logo
Voprosy_po_sotsialnoy_pedagogike (1)

4. Сущность воспитания как педагогического процесса. Его закономерности и принципы.

Воспитание как педагогическое явление – это целенаправленный, системно организованный процесс, реализуемый педагогами в различных типах образовательных учреждений и ориентированный на освоение личностью норм и правил поведения, принятых в обществе. Сущность воспитания состоит в том, что только включая растущего человека в разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом и умело стимулируя его активность (отношение) к этой деятельности, можно осуществлять его действенное воспитание. Воспитанию как педагогическому явлению присущи определенные признаки.1. Воспитание характеризуется целенаправленностью воздействий на воспитанника. 2. Воспитание имеет гуманистическую направленность, которая определяет характер воздействия педагога на воспитанника. 3. Важнейшим признаком воспитания является взаимодействие воспитателя и воспитанника, что выражается в активности самого воспитанника в процессе воспитания и определяет его субъектную позицию.4. Воспитание как педагогическое явление – это процесс, предполагающий конкретные качественные и количественные изменения личностей, с которыми взаимодействует воспитатель. Закономерности педагогического процесса- это причинно-следственные связи между отдельными явлениями, сторонами педагогического процесса. Принципы педагогического процесса– система основных требований к обучению и воспитанию.

К принципам организации педагогического процесса относятся: - принцип гуманистической направленности педагогического процесса (всестороннее развитие личности);- принцип связи педагогического процесса с жизнью и практикой- принцип научности как требование соответствия содержания, форм и методов образования современному уровню развития науки и техники;-принцип связи воспитания с жизнью;- принцип коллективности обучения и воспитания детей, - принцип преемственности, последовательности и систематичности педагогического процесса, направленный на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, приобретенных личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование; - принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему- принцип единства требований семьи, школы и общественности к ребенку;- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности.