logo
Voprosy_po_sotsialnoy_pedagogike (1)

6. Агенты социализации. Механизмы социализации человека.

Социально-педагогические механизмы социализации: Традиционный (стихийный). Представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, социальных стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Институциональный. Действует в процессе взаимодействия человека с образовательными учреждениями, общественными организациями. В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний, опыта, социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм Информационный (печать, телевидение, кино, радио, Интернет). Влияет на социализацию человека путем трансляции информации и демонстрации определенных образцов поведения героев кино, книг и т. д. как непосредственно (образовательно-воспитательные программы, кинофильмы), так и опосредованно (все многообразие средств массовой коммуникации (СМК)). Межличностное общение — это взаимодействие человека с референтной группой благодаря эмпатии, идентификации и т.д. (А.В. Мудрик). Зеркальный механизм как ориентация человека на других (А.В. Мудрик). Схожим можно назвать механизм дифференциального усиления, когда приемлемое поведение поощряется, а неприемлемое — наказывается социальным неодобрением. Субкультурный механизм. Действует в рамках определенной субкультуры как совокупности норм, ценностей, представлений и стереотипов поведения традиционной культуры, интерпретированных конкретным, относительно замкнутым сообществом; осуществляется в формах самоорганизации общения и культурной жизни в таком сообществе (А.В. Мудрик).Агенты социализации

В процессе социализации основными социализирующими агентами являются социальные группы и контексты: семья, сверстники, образовательные учреждения, общины, добровольные организации, трудовые коллективы, средства массовой информации, клубы по интересам, церковь, общественные организации и политические партии, государственные учреждения и т. д.