logo
6

Формирование и развитие личности в процессе воспитания. Понятия индивид, личность, индивидуальность, темперамент. Базовая культура личности.

Сущность понятия личность

"Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»,- так К.Д.Ушинский понимает одно из условий педагогической деятельности: изучать природу ребенка. Педагогика должна иметь научное представление о личности учащегося, поскольку ученик - это предмет и одновременно субъект педагогического процесса. В зависимости от понимания сущности личности и ее развития строятся педагогические системы. Поэтому вопрос о природе личности носит методологический характер и имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. В науке различаются понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность. Человек - биологический вид, высокоразвитое животное, способное к сознанию, речи, труду. Индивид - это отдельная особь, человеческий организм с только ему присущими особенностями. Индивид соотносится с человеком, как особенное с типическим и всеобщим. Индивидуальность так же соотносится с понятием личность, отражая особенности конкретной личности. Личность (центральное понятие для человековедческих наук) - это человек как носитель сознания, социальных ролей, участник общественных процессов, как существо общественное и формирующееся в совместной с другими деятельности и общении. Личность - особое системное качество человека, которое приобретается при жизни среди людей. Личностью можно стать среди других людей. Личность - системное состояние, включающее в себя биологические пласты и социальные образования на их основе.

Отсюда вопрос о структуре личности. Религиозные учения видят в личности низшие пласты (тело, душа) и высшие - дух. Сущность человека духовна и изначально задана верховными сверхчувственными силами. Смысл человеческой жизни - приближение к богу, спасение через духовный опыт.

З.Фрейд, стоя на естественнонаучных позициях, выделял в личности три сферы: подсознание ("Оно"), сознание, разум ("Я") и сверхсознание ("сверх-Я"). Природной и разрушительно опасной основой личности З.Фрейд считал половое влечение, придавая ему характер двигательной силы, определяющей поведение человека.

Бихевиоризм (от англ. behaviour - поведение), направление в психологии, сводит личность к формуле "стимул-реакция", рассматривает личность как набор поведенческих реакций в ответ на ситуации, стимулы и исключает из структуры личности ее самосознание, то, что и есть основа личности.

отечественной психологии (К.К.Платонов) выделяются четыре подструктуры личности: - биопсихические свойства: темперамент, половые, возрастные особенности; - психические процессы: внимание, память, воля, мышление и пр.; - опыт: умения, навыки, знания, привычки; - направленность: мировоззрение, стремления, интересы и пр. Из этого видно, что природа личности биосоциальна: в ней есть биологические структуры, на основе которых развиваются психические функции и собственно личностное начало. Как видно, разные учения выделяют в личности примерно одинаковые структуры: природные, низшие, пласты и высшие свойства (дух, направленность, сверх-Я), однако объясняют их происхождение и природу по-разному.

Развитие личности и его факторы

Развитие личности - одна из главных категорий в психологии, педагогике. Психология объясняет законы развития психики, педагогика строит теории о том, как целенаправленно руководить развитием человека. В науке есть формула: человеком рождаются, личностью становятся. Следовательно, личностные качества приобретаются в процессе развития. Развитие личности понимается как процесс количественных и качественных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов. Развитие ведет к изменению качеств личности, к появлению новых свойств; психологи называют их новообразованиями. Изменение личности от возраста к возрасту протекает в следующих направлениях: физиологическое развитие (скелетно-мышечная и другие системы организма), психическое развитие (процессы восприятия, мышления и пр.), социальное развитие (формирование нравственных чувств, усвоение социальных ролей и др.).

Споры в науке вызывает вопрос о том, что движет развитием личности, под влиянием каких факторов оно протекает. С точки зрения биологически ориентированных направлений, развитие понимается как развертывание генетических программ организма, как наследственно запрограммированное созревание природных сил. Значит, определяющим фактором развития являются задатки - анатомо-физиологические особенности организма, наследуемые от предков. Вариантом этой позиции является взгляд на индивидуальное развитие (онтогенез) как на повторение всех стадий, которые прошел человек в процессе своей исторической эволюции (филогенезе): в онтогенезе в сжатом виде повторяется филогенез. Согласно З.Фрейду, в основе развития человека тоже лежат биологические процессы, проявление в разных формах либидо - полового влечения.

Многие психологи, биологи утверждают, что развитие ребенка предопределяется врожденными инстинктами, особыми генами сознания, носителями постоянных наследуемых качеств. Это породило в начале 20 века учение о диагностировании свойств личности и практику тестирования детей в начальной школе, деление их по результатам тестов на группы, которые должны обучаться по разным программам в соответствии со способностями, данными природой. Однако у науки нет ясного ответа на вопрос о том, что именно биологически наследует человек.

