Функции классного руководителя.
Все педагогические работники школы выполняют воспитательные функции. Классный руководитель (КР) - непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначаемое директором школы для осуществления воспитательной работы в классе. КР имеет следующие функции: воспитательная - педагогическое руководство развитием и формированием каждого ученика класса и коллектива в целом; организационно-административная - руководство классом как организационной единицей в составе школы, ведение личных дел учащихся и других документов; координирующая - установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса. К функциональным обязанностям КР относятся: всестороннее изучение и воспитание учащихся, оказание им помощи в учении и развитии, решении проблем их учебного и профессионального самоопределения, развитие внутригрупповых, межличностных отношений учащихся, взаимодействие с родителями и помощь им в воспитании детей, взаимодействие с учителями класса в решении педагогических задач, контроль за успеваемостью, посещением и поведением учащихся.
Работа классного руководителя в школе для любого учителя, по существу, вторая специальность, область деятельности, требующая специфических, в отличие от преподавания, знаний, умений, качеств. Институт классных руководителей введен в нашей стране в 1934 году. До революции в гимназиях были классные наставники и дамы, в основном осуществлявшие надзор за поведением учащихся. После революции был период самоуправления учащихся, который показал, что для организации внеурочной деятельности учащихся и целенаправленного их воспитания необходим классный руководитель. В настоящее время в школах России институт классных руководителей подвергается реформированию. Так в ряде школ были введены должности освобожденных классных руководителей на один или несколько классов.
Общие требования к работе классного руководителя определяются целями и содержанием воспитания в современной российской школе (см. предыдущие разделы). Однако анализ воспитательной работы на технологическом уровне приводит к выделению и описанию цикла воспитательных действий классного руководителя, можно сказать, технологического цикла. Вся воспитательная работа представляет собой непрерывный ряд решения педагогических задач, предстающих перед классным руководителем в виде многообразных педагогических ситуаций - такого состояния учащихся и воспитательного процесса, в котором есть проблема, противоречие между должным и действительным, что и требует педагогических действий, результатом которых является новое состояние учащихся.
Таким образом, цикл воспитательной работы классного руководителя представляет собой некоторый комплекс, набор следующих действий, этапов работы.
1. Изучение учащихся и коллектива класса: получение демографических, медицинских, психологических, педагогических данных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности, индивидуальные особенности).
2. Формулировка воспитательных задач, общих для класса или отдельных групп, учеников класса, типовых для определенного периода обучения и индивидуальных.
3.Планирование воспитательной работы - составление плана, оперативного документа для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению.
4.Организация, проведение и корректировка деятельности в соответствии с задачами и планом: проведение классных часов, экскурсий, походов, вечеров, родительских собраний и пр.
5. Анализ и оценка результатов воспитания, которые выражаются в уровне воспитанности учеников. Наблюдение, опросники и другие методы позволяют судить о результатах и ставить новые задачи, а также о собственной профессиональной компетенции и личностном росте классного руководителя как воспитателя.
Этот цикл, от диагностики до оценки результатов, характерен для управления в социальных системах (с участием человека), какой и является система воспитания, и может быть сведен к четырем этапам: диагностика; планирование; реализация плана; анализ результатов. К сожалению на практике учителя, воспитатели слабо рефлектируют свою работу, проводя ее формально, сводя к мероприятиям, не всегда хорошо зная учащихся, не осознавая целей, содержания, средств, не планируя результатов. Поэтому воспитание учащихся происходит как бы непреднамеренно, случайно и, значит, малоэффективно. Чтобы было иначе, надо осознать технологический цикл работы с классом и технологию работы с отдельными учениками, изучить его в деталях и овладеть им на практике.
- Вопросы к экзамену по педагогике филологический факультет 3 курс д/о 20011|12уч.Г.
- Личностно-ориентированное и традиционное обучение.
- Контроль и мониторинг успеваемости.
- Модуль и модульное обучение.
- Понятие компетенции и компетентности.
- Педагогическая технология (в обучении и воспитании).
- Традиционный и нетрадиционный урок. Понятие современного урока.
- Активные методы обучения.
- Индивидуальные планы и программы.
- Метод проектов. Метод кейсов. Почему сейчас мы обратились к этим методам в школе.
- Функции классного руководителя.
- Формы работы классного руководителя с семьей ученика.
- Семья, типы семей, воспитание ребенка в семье.
- Внеклассное воспитательное мероприятие и его анализ.
- Основные проблемы обучения и воспитания в современной России.
- Цели воспитания в России и в мире.
- Концепция духовно-нравственного развития.
- Социализация как фактор развития личности. Институты социализации, их краткая характеристика.
- Воспитание, его сущность и цели. Движущие силы процесса воспитания. Признаки воспитания.
- Гуманистические психология и педагогика, их влияние на воспитание.
