18. Социально-педагогическое проектирование. Виды и структура проектов. Детское социальное проектирование.
Проектная деятельность – это деятельность по решению проблемы выдвинутой самими обучаемыми, результатом которой является какой-либо продукт и который заканчивается рефлексивным этапом.
Под социально-педагогическим проектированием понимается возможность преобразовывать социальные процессы, явления, условия с помощью педагогических средств.
Педагогический потенциал данного вида проектов направлен на социализацию его участников, их осознанную адаптацию к существующим условиям; на формирование умения продуктивно взаимодействовать с окружающим социальным пространством, улучшая его по мере своих сил и тем самым решая свои проблемы. По мере развития социально-педагогического проекта часто рождаются новые виды субъектов и инновационные формы социальной активности, что может служить показателем демократизации.
Структура проекта :
Определение проблемы (проблематизация);2Целеполагание;3Выдвижение гипотезы;4Планирование;5Выполнение деятельности;6Презентация;7Рефлексия
Типовая технология решения социально-педагогической проблемы:
Определение социально-педагогической проблемы:
Содержание проблемы
Внешние признаки проблемы
Тип и уровень проблемы (воспитательная, коррекционная, индивидуальная и т.д.)
Характер проблемы (информационная, управленческая и т.д.)
Ситуационный анализ:
Общее описание социально-педагогической ситуации, истоки возникновения проблемы
Организация структуры, в раках которой возникает проблема
Типовые отношенияотношения, сложившиеся в образовательном учреждении и взаимодействие субъектов данной ситуации
Описание результатов работы (информация, концепция, план социально-педагогического анализа)
Профессиональное понимание социально-педагогической проблемы
Определение пределов проблемы для социального педагога и других специалистов, форм их взаимодействия.
Определение социально-педагогической стратегии.
Подготовка программ рабочего плана действий.
Определение объекта и предмета
Определение целей и задач
Определение содержания деятельности
Выработка показателей и критериев оценки
Разработка инструментария социально-педагогической деятельности
Описание и обоснование методик сбора первичной социально-педагогической информации
Разработка логической схемы анализа полученных данных, определение перспектив
Разработка рабочего плана
Разработка рекомендаций для реализации деятельности
Описание хода и результатов социально-педагогической деятельности
Основные выводы по задачам, характеризующие состояние социально-педагогической проблемы
Выводы о готовности социального педагога к решению проблемы (понимание значимости проблемы, необходимости ее решения, желание участвовать, уверенность в своих силах, понимание причин проблемной ситуации, оценка проблемы, опыт, предложения и прогнозы по ее решению)
Оценка реальности и значимости проблемы
Обоснование и планирование деятельности социального педагога по решению проблемы
Разработка социально-педагогической технологи:
Уточнение по итогам исследования социально-педагогического заказа
Детализация проблемы
Определение причин проблемной ситуации
Определение действующих и нейтральных факторов
Определение педагогического и социально-психологического фона деятельности
Разработка концептуальных основ разрешения проблемы
Разработка возможных путей разрешения проблемы
Обоснования выбора пути решения социально-педагогической проблемы
Реализация социально-педагогического проекта
В своей деятельности социальный педагог использует следующие методы проектирования:
Социально-педагогическое проектирование (мыслительное настроение варианта решения проблемы педагогическими средствами)
Социально-педагогическое проектирование (многовариантное конструирование, развитие социально-педагогической системы)
Социально-педагогическая технология ( подготовка к практической деятельности педагога по реализации программ предусматривающих возможность достижения цели)
Виды проектов (Е.С. Полат):
По характеру доминирующей в проекте деятельности различают:
Исследовательские
Поисковые
Творческие
Ролевые
Прикладные
Ознакомительно-ориентировочные
По предметно-содержательной области:
Монопроекты (лингвистические, литературно-творческие и т.п.)
Межпредметные
По характеру координации:
С открытой, явной координацией (координатор выполняет свою собственную функцию, не навязчиво направляя работу его участников, организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его исполнителей )
Со скрытой координацией (координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности группы участников, в своей функции он выступает как полноправный участник проекта. Чаще всего это телекоммуникационные проекты)
По характеру контактов:
Внутренние (региональные) – в пределах одной страны
международные
По количеству участников проекта
Личностные (индивидуальные)
Парные
групповые
По продолжительности выполнения проекта
Краткосрочные
Средней продолжительности (1 неделя-1 месяц)
Долгосрочный (1 месяц до нескольких месяцев)
- 1. Педагогика как наука. Предмет, объект, задачи и методологические основы.
- 2. Социальная педагогика в системе наук о человеке. Цели и задачи.
- 3. Категории педагогики и социальной педагогики.
- 4. Сущность воспитания как педагогического процесса. Его закономерности и принципы.
- 5. Социализация как социально-педагогическое явление. Человек как объект, субъект социализации.
- 6. Агенты социализации. Механизмы социализации человека.
- 7. Факторы социализации.
- 8. Семья как социальный институт. Особенности современной семьи.
- 9. Социально-педагогическая помощь семье.
- 10. Социальное воспитание. Цель, задачи, объект социального воспитания. Личность как субъект социального воспитания.
- 13. Социальная адаптация и дезадаптация. Виды дезадаптации, причины и проявление дезадаптации.
- 14.Девиация как социально-педагогическая проблема. Типология отклоняющего поведения. Причины, факторы, обуславливающие девиантное поведение.
- Причины девиантного поведения
- 15. Понятие нормы и отклонения в социальной педагогике. Виды социальных норм, типы отклонения.
- 16. Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей. Категории детей без попечения родителей, выявление этих детей. Формы устройства этих детей.
- 18. Социально-педагогическое проектирование. Виды и структура проектов. Детское социальное проектирование.
- 19. Технологии социальной работы. Их виды, принципы разработки и реализации. Требование к технологиям социальной работы.
- Особенности технологий социальной работы
- 20. Основные международные документы по защите детства. Социальная защита детства в рф. Объекты, субъекты социальной защиты. Формы и методы социальной защиты.
- 21. Диагностический инструментарий социального педагога.
- 22. Деятельность социального педагога в общеобразовательной школе.
- Школьный социальный педагог:
- Обязанности школьного социального педагога :
- Социальный педагог имеет следующие права:
- Основные методы и направления работы школьного социального педагога:
- 23. Самоопределение и профориентация школьников.
- 24. Табакокурение, наркотиколизация, алкоголизация как социально-педагогические проблемы. Профилактическая работа в практике социально-педагогической деятельности.
- Причины табакокурения
- 2. Наркотизация
- Причины наркотизации подростков
- 3. Алкоголизация
- Причины подросткового алкоголизма
- Профилактическая работа в практике социально-педагогической деятельности
- 25. Одаренный ребенок, виды и признаки одаренности. Педагогические подходы к работе с одаренными детьми.
- 26. Детское движение. Детские общественные организации и объединения как фактор развития личности ребенка. Виды детских объединений.
- 27. Дополнительное образование в современной системе образования в России. Цели и задачи педагогических программ в сфере педагогического образования. Работа социального педагога в микрорайоне.
- 28. Личность и специфика профессиональной деятельности социального педагога. Требования к педагогу. Педагогическая культура и этика социального педагога.
- 29. Общение как фактор социализации. Его виды, функции, структура. Пути формирования коммуникативной компетентности (детей).
- 31. Проблема цели педагогики. Технология постановки цели. Классификация целей и задач. Таксономия целей.
- 32. Деятельность как способ существования человека. Ее виды и уровни сформированности. Деятеностный подход к развитию личности.