Социологически ориентированные направления рассматривают среду как определяющий источник развития человека. Среда это все, что составляет окружение человека. Ученые выделяют некоторые группы средовых факторов (А.В.Мудрик). К макрофакторам относят космос, мир, климат, общество, государство; мезофакторы - отдельные социальные группы людей и институты, школа, средства массовой информации; микрофакторы - семья, сверстники. Развитие и формирование человека под влиянием всех средовых факторов в социологии принято называть социализацией. В педагогике, как было сказано, оно близко к понятию воспитание в социальном значении.

Отечественная наука понимает проблему соотношения влияния разных факторов на развитие личности следующим образом. Биологически наследуемые особенности индивида только создают почву для развития личности. Они развиваются по воздействием среды и воспитания (одного из институтов социализации). При рождении здоровые люди обладают относительно одинаковыми задатками, возможностями. И только социальное наследование, то есть прижизненное влияние окружающей среды и воспитания обеспечивает развитие. Воспитание выгодно отличается от средовых факторов тем, что это управляемый процесс, который регулирует, создает преднамеренно условия для развития и адаптации. Это же относится и к обучению как части целостного педагогического процесса: обучение ведет за собой развитие. Этот главный закон развития личности, сформулированный Л.С.Выготским, означает, что посредством совместной деятельности и общения формируются психические функции ребенка, социальные навыки, этические нормы, самосознание и пр. Воспитание среди всех факторов социализации трактуется как наиболее значимый в развитии личности именно в силу его направленности и организованности.

С середины 20 века, однако, активно развивается несколько иной взгляд на развитие личности. Гуманистическая психология (А.Маслоу и др.) утверждает, что становление личности не в меньшей мере зависит от активности самого человека. Активность понимается как стремление каждого к самоактуализации, познанию себя и высших смыслов существования, к самореализации, часто вопреки окружающей среде, нивелирующей, подавляющей индивидуальность. А.Маслоу, К.Роджерс и др. считают, что помощь человеку, ученику школы состоит именно в том, разбудить его собственные стремления к самоактуализации, которые, как они думают, изначально ему присущи. На таком понимании личности и ее развитии в последние десятилетия строятся воспитательные концепции на Западе, а в недавнее время и в нашей стране. В более традиционных для отечественной науки терминах такая позиция означает, что активность самого ученика, его воля, убеждения, деятельность по саморазвитию и самовоспитанию относятся к внутреним факторам развития личности. Эти внутренние факторы, по сути, приобретенные свойства личности, части ее структуры, формируются под воздействием воспитания в первую очередь. Но в ходе жизни ребенка сами становятся источником, движущей силой его развития. Этим объясняется отчасти, что под влиянием одних и тех же воспитательных и средовых условий ученики вырастают разными. Это ставит вопрос о важности самовоспитания и его связи с воспитанием. Педагогика понимает его так: воспитание вызывает самовоспитание, и чем быстрей, тем лучше.

Межнаучный анализ проблемы развития личности приводит педагогику к следующим выводам методологического характера. Педагогический процесс следует рассматривать как основной фактор формирования личности, что ведет к разработке относительно новой парадигмы в образовании, обновления всех компонентов педагогического процесса. Такая парадигма получила в науке название личностно-ориентированного образования. Разработка такого взгляда требует как от ученых, так и от педагогов-практиков опоры на названные выше подходы: системный, личностный, деятельностный, технологический.

Анализ педагогического процесса в свете теории развития личности ведет к утверждению субъект-субъектных отношений между учителем и учеником, что характеризует современную педагогику как гуманистическую. Личностная ориентация педагогического процесса обязывает видеть воздействие образования не только на ученика, но и на учителя, личность которого также развивается в педагогической деятельности, что определяет ряд проблем в подготовке и профессиональном росте педагогов.

Содержание образования, как фундамент базовой культуры личности

Для успешного осуществления образовательного процесса большое значение имеет само содержание образования. Так как образование имеет целью не только интеллектуальное, но так же морально-эстетическое развитие человека, содержание образования можно условно разделить на две части. Первая включает комплекс систематизированных научных, профессионально-направленных знаний, умений и навыков, а так же методы обучения полноценного и правильного использования их в будущей профессиональной деятельности. В качестве содержания второй части образования выступает государственная политическая и культурная идеология, социальный статус общества, исторический опыт и нравственно-эстетические идеи.

