logo
Voprosy_po_sotsialnoy_pedagogike (1)

5. Социализация как социально-педагогическое явление. Человек как объект, субъект социализации.

Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать. Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Важнейшую роль в том, каким вырастет человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации.

Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами социализации. А.В.Мудрик выделил основные факторы социализации: мегафакторы (мега - очень большой, всеобщий) - космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли. Вторая группа - макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах Третья группа - мезофакторы (мезо - средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.Четвертая группа микрофакторы. К ним относятся факторы непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют – семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников. Каждый человек, особенно в детстве и юности, является объектом социализации. Человек становится полноценным членом общества будучи субъектом социализации, усваивающим социальные нормы, культурные ценности, проявляющим активность, самореализующимся в обществе. Субъектом социализации человек становится объективно, так как на протяжении всей жизни он ставит перед собой цели, то есть проявляет субъектность (позицию) и субъективность (индивидуальное своеобразие). Человек становится полноценным членом общества, будучи не только объектом, но и, что важнее, субъектом социализации, усваивающим социальные нормы и культурные ценности, проявляя активность, саморазвиваясь и самореализуясь в обществе.