характеристика.
- Воспитание, его сущность и цели. Движущие силы процесса воспитания. Признаки воспитания.
- Гуманистические психология и педагогика, их влияние на воспитание.
- Педагогика как наука, ее структура, связь педагогики с другими науками, функции педагогики, ее цели и задачи .Основные категории педагогики.
- Воспитание и самовоспитание.
- Цели воспитания в их историческом развитии. Современный подход к целям воспитания. Основные тенденции и проблемы воспитания в России (Концепция нравственно-духовного развития).
- Формирование и развитие личности в процессе воспитания. Понятия индивид, личность, индивидуальность, темперамент. Базовая культура личности.
- Методы воспитания: организации деятельности (формирования поведения), формирование сознания, стимулирующие методы. Условия выбора методов воспитания.
- Подходы к воспитанию(личностный, культурологический и т.Д.), возможные классификации воспитания по различным основаниям( семейное, авторитарное, нравственное и пр.).
- Методология педагогики, ее уровни.
- Закономерности процесса воспитания, раскрытие их сущности.
- Принципы воспитания , их роль в организации процесса воспитания.(правила реализации каждого принципа).
- Понятие воспитательной системы школы, элементы системы, критерии ее развитости.
- Свободное воспитание. Возникновение и развитие теории и практики свободного воспитания. Примеры применения на практике теории свободного воспитания в XX веке.
- Педагогическое общение, его структура, стили. Требования к эффективной организации общения. Экспрессивный репертуар.
- Теория коллектива а.С. Макаренко. Подходы к формированию коллектива. Стадии развития коллектива. Признаки развитого коллектива.
- Воспитание в коллективе. Коллектив и личность. Самоуправление в школьном коллективе.
- Нравственное воспитание, его цели. Методы формирования нравственного сознания и поведения.
- Эстетическое воспитание, его цель и задачи.
- Экологическое воспитание, его роль в формировании отношения к природе и человеку.
- Физическое воспитание, его история и современные проблемы. Здоровьесберегающие технологии в школе.
- Половое просвещение и воспитание.
- Религиозное и атеистическое воспитание.
- Гражданское и патриотическое воспитание.
- Трудовое воспитание учащихся. Место трудового воспитания в различные исторические периоды и на современном этапе.
- Поликультурное воспитание и воспитание толерантности у ребенка.
- Умственное воспитание школьника. Формирование мировоззрения ребенка.
- Семья и семейное воспитание. Типы семей. Современное состояние института семьи в России.
- Формы и содержание работы школы с семьей ученика.
- Педагогические техника и технология. Педагогическое мастерство.
- Педагогический процесс. Толкование понятия, примеры.
- Классный руководитель, его функции и обязанности.
- Педагогика (определение). Предмет, объект, функции педагогики.
- Методологические основы педагогики.
- Понятие о педагогическом проектировании.
- Педагогическая диагностика. Методы педагогических исследований.
- Методологическая культура педагога.
- Дидактика. Ее предмет, цели, задачи.
- Становление дидактики как науки. Связь дидактики с другими науками.
- Развивающая функция обучения.
- Воспитательная функция обучения.
- Основные категории и понятия дидактики.
- Закон об образовании.
- Содержание образования. Его структура.
- Структура процесса обучения.
- Подходы к отбору содержания образования.
- Государственный образовательный стандарт, его связь с документами по образованию и содержанию образования.
- Учебный план средней школы. Структура, виды планов.
- Учебная программа, ее виды.
- Учебник, его функции, требования к учебнику.
- Закономерности процесса обучения.
- Принципы обучения. Правила обучения.
- Мотивы учения, их структура и классификация.
- Познавательный интерес, его особенности у разных возрастных групп.
- Средства обучения, их использование.
- Понятие метода обучения. Подходы к классификации методов обучения, выбор методов обучения. Приемы обучения.
- Классификация методов обучения по источнику знания.
- Классификация методов обучения по уровню познавательной активности учащихся на уроке.
- Организационные формы обучения. Основания для классификации организационных форм обучения.
- Урок как основная организационная форма обучения. Пути модернизации урока.
- Типы и виды урока. Подготовка к уроку.
- «Фотография» урока, анализ урока.
- Структура урока, особенности элементов структуры. Система уроков по теме.
- Индивидуализация и дифференциация обучения. Личностно ориентированное образование.
- Самостоятельная работа ученика, ее признаки, значение, виды.
- Домашняя работа как основной вид самостоятельной работы.
- Неуспеваемость, ее причины, пути преодоления неуспеваемости.
- Контроль и учет успеваемости. Виды контроля, функции контроля.
- Оценки и отметки в современной школе. Функции отметки.
- Формы получения общего среднего образования в России. Типы средних учебных заведений. Заочное образование, экстернат.
- Проблема обучения одаренных детей.
- Основные проблемы и тенденции развития образования в мире.
- Учебная деятельность ученика.
- Педагогическая деятельность преподавателя.
- Этапы процесса обучения.
- Ученическое портфолио.