Определение содержания образования – непростая задача. История формирования и развития педагогической науки знает немало ошибок, отрицательно сказывающихся на становлении личности человека из-за неполного или избыточного, отстающего от современного состояния науки или несоответствующее возрастным особенностям учеников содержания образования. Существует несколько факторов, оказывающих влияние на постоянно изменяющееся содержание образования. Важнейшим фактором являются потребности общества. Раньше, например, школьная система образования включала лишь изучение основ математики, чтение и письмо. С развитием науки и расширением духовной жизни общества менялось и содержание образования. Развитие производства требовало от образовательной системы подготовку специалистов более высокого класса, что, безусловно, обогащало и расширяло содержание образования. Другим фактором, повлиявшим на содержание школьного образования, послужило изменение в социальной сфере общества, обусловленное изменением политической идеологии общества. До определенного времени считалось, что образование могут получать только избранные люди, принадлежащие к определенным слоям общества.

Еще одним значительным фактором является субъективное влияние самого педагога на содержание образования посредством методов, приверженцем которых он является. Многое зависит от трактовки вопроса о развитии умственных способностей учеников.

В педагогической науке разработана целая система требований к содержанию школьного образования. Один из пунктов системы указывает на то, что содержание образования должно быть направлено на формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Именно по этой причине в школьную программу включены не только предметы, дающие знания научных основ, но и такие дисциплины как физкультура, музыка, труд, изобразительное искусство. Второй пункт свидетельствует о гражданско-патриотической и идеологической направленности образования школьников. Важным требованием к содержанию школьной образовательной программы является построение материала на строго научной основе. Это значит, что школьникам должны предлагаться для усвоения, только твердо устоявшиеся и проверенные научные факты. Необходимо так же постоянно пересматривать и при необходимости обновлять и пополнять содержание образования в соответствии с современным положением науки, политического состояния государства, социального статуса общества. Содержание образования должно строиться с учетом взаимосвязей между отдельными предметами, а внутренняя структура содержания каждой дисциплины должна представлять собой систему знаний, основанной на логике, присущей той или иной науке. Последнее требование заключается еще и в том, чтобы ученики понимали, что все науки имеют непосредственную или косвенную связь друг с другом и составляют систематизированную совокупность, а не простой набор разрозненной информации. Любое образование должно сочетать теоретические основы и практические навыки и должно соответствовать возрастным особенностям учащихся. Школьное образование должно в полной мере обеспечивать ученика знаниями и умениями достаточными для следующего этапа получения образования.

Направление развития в содержании образования долгое время носило характер дифференциации, однако, предполагая постоянное увеличение количества изучаемых предметов, она не может быть безграничной. Поэтому в настоящее время все большее значение приобретает интеграция учебных дисциплин, имеющих близкую направленность и смежные цели. Основами современной образовательной системы являются гуманизация, интегрирование, наиболее полное использование мировых научных и культурных достижений, широкое применение информационных технологий и достижений современной техники. Содержание современного образования все больше насыщается гуманитарной составляющей учебного материала. Основной идейной линией гумманитаризации является то, что каждому человеку, независимо от его профессии и вида деятельности, необходимо иметь представление об истории и географии своей страны и мира в целом, знать родной язык и литературу.

Гуманизация образования заключается в перестройке содержания образования с акцентом на личностно ориентированное мировоззрение. Преподавание дисциплин ведется с учетом человеческого фактора. Каждый предмет преподносится с позиции конкретного применения в целях усовершенствования уровня человеческой жизни. Гуманистическое образование направлено на формирование оптимистических взглядов на жизненный процесс, навыков самоорганизации и саморегуляции поведения.

В условиях современного состояния экологической ситуации в мире, в систему образования включены дисциплины, имеющие основной целью развить у человека представлении о неразрывности существования человека с природой. Важно привить обучаемым понимание мира как гармоничное сосуществование человеческих достижений с природными богатствами, развить соответствующую культуру пользования природными ресурсами.

Использование мировых научных и культурных достижений предполагает периодическое пополнение и видоизменение содержания образования в соответствии с мировыми переменами в различных научных и культурных областях. Значительное влияние на весь образовательный процесс оказало развитие в области информационных технологий. Большие темпы этого развития и широта применения его результатов, привели к созданию во многих учебных заведениях не только новых дисциплин, но и новых организационных подразделений: кафедр, вычислительных центров, компьютерных курсов и т. д. Использование современных информационных технологий, главным образом посредством компьютеров, значительно ускорило и упростило процесс образования и самообразования личности, сделало его более доступным (дистанционное образование).