- Педагогика как наука, ее структура, связь педагогики с другими науками, функции педагогики, ее цели и задачи .Основные категории педагогики.
- Воспитание и самовоспитание.
- Цели воспитания в их историческом развитии. Современный подход к целям воспитания. Основные тенденции и проблемы воспитания в России (Концепция нравственно-духовного развития).
- Формирование и развитие личности в процессе воспитания. Понятия индивид, личность, индивидуальность, темперамент. Базовая культура личности.
- Методы воспитания: организации деятельности (формирования поведения), формирование сознания, стимулирующие методы. Условия выбора методов воспитания.
- Подходы к воспитанию(личностный, культурологический и т.Д.), возможные классификации воспитания по различным основаниям( семейное, авторитарное, нравственное и пр.).
- Методология педагогики, ее уровни.
- Закономерности процесса воспитания, раскрытие их сущности.
- Принципы воспитания , их роль в организации процесса воспитания.(правила реализации каждого принципа).
- Понятие воспитательной системы школы, элементы системы, критерии ее развитости.
- Свободное воспитание. Возникновение и развитие теории и практики свободного воспитания. Примеры применения на практике теории свободного воспитания в XX веке.
- Педагогическое общение, его структура, стили. Требования к эффективной организации общения. Экспрессивный репертуар.
- Теория коллектива а.С. Макаренко. Подходы к формированию коллектива. Стадии развития коллектива. Признаки развитого коллектива.
- Воспитание в коллективе. Коллектив и личность. Самоуправление в школьном коллективе.
- Нравственное воспитание, его цели. Методы формирования нравственного сознания и поведения.
- Эстетическое воспитание, его цель и задачи.
- Экологическое воспитание, его роль в формировании отношения к природе и человеку.
- Физическое воспитание, его история и современные проблемы. Здоровьесберегающие технологии в школе.
- Половое просвещение и воспитание.
- Религиозное и атеистическое воспитание.
- Гражданское и патриотическое воспитание.
- Трудовое воспитание учащихся. Место трудового воспитания в различные исторические периоды и на современном этапе.
- Поликультурное воспитание и воспитание толерантности у ребенка.
- Умственное воспитание школьника. Формирование мировоззрения ребенка.
- Семья и семейное воспитание. Типы семей. Современное состояние института семьи в России.
- Формы и содержание работы школы с семьей ученика.
- Педагогические техника и технология. Педагогическое мастерство.
- Педагогический процесс. Толкование понятия, примеры.
- Классный руководитель, его функции и обязанности.
- Педагогика (определение). Предмет, объект, функции педагогики.
- Методологические основы педагогики.
- Понятие о педагогическом проектировании.
- Педагогическая диагностика. Методы педагогических исследований.
- Методологическая культура педагога.
- Дидактика. Ее предмет, цели, задачи.
- Становление дидактики как науки. Связь дидактики с другими науками.
- Развивающая функция обучения.
- Воспитательная функция обучения.
- Основные категории и понятия дидактики.
- Закон об образовании.
- Содержание образования. Его структура.
- Структура процесса обучения.
- Подходы к отбору содержания образования.
- Государственный образовательный стандарт, его связь с документами по образованию и содержанию образования.
- Учебный план средней школы. Структура, виды планов.
- Учебная программа, ее виды.
- Учебник, его функции, требования к учебнику.
- Закономерности процесса обучения.
- Принципы обучения. Правила обучения.
- Мотивы учения, их структура и классификация.
- Познавательный интерес, его особенности у разных возрастных групп.
- Средства обучения, их использование.
- Понятие метода обучения. Подходы к классификации методов обучения, выбор методов обучения. Приемы обучения.
- Классификация методов обучения по источнику знания.
- Классификация методов обучения по уровню познавательной активности учащихся на уроке.
- Организационные формы обучения. Основания для классификации организационных форм обучения.
- Урок как основная организационная форма обучения. Пути модернизации урока.
- Типы и виды урока. Подготовка к уроку.
- «Фотография» урока, анализ урока.
- Структура урока, особенности элементов структуры. Система уроков по теме.
- Индивидуализация и дифференциация обучения. Личностно ориентированное образование.
- Самостоятельная работа ученика, ее признаки, значение, виды.
- Домашняя работа как основной вид самостоятельной работы.
- Неуспеваемость, ее причины, пути преодоления неуспеваемости.
- Контроль и учет успеваемости. Виды контроля, функции контроля.
- Оценки и отметки в современной школе. Функции отметки.
- Формы получения общего среднего образования в России. Типы средних учебных заведений. Заочное образование, экстернат.
- Проблема обучения одаренных детей.
- Основные проблемы и тенденции развития образования в мире.
- Учебная деятельность ученика.
- Педагогическая деятельность преподавателя.
- Этапы процесса обучения.
- Ученическое портфолио.